Татьяна Киселева
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая.
В Федеральном законе «Об образовании», ФГОС указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в своей деятельности мы определили активизацию познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями
Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Изучив теоретический материал по данному вопросу, пришли к выводу о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Целью моей работы стало: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию мира природы через организацию детского экспериментирования.
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
-создавать условия для приобретения детьми знаний для решения познавательных и практических задач из разных источников и умения их применять на практике.
- развивать коммуникативные умения, работая в различных группах.
-развивать исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Вначале работы провели диагностику, используя методику Прохоровой Л. Н. «Выбор деятельности». Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. По результатам диагностики только 29% детей отдали предпочтение экспериментальной деятельности. По результатам проведённой диагностики мы выявили, что дети проявляют слабый интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности; дети недостаточно проявляли интерес к поисковой деятельности, у них отсутствует ряд навыков и необходимых умений для экспериментирования (умение ставить цель, выбирать необходимый материал, планировать свои действия с материалом); познавательный интерес выражен недостаточно; дети мало знают о свойствах и качествах объектов неживой природы. Полученные данные свидетельствуют о необходимости создания опытно-экспериментальной работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка/
Педагогическая технология процесса развития исследовательской активности включает:
мотивационно-ориентировочный этап, направленный на подготовку старших дошкольников к экспериментированию;
содержательно-деятельностный (основной) этап, направленный на развитие исследовательской активности детей в условиях усложняющегося экспериментирования;
инициативно-творческий этап, направленный на развитие исследовательской активности в условиях совместного исследования и экспериментирования дошкольников и взрослых.
В рамках педагогической технологии был составлен план работы, состоящий из 3 блоков, которые составляют содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста :
Блок 1. Комплекс проблемных ситуаций, формирующих экологические представления детей.
Блок 2. Комплекс экспериментов, формирующих экологические представления детей.
Блок 3. Комплекс игр и упражнений, формирующих экологические представления детей. При взаимодействии с родителями мы использовали следующие формы и методы работы :
1. Информационно-аналитическая : показательные мероприятия, анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома», интервью.
2. Просветительская: Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников», памятки «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», открытые мероприятия для родителей. Семинары-практикумы «Уголок экспериментирования в домашних условиях», круглые столы «От почему к потому что». Выпуск газеты «Малышок», где даются рекомендации родителям.
3. Совместно-практическая Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности». Совместные досуги, развлечения. Семейные опыты. Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?».
Организуемая с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности, сплачивает семью, позволяет вовлечь родителей в единое с МАДОУ образовательное пространство.
Итоговый мониторинг позволяет говорить о эффективности работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников. На высоком уровне – 93% детей, на низком уровне – 7%.
Применение экспериментирования оказало влияние на :
Углубление и расширение знаний детей о неживой и живой природе, рукотворном мире, организме человека;
Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, сопоставлять различные факты, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
Развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.).
Воспитанники принимают активное участие различных конкурсах: изобразительного творчества «Сохраним пчелу – сохраним планету», «Мамочка- мой ангел», «Чудеса из бумаги; музыкального «Сормовские соловушки»; экологического направления «Отходы в доходы», «Охотники за батарейками» и др.
Практическая значимость опыта работы состоит в разработке:
1. перспективного планирования и системы занятий по познавательному развитию;
2. картотеки экспериментальных игр и упражнений, формирующих экологические представления детей;
3. моделирования и мнемотаблиц по познавательно-исследовательской деятельности;
4. дидактических игр и пособий «Чудеса в шкатулке», «Чеденоые превращения» и др. ;
5. содержательного взаимодействия с семьей в развитии исследовательской активности, основанного на принципах взаимной дополняемости и обогащения практики детского экспериментирования.
Данный опыт работы был обобщен и представлен в виде методической разработки на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников» на международном образовательном портале МААМ и на сайте дошкольного учреждения, а также имеется публикация презентации «Вода вокруг нас» в социальной сети «Мультиурок». Опыт работы по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования представлен на педагогическом совете учреждения, где получил положительную оценку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Свое представление хотим закончить словами П. П. Блонского «Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».