Получи документы

Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр

Светлана Гришатова
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Автор - С. Ю. Гришатова воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №452 «Родничок» города Нижнего Новгорода.

Современная система образования имеет своей целью обеспечение экологического воспитания, формирующего бережное отношение к природе. Под экологическим воспитанием понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Публикация «Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр» размещена в разделах

Формирование у детей экологической культуры, воспитание любви к живой природе является одной из важных задач дошкольного воспитания. Познавая живое, максимально приближаясь к нему, ребенок учится беречь, уважать, заботиться об окружающем. Развивая экологическую культуру, мы развиваем в ребенке опыт исследовательской деятельности, познавательную активность, развиваем устойчивый интерес детей к природе, формируем такие интегративные качества как любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.

Приобщение детей к экологической культуре возможно через создание необходимых условий, через создание содержательной и интересной эколого-развивающей среды, как в группах, так и на участке ДОУ.

Опыт работы показывает, что используя новые формы организации образовательного процесса, достигается максимально положительный результат. С помощью проектной деятельности мы помогаем детям войти в реальный мир. В рамках детского проекта «Цветочная поляна» нами были разработаны дидактические и подвижные игры, направленные на ознакомление детей с цветами.

Для детей дошкольного возраста, как известно, характерны специфические возрастные особенности : кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности, поэтому использование разнообразных подвижных и дидактических игр по экологическому воспитанию способствует внесению эмоционального компонента, помогает детям в доступной для них форме познавать окружающее. Дидактические и подвижные игры с экологическим содержанием способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формированию у детей основ нравственно-экологической позиции личности, формированию экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.

Данные игры разработаны с учетом возрастных особенностей, направлены на решение образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.

Разработанные игры необходимо использовать, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей : особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

Играя, ребенок познает внешнее строение цветов, учится сравнивать, находить сходства и различия между растениями, узнает о среде обитания растений, способах ухода за ними, а также видеть прекрасное в этом необъятном загадочном мире природы!

Предлагаем вашему вниманию несколько разработанных подвижных и дидактических игр, направленных на развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Дидактические и подвижные игры

по ознакомлению с цветами

(в рамках детского проекта «Цветочная поляна»)

Подвижная игра «Цветы»

Задачи: воспитание любви к природе, закрепление названий цветов, развитие быстроты, ловкости, развитие коммуникативных качеств.

Ход игры: каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка. Одно и тоже название должно встречаться только один раз. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она (роза) называет какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок. «Пойманный цветок» меняет свое название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

Участники игры могут называться цветами, зверями, рыбами, птицами. Каждый раз воспитатель перед началом игры рассказывает детям о различных цветах, рыбах, зверях, птицах.

Возраст : 5-7 лет.

Подвижная игра «Сплети веночек»

Задачи: развитие внимания, быстроты реакции, воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.

Ход игры: с помощью считалки ведущий определяет садовника. Игроки становятся в шеренгу на одном конце площадки. Это «цветы в саду». «Садовник» находится от игроков на расстоянии 10-12 шагов. Приближаясь к цветам, он поет:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок.

«Цветы» отвечают ему:

Не хотим, чтоб нас срывали

И венки из нас сплели.

Мы хотим в саду остаться,

Будут нами любоваться!

При последних словах бегут на другой конец площадки. «Садовник» старается поймать одного из игроков. Пойманный становится «садовником».

Возраст : 3-5 лет.

Подвижная игра «Вейся, венок»

Задачи: закрепление названий цветов, умение водить хоровод.

Игровое оборудование: веночки с цветами и лентами.

Ход игры: воспитатель раздает детям веночки. Дети выбирают венок-ободок, называют цветок, его окраску. Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей). Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще одна ромашка и это тоже ромашка. А это василек, и это василек».

Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по полянке (дети разбегаются).

Водящий ребенок говорит: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовывать круг). Вместе с воспитателем дети заводят хоровод, поют любую песенку.

Возраст : 3-4 года (название 2-3 цветов, 5-6 лет (название 3-5 цветов, 6-7 (название 5-7 цветов).

Подвижная игра «Беги к тому, что назову»

Задачи: закрепление названий цветов, обучение бегу «стайкой», умение слушать взрослого, развитие внимания.

Ход игры: дети стоят около воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Какой цветок я назову, к тому вы и побежите». Затем произносит: «Раз, два, три. к тюльпану - беги!»

Дети стайкой бегут к тюльпану. Воспитатель идет за ними, не спешит, предоставляя детям время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит:

Раз, два, три,

К нарциссу – беги!

