Ирина Морозова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Морозова Ирина Владимировна,
воспитатель,
МБУ детский сад № 143 «Бусинка»
г. Тольятти
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи»
Возрастная группа : старшая
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей :
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи» размещена в разделах
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Познавательно-игровая, коммуникативно-познавательная, литературно- познавательная, литературно-коммуникативная, двигательно-игровая, конструктивно-игровая, коммуникативно- игровая.
Дидактические единицы: понятия о семейных ценностях : любовь, дружба, уважение, забота о близких, доброта.
Образовательные задачи (по ОО).
1. Формировать у детей представления о диапазоне семейных ценностей (уважение, забота друг о друге, взаимопомощь, доброта по отношению друг к другу и т. д., о значимости внутрисемейных отношений на основе пословиц и поговорок.
2. Развивать стремление детей проявлять внимание, любовь к членам своей семьи, желание заботиться о них, помогать им; формировать у детей эмоционально-положительную направленность на мир семейных ценностей.
3. Формировать у детей умение выделять и называть основные семейные ценности (любовь и доброта друг к другу, уважение ко всем членам семьи, помощь и забота друг о друге, правильно характеризовать их.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал: Макет семейного дерева «Чудо-дерево»
2. Материалы для деятельности детей :
Материалы для представления заданий и результатов деятельности: макет семейного дерева, «волшебные семена доброты», цветы, вырезанные из бумаги для моделирования мира семейных ценностей; карточки с изображением различных семейных ситуаций для дидактической игры «Хорошо-плохо».
Материальные средства для деятельности детей : тексты пословиц и поговорок, стихов о семье, пальчиковой гимнастики; мяч для игры «Назови ласково», бумажные заготовки для конструирования Птицы Счастья, ножницы, клей, кисти.
3. Дидактический материал: карточки к дидактической игре «Хорошо-плохо», схема для конструирования.
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей : демонстрационный модуль (макет семейного дерева «Чудо-дерево»).
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотива ционно-целевой Воспитатель обращает внимание детей на макет семейного дерева, рассказывает о том, что его растила вся семья много лет.
Воспитатель спрашивает детей, чьи портреты они видят на семейном дереве и как можно назвать всех этих людей одним словом?
Воспитатель делает вывод о том, что семейное дерево нужно для того, чтобы мы помнили своих родственников.
Воспитатель предлагает детям подумать, что нужно делать для того, чтобы наша семья была крепкой и дружной. Дети рассматривают Чудо-дерево, отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают.
Дети перечисляют членов семьи и называют одним словом- семья.
Дети предлагают свои варианты ответов.
Содержательно-деятельностный Воспитатель подчеркивает, что семья -это самое дорогое, что есть у человека, это близкие нам люди, которые живут вместе, в одном доме, заботятся друг о друге. Читает стихотворение о семье.
Воспитатель проводит беседу о дружной семье. Предлагает детям объяснить смысл пословиц.
«Дружная семья и гору сдвинет»,
«Согласную семью и горе не берет».
Воспитатель напоминает детям, что
родители заботятся о них.
Спрашивает, должны ли дети заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках?
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Волшебное семечко», раздает детям «волшебные семена доброты» и просит рассказать, какое доброе дело они сделали для членов своей семьи.
Воспитатель делает вывод, что таких маленьких обычных дел случается очень и очень много, и в каждом из них, словно огонек, светит наша доброта и заботливость, и от этого семейное дерево расцветает, становится крепким и красивым.
Воспитатель прикрепляет вместе с детьми к макету дерева цветок с названием «Заботливость»
Воспитатель спрашивает детей, кто в их семьях главный? Подчеркивает, что наши бабушки и дедушки всегда дадут нам мудрый совет, мы их любим и уважаем.
Просит детей объяснить смысл поговорки: «И старость не страшна, коль молодые уважают».
Воспитатель спрашивает, нужно ли уважать младших в семье, детей?
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Хорошо – плохо», показывает
картинки и просит разобраться, за какие поступки детей можно уважать, а какие недостойны уважения.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод, что в семье должно царить уважение и предлагает детям прикрепить к макету дерева цветок «Уважение».
Воcпитатель спрашивает, как мы можем показать нашим родным, что мы их любим и предлагает назвать друг друга ласковыми именами.
Игра «Назови ласково»
Воспитатель обращает внимание на семейное дерево, которое словно расцвело от добрых слов, а наши сердца наполнились лаской и нежностью.
Далее воспитатель спрашивает, почему народная мудрость гласит: «Не нужен клад, когда в семье лад».
Воспитатель подводит детей к выводу, что умение ладить с собой и с людьми очень важное качество для дружной семьи
На макет семейного дерева прикрепляется цветок «Доброта».
Воспитатель рассматривает с детьми цветущее семейное дерево и отмечает, что, если мы будем добры друг к другу, уважать и заботиться о наших близких людях, то в наших семьях обязательно поселится счастье.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Моя семья» :
Педагог показывает детям Птицу Счастья, предлагает сделать такую же, используя схему конструирования.
Конструирование из бумаги «Птица счастья»
Дети слушают стихотворение.
Дети участвуют в беседе, рассуждают, что в дружной семье всегда помогают друг другу, заботятся друг о друге, и вместе можно справиться с любой бедой, объясняют смысл пословиц.
Дети соглашаются с педагогом.
Дети по очереди рассказывают о своих добрых делах, и кладут семена доброты рядом с Чудо-деревом.
Дети понимают свою значимость в совершении добрых дел для членов своей семьи.
Дети вместе с воспитателем прикрепляют цветок
Дети отвечают, что главные -это старшие члены семьи.
Дети объясняют смысл поговорки.
Дети рассуждают, что все члены семьи достойны уважения.
Дети раскладывают картинки на две группы и объясняют свой выбор.
Дети делают вывод и прикрепляют цветок к дереву
Дети отвечают: в семье, где любят друг друга, разговаривают по-доброму, называют друг друга ласковыми именами.
Дети садятся в круг и, передавая мяч, называют друг друга ласково.
Дети объясняют, как они понимают смысл пословицы.
Дети прикрепляют цветок «Доброта»
Дети соглашаются с воспитателем
Дети выполняют движения по тексту
Дети конструируют птиц из бумажных заготовок, проверяют правильность выполнения поделки, сравнивая с образцом.
Оценочно-рефлексивный Заключительная беседа
Воспитатель подводит детей к выводу, о том, какие семейные ценности важны для создания крепкой и дружной семьи, предлагает подарить поделки своим родным. Дети рассматривают готовые поделки, прикрепляют их к Чудо-дереву, делятся впечатлениями.
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей :
-демонстрация макета семейного дерева (Чудо-дерево).
- вводная беседа:
1) Чьи портреты вы видите на семейном дереве?
2) Как можно назвать всех этих людей одним словом?
3) Для чего нужно семейное дерево?
4)Что нужно делать для того, чтобы наша семья была крепкой и дружной.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
- словесные:
1. беседа по пословицам и поговоркам:
1) Как вы понимаете смысл пословиц?
2) Как вы понимаете слово «лад»?
3) Какую семью можно назвать дружной, согласной?
4) Почему не страшна старость в семье?
2. Художественное слово
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
3. Пословицы :
«Дружная семья и гору сдвинет»,
«Не нужен клад, когда в семье лад»,
«Согласную семью и горе не берет».
4. Поговорки:
«И старость не страшна, коль молодые уважают».
- наглядные (схема конструирования, показ способов конструирования,
- практические (оказание дозированной помощи в конструктивной деятельности,
- наглядно-практические:
1) Моделирование мира семейных ценностей с помощью макета семейного дерева;
2) Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
«Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать!
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я.
Вот и вся моя семья!» Дети выполняют движения по тексту
Хлопки в ладоши
Пожимают плечами
Хлопки в ладоши
Руки в стороны
Загибают пальцы по одному
На каждой руке
Сжимают и разжимают кулачки
3)Дидактическая игра «Хорошо - плохо»,
4)Дидактическая игра «Волшебное семечко».
3. Методы контроля и самоконтроля:
– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом,
- вербальная оценка результатов выполнения заданий,
- коллективный смотр детских работ,
- рефлексия деятельности:
1)Заключительная беседа
- Мы с вами поговорили о самых главных семейных ценностях – о доброте, заботливости, уважении друг к другу. Вы сделали красивых Птиц Счастья, которых можете подарить своим родным.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!