Ольга Пустакина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну
▼ Скачать + Заказать документы
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохраненное предшествующим поколением, может любить
Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С. Михалков.
Развитие образования и культуры народа неразрывно связано с познанием истории. По меткому выражению Н. А. Бердяева, «человек находится в историческом, и историческое находится в человеке». Без сомнения, каждый уважающий себя взрослый человек должен знать историю своей Родины. Для чего? Для того, чтобы быть компетентным человеком, чтобы ориентироваться в сложившейся непростой современной ситуации, в которой оказалась Россия, чтобы передать весь накопленный исторический опыт последующим поколениям. Познание истории помогает человеку осознать все богатства и ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю индивидуальную судьбу с всемирной исторической судьбой.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну» размещена в разделах
В то же время элементарное ознакомление детей дошкольного возраста
с отечественной историей способствует оптимизации процесса их воспитания в духе гражданственности и патриотизма. Первоначальное ознакомление детей с историческим прошлым родной Отчизны создает основу для расширения их исторических представлений на последующих ступенях получения образования.
Ведущие исследователи отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям (Л. С. Выготский, О. В. Дыбина, А. В. Запорожец, М. В. Крулехт, А. Ю. Кузина, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.); что исторический материал способствует воспитанию у дошкольников любви к Отечеству (Л. А. Венгер, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. А. Люблинская, А. П. Усова др.); что элементарное ознакомление дошкольников с историческим прошлым родной Отчизны формирует у них уважение к истории и культуре как своего, так и других народов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец О. Л. Князева, М. Д. Маханева и др.). Необходимо отметить, что идею предварительного (пропедевтического подготавливающего) исторического обучения малолетних детей, одним из первых в России, выдвинул К. Д. Ушинский.
На наш взгляд, историческую пропедевтику необходимо начинать со старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что в этом возрасте активизируется процесс познания, у детей сформирован некоторый кругозор, который позволяет усваивать элементарные исторические сведения. Кроме этого, этот возраст является наиболее интенсивным периодом социализации ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста осознают сам факт того, что они составляют единый народ, объединнный общей историей, культурой, языком, традициями. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, к отеческому наследию способствует воспитанию у них уважения и гордости за землю, на которой они живут. Элементарное познание дошкольниками истории своего народа, его культуры поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям, как своего, так и других народов.
Учитывая тот факт, что история – это, прежде всего, наука о прошлом,
о далеких и недавних событиях в жизни людей, по нашему мнению, одним из путей элементарного знакомства старших дошкольников с историей является ознакомление их с жизнью людей, которые своим творчеством, научными открытиями и подвигами прославили Россию.
У каждого народа есть свои герои, на примере которых воспитываются подрастающие поколения. По мнению В. Д. Шадрикова, «точно так, как без предков нет рода, без героев не может быть нации». Русский философ И. А. Ильин, рассматривая проблему духовного воспитания ребенка, с полной ответственностью заявляет, что после пяти-шести лет ребенок должен услышать о героях своей страны и «влюбиться в них». Мы в ДОУ через реализуемые программы, ГКК, на основе которого построена вся работа детского сада ведем ознакомление с выдающимися людьми России.
К людям, которые своим творчеством, научными открытиями, ратными подвигами прославили Россию, мы относим лучших представителей русского народа, которыми, по меткой оценке Л. Н. Модзалевского, являются действительно народными «…народный ученый М. В. Ломоносов, народный полководец А. В. Суворов, народный поэт А. С. Пушкин, народный композитор М. И. Глинка». В контексте русской культуры они определили ее народный характер, стали олицетворением родной Отчизны.
Ознакомление старших дошкольников с научными открытиями, творчеством, подвигами этих великих людей даст возможность сформировать у них элементарные представления об определенном историческом времени и историческом пространстве, в котором жили лучшие представители русского народа.
Что же полезно и интересно, на наш взгляд, знать детям о знаменитых людях России? Это:
-детство героя (семья, друзья, учение, детские воспоминания и интересные факты);
-деятельность героя, прославившая Россию (научные открытия, художественное творчество, ратные подвиги);
-память народа России о герое, прославившем родную Отчизну (музеи, монеты, марки, медали и ордена, памятники, кинофильмы, литер. произведения и др.).
Осуществлять знакомство необходимо через разные формы работы : просмотр видеопередач, мультфильмов, беседы, чтение рассказов об известном человеке, исторические экскурсии, музеи для ознакомления со временем, в котором жили народные герои;
а также через заочные исторические экскурсии по иллюстративному материалу, составление ленты времени с использованием иллюстраций к рассказам о жизни и творчестве знаменитых людей, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о научных открытиях, творчестве, ратных подвигах великих людей России, слушание литературных и музыкальных произведений, беседы по содержанию художественных произведений, литературно - исторические и интеллектуальные игры, экспериментирование, конструирование и др.
В заключение изучения жизни и деятельности знаменитого человека (или группы лиц) необходимо обобщить, закрепить все то, что узнали. Для это провести итоговое занятие,
- создать выставку репродукций и иллюстраций, например, «М. В. Ломоносов в творчестве художников»; «А. С. Пушкин на памятных монетах», «М. И. Глинка, на почтовых марках России»; «Памятники А. В. Суворову», «Награды А. В. Суворова»,
-создать альбом, например, «Русский Север – родина М. В. Ломоносова», «По Пушкинским местам», «По страницам великих побед А. В. Суворова», «Путешествие по музыкальным произведениям М. И. Глинки», «Сказки А. С. Пушкина в музыке», «Сказки А. С. Пушкина в живописи», «Мы носим его имя»
- организовать выставку детских рисунков, например, по рассказам о М. В. Ломоносове, творчество А. С. Пушкина,
- создать групповую газету, например об А. В. Суворове,
- оформить экспозицию в уголке детской книги.
При этом следует заметить, что при ознакомлении детей со знаменитыми людьми прекрасно реализуется ФГОС, т. к. дети – непосредственные участники воспитательно-образовательного процесса, происходит интеграция всех пяти образовательных областей, осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.
Уважаемые коллеги, нам следует помнить, что дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции. И только мы, взрослые, можем дать им правильные жизненные ориентиры, в том числе и через ознакомление с известными людьми.