Дети бегут к тому цветку, который назовет воспитатель.

Возраст : для всех возрастных групп (для младших – 2-3 названия цветов, для старших – более 3).

Дидактическая игра «У кого какой цветок»

Задачи: упражнять детей в различении двух растений, похожих по внешнему виду, учить сравнивать эти растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность, добиваться использования наиболее точных слов, характеризующих растение, обогащать словарь детей за счет прилагательных, развивать связную речь.

Материал: картинки с изображением цветов, похожих по нескольким признакам (например, одуванчик, мать-и-мачеха).

Ход игры: на столе лежат несколько пар картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает взять по одной картинке из каждой пары. Затем открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о цветке, который изображен на ней. Ребенок, у которого растение по внешнему виду похоже на растение воспитателя, рассказывает о своем растении.

Возраст : 4-5, 5-6, 6-7 лет.

Дидактическая игра «Каждому цветку – свое место»

Цель: упражнять в назывании мест произрастания цветов, развивать внимание, мышление, память.

Материал: картинки с изображением цветов, иллюстрации разных мест произрастания растений (поле, луг, сад)

Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в поле, на лугу, в саду, и предлагает положить картинки растений к картинкам с местами их произрастания.

Возраст : 5-6, 6-7 лет.

Дидактическая игра «Что лишнее»

Задачи: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.

Материал: картинки с изображением цветов.

Ход игры: воспитатель поочередно выставляет по 3 картинки с изображением растений и предлагает сказать, которое из них лишнее. Два растения подбираются по признаку места их произрастания (луг, поле, сад, третье - произрастающее в другом месте ( например: ромашка, роза, колокольчик).

Возраст : 5-6, 6-7 лет.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Задачи: закреплять названия цветов, развивать внимание, память, сообразительность.

Материал: подборка картинок с цветами.

Ход игры: воспитатель расставляет картинки на мольберте. Детям предлагается закрыть глаза, в этот момент картинки меняются местами или некоторые из них убираются. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении числа картинок, которые меняют местами или убираются.

Возраст : 3-4, 4-5 лет.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Задачи: развивать память, мышление, внимание, закреплять знание названий цветов, умение различать цветы по описанию.

Материал: медальоны с изображением цветов.

Ход игры: воспитатель описывает цветок по внешним признакам или в форме загадок. Дети должны отгадать, что это за цветок. Ребенок, отгадавший цветок, получает медальон с этим цветком. Выигрывает тот, у кого больше всех окажется медальонов.

Возраст : 5-7 лет.

Дидактическая игра «Собери букет»

Задачи: развивать дизайнерские навыки : умение подбирать цветы по цвету, форме, развивать социальные навыки : оказывать помощь друг другу, объединяться в подгруппы.

Материал: образец цветов, панель от мозаики с отверстиями, мозаика для закрепления лепестков, лепестки семи основных цветов и разной формы с отверстием.

Ход игры: на столе перед детьми лежит поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок такого же цвета.

Усложнение: надо найти цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме; дети выбирают понравившиеся им лепестки одного цвета, объединяются в группу по цвету и по форме; из цветов дети составляют весенний, летний, осенний букеты.

Возраст :5-7 лет.

Публикации по теме:

«Развитие и формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста 2–3 лет посредством дидактических игр». Цель: 1. Развивать через игру у детей внмание, зрительную память, слух, умение группировать предметы по цвету. 2. Формирование у детей в.

Консультация для воспитателей «Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» В дошкольном возрасте наблюдается развитии всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем, возрастает распределение внимания. Внимание.

Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов» Цель: Развитие.

НОД по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Весна красна» Тема: «Весна Красна» Цель: Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Образовательные: - Закрепить представления.

Развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Моя деятельность плотно связана с детьми младшего дошкольного возраста, так как я педагог. Дети этого возраста очень любопытны и окружающий.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребёнка происходит в дошкольный период детства и зависит, прежде всего, от опыта общения со.

Консультация «Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста посредством использования игровых приёмов» Дошкольный возраст – cамый благоприятный период для формирования и развития певчеcкого голоса. Пение теcно связано с общим развитием ребенка.

Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Актуальность: дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности и самостоятельности (мышления,.

Развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста посредством дидактических игр и упражнений Оглавление Введение…. 3 Глава 1. Общая характеристика навыков самообслуживания детей младшего возраста в детском.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством художественного творчества и дидактических игр. Автор: Бабакова Надежда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр
Опубликовано: 12 октября 2015 в 20:51
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования подвижных и дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Гришатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД