Лариса Ходина
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста обусловлены тем, что данный возраст относится к самоценным этапам развития экологической культуры человека. Именно в этот период происходит закладка основ личности и начинается формирование позитивного отношения к окружающему миру, природе. Одновременно малыш начинает отделять себя от окружающей среды, проявляя эмоционально-ценностное отношение к ней. Именно поэтому знания об определенных нормах и правилах взаимодействия с природой, сопереживание к ней и активный интерес к решению определенных экологических проблем столь актуальны для дошкольников.
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Ключевые слова: экология, экологическая культура, воспитание, природа, экологическое воспитание, дошкольник.
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Экологическое воспитание является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
В дошкольном детстве закладываются основы экологической культуры. В исследованиях Н. Н. Кондратьевой, А. М. Федотовой, И. А. Хайдуровой и других доказано, что детям 5-7 лет доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы – оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека.
Исследование по теме формирования основ экологической культуры у
дошкольников своевременно по причине отсутствия общих методических подходов к организации экологического образования в условиях ДОУ. При всем многообразии рекомендаций и авторских парциальных программ экологического воспитания дошкольников, оно чаще сводится к экологическим знаниям и умениям. Между тем, экологическая культура – это прежде всего осознанное, личностно пережитое ребенком положительно-эмоциональное, ценностное и деятельностное отношение к окружающей природе и людям как ее части.
Понятие «экологическая культура» достаточно неоднозначное. В связи с тем, что становление процесса экологического образования в дошкольной педагогике еще не завершено, содержание данного понятия может изменяться, однако суть остается одна – воспитывать у подрастающего поколения необходимые навыки и привычки, рассчитанные на целесообразное и бережное отношение к природе и среде обитания, на осознание своего места как части природы.
Обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают
основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения, формирования основных компонентов экологической культуры личности.
На первых этапах формирования основ экологической культуры детей более целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у детей экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используется метод наблюдения, далее воспитатель с помощью беседы, разъяснений вызывает эмоциональные реакции детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах : экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др.
Важным средством саморазвития старших дошкольников в процессе воспитания – формирование основ экологической культуры выступает игра, которая всегда интересна ее участникам.
Игра, являясь ведущей деятельностью дошкольников, выступает важным средством его воспитания. Она позволяет приобщить ребят к современной жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
1. Центральным звеном в процессе воспитания основ экологической культуры дошкольников является содержание представлении, отражающих закономерности природы:
- многообразии живых организмов;
- их рост и развитие, связь с внешней средой.
Усвоение дошкольниками такой системы знаний становится началом формирования, а вслед за этим – происходит развитие умений и навыков соответствующего поведения. Наличие взаимосвязи между знаниевым, ценностным и деятельностным компонентами.
2. Под экологической культурой, мы будем понимать способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.
3. Для успешного формирования экологической культуры в старшем дошкольном возрасте необходимо решить ряд задач, начиная с формирования системы элементарных научных экологических знаний и заканчивая формированием элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Добавить ценности, отношение, видение себя в близкой природе и формирование личного опыта взаимодействия с разными объектами природы.
4. При выборе средств и методов формирования экологической культуры необходимо учитывать, что основной вид деятельности дошкольников – игра, в котором органично складываются, закрепляются, осознаются новые знания, умения, отношения. В этой деятельности с детьми можно проиграть и прожить те ситуации, которые в силу возраста не возможно сделать в повседневной жизни.
5. Достаточно популярными в практике дошкольного экологического образования являются такие средства и методы как занятия в экологической комнате, исследовательская работа в организованных лабораториях, прогулки, экскурсии и занятия по заранее оформленным экологическим тропинкам.
6. Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
7. Залогом успешности педагогической деятельности в этом направлении развития дошкольников является интеграция экологических знаний на различных занятиях: экология, физкультура, труд, музыка, изобразительное искусство.
8. Необходимо активно вовлекать детей в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.
9. Пути воспитания основ экологической культуры в ДОУ разнообразны. Основным условием здесь выступает многоплановость, вариативность, сочетание разнообразных форм, методов и средств экологического воспитания.
10. Особое внимание к отбору содержания и методов воспитания основ экологической культуры у старших дошкольников определяется необходимостью рассматривать этот процесс как непрерывный и систематический, а также особым значением периода дошкольного детства - его благоприятностью для эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Результаты формирования основ экологической культуры проявляются в практической деятельности дошкольников, поэтому особо значимым является непосредственное общение дошкольников с природой, способность к диалоговому взаимодействию с ней.
Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру,
Природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать свое мнение, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.
Процесс повышения эффективности педагогической работы в направлении формирования основ экологической культуры старших дошкольников будет эффективен, если:
- организована систематическая работа педагогов возрастной группы и педагогов дополнительного образования по решению задач экологического
воспитания детей;
- первостепенным аспектом в педагогической работе является задача формирования эмоциональной отзывчивости и ценностного отношения
ребенка к природе и себе как ее части;
- созданы организационные условия для деятельностного применения детьми полученных экологических знаний и умений;
- сформировано у детей устойчивое понимание своей значимости в решении задач сохранения окружающих их в повседневной жизни экосистем (уголка природы, участка, двора дома, ближайших лесов и парков и т. д.);
- уделять наибольшее внимание природоохранной деятельности совместно с детьми;
- обеспечена осознанная взаимосвязь в этой работе с родителями старших дошкольников, закрепляющих их личный опыт.
Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения, позволяющего без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению. Экологическое сознание ребёнка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создаётся интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребёнка, вызывают сопереживания.
Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его.
Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры.
Для успешного формирования экологической культуры в дошкольном возрасте необходимо решить ряд задач, начиная с формирования системы элементарных научных экологических знаний и заканчивая формированием элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
При выборе средств и методов формирования экологической культуры необходимо учитывать, что основной вид деятельности дошкольников – игра.
Достаточно популярными в практике дошкольного экологического образования являются такие средства и методы как занятия в экологической комнате, исследовательская работа в организованных лабораториях, прогулки и занятия по заранее оформленным экологическим тропинкам.
Экологическое воспитание должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.
Залогом успешного экологического образования является интеграция экологических знаний на различных занятиях: экология, физкультура, труд, музыка, изобразительное искусство.
Разработанный нами комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников основан на учете всех принципов отбора содержания и методов работы, возрастных особенностей старших дошкольников, а также особенностях и возможностях материальной базы ДОУ.
Учитывая всё выше сказанное, считается, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста - важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Список литературы
1. Авдеева Н. Н. Экологическое образование и воспитание // Вестн. образования. 1996. № 11. С. 67-69.
2. Бирюкова Н. А. / основы экологии. М. : Владос, 2004.-238с.
3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - Мн. : Нар. асвета, 1972.
4. Веретенникова С. А. / Ознакомление дошкольников с природой. М. :1980.
5. Виноградова М. Р. Воспитание положительного отношения к природе // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 5.
6. Гончарова Е. В. Экологическое воспитание дошкольников // Воспитание личности дошкольника : Сб. науч. тр. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1993. С. 47-57.
7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование : концепции и технологии. М. : Перемена, 1996.
8. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
9. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
10. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 50-53.
11. Лучич В. М. / Детям о природе. М. ,1989.
12. Методика ознакомления детей с природой в детском саду : учеб. пособие / под ред. П. Г. Саморуковой. — М., 1991.
13. Миркин Б. М. /Основы общей экологии. М. : Университетская книга, 2005.-239с.
14. Николаева С. Н. Юный эколог : программа и условия ее реализации в детском саду. - М. : Мозаика-Синтез, 1999.
15. Николаева С. Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. - М. : «Мозаика-синтез», 2004. - 112 с.
16. Рыжова Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 26-34.
17. Рыжова Н. Экологический проект "Здравствуй, дерево" // Дошкольное воспитание. 2002. N 3. С. 38-47.
18. Рыжова Н. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Карапуз, 2001. – 432 с.