светлана лужкова
Формирование временных представлений у детей старшего возраста посредством технологии «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование временных представлений у детей старшего возраста посредством технологии
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования направлен на создание условий развития детей дошкольного
возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка,
его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и
соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности.
Публикация «Формирование временных представлений у детей старшего возраста посредством технологии „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
В стандарте указано, что основной формой организации образовательной деятельности с
детьми и их родителями является – планирование и реализация проектов.
Сегодня проект как форма совместной развивающей деятельности взрослых и детей
позволяет более эффективно организовать процесс воспитания и обучения дошкольников,
обеспечивает продуктивное взаимодействие всех участников образовательных
отношений и выступает серьезной альтернативой такой традиционной форме, как занятие.
В период дошкольного детства происходит расширение границ познания,
становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира,
осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.
Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут
разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий.
Одной из форм работы со старшими дошкольниками в рамках реализации
регионального проекта «Дошкольник Белогорья» является «Лента времени».
Цель данной формы работы : систематизировать и углублять знания детей
об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам по типу
«Древность, старина, современность», а также научить детей устанавливать
пространственно-временные связи.
Эта форма работы предусматривает взаимодействие с родителями
как участниками образовательной деятельности.
Впервые эта технология предложена Надеждой Александровной Коротковой. У данного
педагога эта технология называется «Река времени». По словам автора,
путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей
детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении
ребенка целостные образы истории человечества через «метки» - символы
материальной цивилизации.
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Меня, как педагога заинтересовала технология Путешествие по «реке времени».
Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и
исследовательской деятельности детей : работа с пособием-панно «река времени», рассказ
и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными
вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии.
«Река времени» - это карта – панно длинный бумажный лист
размером может быть 50 на 100 или160 см или 60 на 180 см, который
символизирует линейное движение исторического времени : от прошлого к
настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно-
понятными детям названиями (картинками)
например, «древность» - «старина» - «наше время», которые воспитатель заранее
наклеивает на панно.
Отправным моментом исследования могут быть как реальные события,
так и смоделированные воспитателем.
Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования.
Технология «Путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение
временных отношений (представления об историческом времени - от
прошлого к настоящему и будущему на примерах материальной
цивилизации: история жилища транспорта и т. д., а также собственной линии
жизни ребенка, истории своей семьи.)
Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи
и отношения между событиями. Воспитатель обсуждает вместе с детьми
высказанные идеи, предположения. Обсуждение происходит в
ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала.
На этом этапе воспитатель широко использует реальный предметный и
иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько,
чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого
материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования,
представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до
мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в
руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно
активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.
Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «времени».
Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в
зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей
могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для
сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов
исследования.
Форма работы «Река времени» может использоваться в рамках
тематической недели и служить наглядным иллюстративным материалом к
определенной теме.
Ещё раз выделим Этапы проведения технологии Путешествие по «реке времени»
1 этап – обсуждение реального или вымышленного события;
2 этап – постановка исследования (узнать);
3 этап - анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;
4 этап - работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»;
5 этап - сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;
6 этап - вывешивание таблицы на стене группового помещения;
7 этап - дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.
Панно «Река времени» должно быть в открытом доступе для детей и
открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей,
активизировать их. При этом оно должно быть мобильно: на очередном
занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для
дальнейших исследований.
Работа с дошкольниками решает следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение
анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение
выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Большой интерес может вызвать создание «Река времени» по теме: «Мой
родной город» так как будет способствовать патриотическому
воспитанию, познакомит детей с малой Родиной – родным городом, с его
историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем
живут, история обуви, костюма, народной игрушки и т. д.
Ход мастер – класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Желающие принять участие в мастер – классе предлагаю собраться в круг.
Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства.
А чтобы мы лучше познакомились друг с другом, давайте поиграем.
Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего
имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми.
Например, Наталья - настойчивая, Мария – миролюбивая и т. д.
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями начинаем мастер – класс.
Тема мастер – класса: «Формирование временных представлений у детей старшего
возраста посредством технологии Путешествие по «реке времени».
Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
обучающие - расширять представление детей о целостной картине мира, познакомить с историей возникновения осветительных приборов, обогащать представления о мире предметов, создающих комфорт, подвести к понятию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей; познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
развивающие - развивать интерес к прошлому этого предмета, связную речь, обогащать и активизировать словарный запас; творчество, фантазию;
воспитывающие - воспитывать познавательную детскую активность, любознательность.
Предварительная работа : подбор загадок, стихов; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; рассказы детей из личного опыта; чтение стихотворения С. Маршака. «Электрическая лампочка».
(Показ отрывка НОД с участниками мастер-класса)
На столе раскладываются картинки осветительных приборов разных эпох.
Воспитатель: Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». На столе лежат предметные картинки, это осветительные приборы, мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.
(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древнего мира», «Русской старины» и «Современного времени».)
Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древний мир».
Сейчас вы попробуете отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры
Воспитатель: загадывает загадку:
На привале нам помог:
Суп варил, картошку пек.
Для похода — хорошо,
Но с собой не понесешь.
Как вы думаете, что это?
Участники мастер класса: (Дети) : Костёр.
Воспитатель: Верно ребята, они разжигали костёр, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление пищи, отпугивание животных.) Давайте поместим картинки на «реке времени». Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?
Дети: Страшно.
Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?
Участники мастер класса (Дети) : Факелы.
Воспитатель: Этот предмет используется и в настоящее время.
Вот – бегун – олимпиаду
Открывать ему здесь надо.
На трибунах шляпки, фраки
А в руках спортсмена – (факел)
Факел - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.
Поместите картинку в ее временную эпоху.
Воспитатель: Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».
Воспитатель загадывает загадку:
Под нее девицы пряли,
Ей работу освещали.
Песню пели, славно, чинно
А зовут ее (лучина)
Лучина это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.) Давайте поместим лучину рядом с меткой «Русская старина».
Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.
Будто стройная березка,
Только сделана из воска.
Как вы думаете, что это?
Участники мастер класса: (Дети) (Свеча)
Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) Найдите картинки с изображением свечи и поместите её на панно.
Ребята продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?
Со стекла смахните пыль
И ее включите.
У нее горит фитиль,
Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)
Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.) Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите их на «реке времени».
Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир».
Я вам загадаю загадку, а вы отправьте отгадку «домой».
Дом стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас ребята появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих такие есть. Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно.
Воспитатель: У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас решит, какую временную точку он выберет на «реке времени» и заполнит её картинками. Дети выкладывают картинки на выбранную временную точку на панно «Река времени».
Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов : книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви и т. д.
Рефлексия.
Как вы думаете, а что нас ждет в будущем? Сейчас мы с вами отправляемся в лабораторию юных изобретателей. Все вместе мы попробуем пофантазировать, придумать, и нарисовать «Лампочку будущего», а затем поделиться своими мыслями и предположениями.
В заключении дети совместно с воспитателем оформляют выставку предполагаемых изобретений «Лампочка будущего», рассказывают, как они представляют действие и приносимую пользу для человечества данного изобретения.
На этом мастер-класс заканчивается. Благодарю за участие.
Литература:
1. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
2. Дыбина О. В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов» – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с
3. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» : методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014