Татьяна Ильинова
Консультация «Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора»
Пузикова Татьяна Михайловна
ГБОУ школа580
Россия конца XX - начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения.
Дипломная работа
Публикация «Консультация „Формирование музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
С актуальной точки зрения посвящена музыкальным способностям детей старшого дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Обращение к проблемам русской фалеристики является достаточно редким, к сожалению теряются народные традиции.
В настоящее время особенностью музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладывается основное понятие у ребенка, формируется речь и мышление развиваються способности, память.
Фольклор - 1) народное творчество, чаще всего устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши, пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
Музыкальные способности - специальные музыкальные способности к музыкальной деятельности, включают компоненты: музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение.
Музыкальная память- быстрое запоминание музыкального произведения, его прочное сохранение и максимальное точное воспроизведение, даже спустя длительный срок после выучивания.
Цель данной работы:
разработать и экспериментировать педагогические пути развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Задачи:
1. проанализировать музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
2. выявить компоненты и показатели развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста;
3. проанализировать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
4. рассмотреть классификацию детского музыкального фольклора и его роль в музыкальном развитии старшего дошкольника;
5. разработать педагогические пути музыкального развития детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Предмет исследования:
Педагогический процесс формирования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Объект исследования:
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста
Для решения задач дипломной работы была изучена психологическая литература:
1 Аникин В. П. 2. Вертлугина И. Н. 3. Капицо О. И.
База исследования ГБДОУ детский сад № 69 Приморского района г. Санкт- Петербурга. Возраст детей 7 лет. В группе 25 человек Для проведения опытно – экспериментальной работы была выбрана подгруппа из 12 человек.
Целью констатирующего эксперимента стало :
определение уровня развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, включённых в экспериментальную группу.
констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:
1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.
Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста и критерии их оценки.
Компоненты музыкальных способностей Критерии оценки компонентов музыкальных способностей
I. Музыкальный слух. 1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
2. Владение широким диапазоном голоса.
3. Слуховое внимание.
II. Музыкальная память. 1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма. 1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное движение. 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.
2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.
Критерии и уровни оценки развития музыкальных способностей детей
Музыкальный слух Чувство ритма Муз. Память Муз. Движ.
Задание 1 Задание 2 Задание 3 3ада-ние 1 Задание 2 3ада-ние 3
1. Григорьев Стёпа Н Н Н Н С Н Н С
2. Барандина Ярослава Н Н Н Н С Н Н С
3. Дёмин Влад С С С В С Н С Н
4. Жаркова Соня С В В С С Н В С
5. Коломиец Саша В С С В В Н Н С
6. Лесных Маша С С С С С Н В С
7. Корягин Даня Н Н Н Н Н Н Н Н
8. Михалычев Даня С В В В С Н С С
9. Мигун Егор С Н Н В Н Н Н Н
10. Соколова Алина Н Н С В Н Н Н Н
11. Чистякова Вера С С Н Н Н Н В С
12. Сысоева Аня Н Н Н В С Н Н С
Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Формирующий эксперимент включал в себя 13 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения.
Предложенная мною технология развитие музыкальных способностей состоит из двух этапов :
Развивающий
Репродуктивно – творческой
Включая игры, песни, песни, попевки, и д. р.
Формы музыкальной деятельности. Занятия проводились во второй половине дня!
Для определения эффективности проведенной работы нами был проведен контрольный эксперимент.
1. Выявить динамику развития музыкальных способностей детей дошкольников.
2. Определить эффективность разработанной педагогической технологии музыкального развития детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.
Таблица 6
Динамика развития музыкальных способностей детей дошкольников
Музыкальный слух Чувство ритма Муз. память. Муз. движ.
тембр ровный мелодический звуко-высот. 3адание 1 3адание 2
1. Григорьев Стёпа. С В С В В В В
2. Барандина Ярос. С В С С В С С
3. Дёмин Влад В В В В В С С
4. Жаркова Соня В В В В В В В
5. Коломиец Саша В В В С В В В
6. Лесных Маша В С В В С В В
7. Корягин Даня С С С Н С В В
8. Михалычев Даня В В В В В В
9. Мигун Егор С С С С В С В
10. Соколова Алина С Н С С С С С
11. Чистякова Вера В С В В В С В
12. Сысоева Аня С С С В В В С
Музыкальный слух
В начале эксперимента дети были эмоционально скованные. У детей наблюдалось слабое чувство ритма, не развита была дикция. В процессе большой трудоемкой работы совместно с музыкальным руководителем по определению уровня развития каждого компонента музыкальных способностях каждого ребенка сделаны выводы: данные сформированы в таблице.
Сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, мы можем сказать, что проведенная работа была полезной и эффективной.
На основание, полученных выводов нами были сделаны следующие рекомендации
1. Рекомендации педагогам дополнительного образования
2. Рекомендации родителям
В целом работа оказалась интересной и поставленная цель достигнута, задачи решены.
Спасибо за внимание!