Ирина Высоцкая
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования : «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Актуальность моей темы заключалась в том, чтобы не только познакомить детей с растительным и животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радовать.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Цель моей работы: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
Образовательные:
- формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
- систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
- учить понимать причинно - следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека.
- учить детей правильно взаимодействовать с природой.
- формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
Развивающие:
- развивать ответственное и бережное отношение к домашним живот-ным и диким животным.
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
Основные направления моей работы – это формирование предметно - развивающей среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Развивающая предметно – пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов. Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной. Согласно этим требованиям в группе оформлен уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, дикими и домашними животными, проводятся наблюдения за погодой и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлен уголок экспериментирования с набором материалов для опытов, картотекой дидактических игр и прогулок.
При взаимодействии с детьми мною использовались различные формы работы :
- экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
- чтение (сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого).
- рассматривание демонстрационного материала Светланы Николаевны Вохринцевой, Людмилы Борисовны Фесюковой, Натальи Николаевны Кондратьевой и др.
- игра («Найди дерево по описанию», «Когда это бывает», «Можно - нельзя» и т. д.)
Был проведен конкурс рисунков «Природа в опасности».
Также была проведена следующая работа:
1. НОД по теме: «Листопад»; «Как розовые яблочки на ветках снегири»; "Чудо – дерево».
2. Беседы с детьми «Знакомимся с Красной книгой»
3. Изготовление кормушек «Поможем птицам»
Изготовление кормушек силами родителей
4. Озеленение участка «Деревья и кустарники растут вместе с детьми»
5. Синичкин день (День встречи зимующих птиц)
6. Экологическая игра «Загадки природы»
7. Просмотр видеороликов «Как люди охраняют природу»
8. Проект «Деревья – наши зеленые друзья»
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. В работе с родителями в направлении экологического воспитания детей использую как традиционные формы работы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
Работа с родителями велась непрерывно, большое внимание уделя-лось совместной деятельности детей и взрослых (природоохранным акциям, развлечениям, выставкам). Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
Как итогом моей работы по экологическому воспитанию явилась реализация проекта «Деревья – наши зеленые друзья». Это творческо-исследовательский, долгосрочный проект.
Участниками этой проектной деятельности были воспитанники средней группы – воспитатели - родители.
Цель: формировать у дошкольников представления о жизни деревьев, их взаимосвязях с окружающей средой, выявление пользы и вреда флоры и фауны экосистемы в ходе наблюдений, бесед, игр.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о деревьях;
- формировать обобщенные способы умственной деятельности и сред-ства построения собственной познавательной деятельности.
Развивающие:
- развивать умственные операции сравнения и обобщения;
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
- приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
-развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
-развивать мотивацию на здоровый образ жизни.
Воспитательные:
-воспитывать эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных;
-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.
Анализируя результаты проведенной проектной деятельности, можно сделать вывод: у детей сформировались устойчивые представления о деревьях Республики Мордовии, повысился познавательный интерес к растительному миру, расширились коммуникативные и творческие способности детей, дети научились любить, охранять и беречь родную природу, соблюдать правила безопасного поведения в лесу.
В проектную деятельность были вовлечены и родители. Через разработанные памятки и рекомендации они узнавали о проводимых в группе мероприятиях и в домашних условиях закрепляли полученные детьми в ДОУ знания.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, сов-местно организованные мероприятия не только помогали обеспечить един-ство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.