Светлана Гришатова
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего Новгорода.
Современная система образования имеет своей целью обеспечение экологического воспитания, формирующего бережное отношение к природе. Под экологическим воспитанием понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.
Публикация «Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Подвижные игры для детей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Формирование у детей экологической культуры, воспитание любви к живой природе является одной из важных задач дошкольного воспитания. Познавая живое, максимально приближаясь к нему, ребенок учится беречь, уважать, заботиться об окружающем. Развивая экологическую культуру, мы развиваем в ребенке опыт исследовательской деятельности, познавательную активность, развиваем устойчивый интерес детей к природе, формируем такие интегративные качества как любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.
Приобщение детей к экологической культуре возможно через создание необходимых условий, через создание содержательной и интересной эколого-развивающей среды, как в группах, так и на участке ДОУ.
Опыт работы показывает, что используя новые формы организации образовательного процесса, достигается максимально положительный результат. С помощью проектной деятельности мы помогаем детям войти в реальный мир. В рамках детского проекта «Цветочная поляна» нами были разработаны дидактические и подвижные игры, направленные на ознакомление детей с цветами.
Для детей дошкольного возраста, как известно, характерны специфические возрастные особенности : кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, поэтому использование разнообразных подвижных и дидактических игр по экологическому воспитанию способствует внесению эмоционального компонента, помогает детям в доступной для них форме познавать окружающее. Дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формированию у детей основ нравственно-экологической позиции личности, формированию экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Данные игры разработаны с учетом возрастных особенностей, направлены на решение образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
Разработанные игры необходимо использовать, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей : особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.
Играя, ребенок познает внешнее строение цветов, учится сравнивать, находить сходства и различия между растениями, узнает о среде обитания растений, способах ухода за ними, а также видеть прекрасное в этом необъятном загадочном мире природы!
Предлагаем вашему вниманию несколько разработанных подвижных и дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические и подвижные игры
по ознакомлению с цветами
(в рамках детского проекта «Цветочная поляна»)
Подвижная игра «Цветы»
Задачи: воспитание любви к природе, закрепление названий цветов, развитие быстроты, ловкости, развитие коммуникативных качеств.
Ход игры: каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и тоже название должно встречаться только один раз. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она (роза) называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. «Пойманный цветок» меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.
Участники игры могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Каждый раз воспитатель перед началом игры рассказывает детям о различных цветах, рыбах, зверях, птицах.
Возраст : 5-7 лет.
Подвижная игра «Сплети веночек»
Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Ход игры: с помощью считалки ведущий определяет садовника. Игроки становятся в шеренгу на одном конце площадки. Это «цветы в саду». «Садовник» находится от игроков на расстоянии 10-12 шагов. Приближаясь к цветам, он поет:
Я иду сорвать цветок,
Из цветов сплести венок.
«Цветы» отвечают ему:
Не хотим, чтоб нас срывали
И венки из нас сплели.
Мы хотим в саду остаться,
Будут нами любоваться!
При последних словах бегут на другой конец площадки. «Садовник» старается поймать одного из игроков. Пойманный становится «садовником».
Возраст : 3-5 лет.
Подвижная игра «Вейся, венок»
Задачи: закрепление названий цветов, умение водить хоровод.
Игровое оборудование: веночки с цветами и лентами.
Ход игры: воспитатель раздает детям веночки. Дети выбирают венок-ободок, называют цветок, его окраску. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей). Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще одна ромашка и это тоже ромашка. А это василек, и это василек».
Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по полянке (дети разбегаются).
Водящий ребенок говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовывать круг). Вместе с воспитателем дети заводят хоровод, поют любую песенку.
Возраст : 3-4 года (название 2-3 цветов, 5-6 лет (название 3-5 цветов, 6-7 (название 5-7 цветов).
Подвижная игра «Беги к тому, что назову»
Задачи: закрепление названий цветов, обучение бегу «стайкой», умение слушать взрослого, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят около воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Какой цветок я назову, к тому вы и побежите». Затем произносит: «Раз, два, три. к тюльпану - беги!»
Дети стайкой бегут к тюльпану. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит:
Раз, два, три,
К нарциссу – беги!
Дети бегут к тому цветку, который назовет воспитатель.
Возраст : для всех возрастных групп (для младших – 2-3 названия цветов, для старших – более 3).
Дидактическая игра «У кого какой цветок»
Задачи: упражнять детей в различении двух растений, похожих по внешнему виду, учить сравнивать эти растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность, добиваться использования наиболее точных слов, характеризующих растение, обогащать словарь детей за счет прилагательных, развивать связную речь.
Материал: картинки с изображением цветов, похожих по нескольким признакам (например, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход игры: на столе лежат несколько пар картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает взять по одной картинке из каждой пары. Затем открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о цветке, который изображен на ней. Ребенок, у которого растение по внешнему виду похоже на растение воспитателя, рассказывает о своем растении.
Возраст : 4-5, 5-6, 6-7 лет.
Дидактическая игра «Каждому цветку – свое место»
Цель: упражнять в назывании мест произрастания цветов, развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением цветов, иллюстрации разных мест произрастания растений (поле, луг, сад)
Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в поле, на лугу, в саду, и предлагает положить картинки растений к картинкам с местами их произрастания.
Возраст : 5-6, 6-7 лет.
Дидактическая игра «Что лишнее»
Задачи: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.
Материал: картинки с изображением цветов.
Ход игры: воспитатель поочередно выставляет по 3 картинки с изображением растений и предлагает сказать, которое из них лишнее. Два растения подбираются по признаку места их произрастания (луг, поле, сад, третье - произрастающее в другом месте ( например: ромашка, роза, колокольчик).
Возраст : 5-6, 6-7 лет.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Задачи: закреплять названия цветов, развивать внимание, память, сообразительность.
Материал: подборка картинок с цветами.
Ход игры: воспитатель расставляет картинки на мольберте. Детям предлагается закрыть глаза, в этот момент картинки меняются местами или некоторые из них убираются. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении числа картинок, которые меняют местами или убираются.
Возраст : 3-4, 4-5 лет.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»
Задачи: развивать память, мышление, внимание, закреплять знание названий цветов, умение различать цветы по описанию.
Материал: медальоны с изображением цветов.
Ход игры: воспитатель описывает цветок по внешним признакам или в форме загадок. Дети должны отгадать, что это за цветок. Ребенок, отгадавший цветок, получает медальон с этим цветком. Выигрывает тот, у кого больше всех окажется медальонов.
Возраст : 5-7 лет.
Дидактическая игра «Собери букет»
Задачи: развивать дизайнерские навыки : умение подбирать цветы по цвету, форме, развивать социальные навыки : оказывать помощь друг другу, объединяться в подгруппы.
Материал: образец цветов, панель от мозаики с отверстиями, мозаика для закрепления лепестков, лепестки семи основных цветов и разной формы с отверстием.
Ход игры: на столе перед детьми лежит поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок такого же цвета.
Усложнение: надо найти цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме; дети выбирают понравившиеся им лепестки одного цвета, объединяются в группу по цвету и по форме; из цветов дети составляют весенний, летний, осенний букеты.
Возраст :5-7 лет.