Юлия Добыченко
Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная технология развития личности ребёнка, апробированная в некоторых садах г. Москвы. