Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну

Ольга Пустакина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну
▼ Скачать + Заказать документы

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохраненное предшествующим поколением, может любить

Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков.

Развитие образования и культуры народа неразрывно связано с познанием истории. По меткому выражению Н. А. Бердяева, «человек находится в историческом, и историческое находится в человеке». Без сомнения, каждый уважающий себя взрослый человек должен знать историю своей Родины. Для чего? Для того, чтобы быть компетентным человеком, чтобы ориентироваться в сложившейся непростой современной ситуации, в которой оказалась Россия, чтобы передать весь накопленный исторический опыт последующим поколениям. Познание истории помогает человеку осознать все богатства и ценности в себе самом, соединить свою внутреннюю индивидуальную судьбу с всемирной исторической судьбой.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну» размещена в разделах

В то же время элементарное ознакомление детей дошкольного возраста

с отечественной историей способствует оптимизации процесса их воспитания в духе гражданственности и патриотизма. Первоначальное ознакомление детей с историческим прошлым родной Отчизны создает основу для расширения их исторических представлений на последующих ступенях получения образования.

Ведущие исследователи отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим личностям, историческим предметам и явлениям (Л. С. Выготский, О. В. Дыбина, А. В. Запорожец, М. В. Крулехт, А. Ю. Кузина, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.); что исторический материал способствует воспитанию у дошкольников любви к Отечеству (Л. А. Венгер, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, В. И. Логинова, А. А. Люблинская, А. П. Усова др.); что элементарное ознакомление дошкольников с историческим прошлым родной Отчизны формирует у них уважение к истории и культуре как своего, так и других народов (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Н. Ф. Виноградова, А. В. Запорожец О. Л. Князева, М. Д. Маханева и др.). Необходимо отметить, что идею предварительного (пропедевтического подготавливающего) исторического обучения малолетних детей, одним из первых в России, выдвинул К. Д. Ушинский.

На наш взгляд, историческую пропедевтику необходимо начинать со старшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что в этом возрасте активизируется процесс познания, у детей сформирован некоторый кругозор, который позволяет усваивать элементарные исторические сведения. Кроме этого, этот возраст является наиболее интенсивным периодом социализации ребенка.

Дети старшего дошкольного возраста осознают сам факт того, что они составляют единый народ, объединнный общей историей, культурой, языком, традициями. Приобщение детей дошкольного возраста к истории своего народа, к отеческому наследию способствует воспитанию у них уважения и гордости за землю, на которой они живут. Элементарное познание дошкольниками истории своего народа, его культуры поможет им в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям, как своего, так и других народов.

Учитывая тот факт, что история – это, прежде всего, наука о прошлом,

о далеких и недавних событиях в жизни людей, по нашему мнению, одним из путей элементарного знакомства старших дошкольников с историей является ознакомление их с жизнью людей, которые своим творчеством, научными открытиями и подвигами прославили Россию.

У каждого народа есть свои герои, на примере которых воспитываются подрастающие поколения. По мнению В. Д. Шадрикова, «точно так, как без предков нет рода, без героев не может быть нации». Русский философ И. А. Ильин, рассматривая проблему духовного воспитания ребенка, с полной ответственностью заявляет, что после пяти-шести лет ребенок должен услышать о героях своей страны и «влюбиться в них». Мы в ДОУ через реализуемые программы, ГКК, на основе которого построена вся работа детского сада ведем ознакомление с выдающимися людьми России.

К людям, которые своим творчеством, научными открытиями, ратными подвигами прославили Россию, мы относим лучших представителей русского народа, которыми, по меткой оценке Л. Н. Модзалевского, являются действительно народными «…народный ученый М. В. Ломоносов, народный полководец А. В. Суворов, народный поэт А. С. Пушкин, народный композитор М. И. Глинка». В контексте русской культуры они определили ее народный характер, стали олицетворением родной Отчизны.

Ознакомление старших дошкольников с научными открытиями, творчеством, подвигами этих великих людей даст возможность сформировать у них элементарные представления об определенном историческом времени и историческом пространстве, в котором жили лучшие представители русского народа.

Что же полезно и интересно, на наш взгляд, знать детям о знаменитых людях России? Это:

-детство героя (семья, друзья, учение, детские воспоминания и интересные факты);

-деятельность героя, прославившая Россию (научные открытия, художественное творчество, ратные подвиги);

-память народа России о герое, прославившем родную Отчизну (музеи, монеты, марки, медали и ордена, памятники, кинофильмы, литер. произведения и др.).

Осуществлять знакомство необходимо через разные формы работы : просмотр видеопередач, мультфильмов, беседы, чтение рассказов об известном человеке, исторические экскурсии, музеи для ознакомления со временем, в котором жили народные герои;

а также через заочные исторические экскурсии по иллюстративному материалу, составление ленты времени с использованием иллюстраций к рассказам о жизни и творчестве знаменитых людей, рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о научных открытиях, творчестве, ратных подвигах великих людей России, слушание литературных и музыкальных произведений, беседы по содержанию художественных произведений, литературно - исторические и интеллектуальные игры, экспериментирование, конструирование и др.

В заключение изучения жизни и деятельности знаменитого человека (или группы лиц) необходимо обобщить, закрепить все то, что узнали. Для это провести итоговое занятие,

- создать выставку репродукций и иллюстраций, например, «М. В. Ломоносов в творчестве художников»; «А. С. Пушкин на памятных монетах», «М. И. Глинка, на почтовых марках России»; «Памятники А. В. Суворову», «Награды А. В. Суворова»,

-создать альбом, например, «Русский Север – родина М. В. Ломоносова», «По Пушкинским местам», «По страницам великих побед А. В. Суворова», «Путешествие по музыкальным произведениям М. И. Глинки», «Сказки А. С. Пушкина в музыке», «Сказки А. С. Пушкина в живописи», «Мы носим его имя»

- организовать выставку детских рисунков, например, по рассказам о М. В. Ломоносове, творчество А. С. Пушкина,

- создать групповую газету, например об А. В. Суворове,

- оформить экспозицию в уголке детской книги.

При этом следует заметить, что при ознакомлении детей со знаменитыми людьми прекрасно реализуется ФГОС, т. к. дети – непосредственные участники воспитательно-образовательного процесса, происходит интеграция всех пяти образовательных областей, осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.

Уважаемые коллеги, нам следует помнить, что дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции. И только мы, взрослые, можем дать им правильные жизненные ориентиры, в том числе и через ознакомление с известными людьми.

Публикации по теме:

Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста Формирование представлений о времени детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и занимательных упражнений. Дошкольный.

Формирование представлений об отечественных традициях и праздниках у детей старшего дошкольного возраста В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Все что происходит в жизни, совершается во времени и в пространстве. Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктораФормирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Актуальность темы исследования. Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Консультация для родителей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Исследования последних лет показали, что маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, при этом важны формы обучения, оказывающие влияние.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Формирование элементарных математических представлений.

Проект «Игра, как средство закрепления элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся характер. Работа воспитателя должна способствовать.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Актуальность: дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности и самостоятельности (мышления,.

Влияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну
Опубликовано: 1 декабря 2015 в 19:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений о людях, прославивших родную Отчизну» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пустакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД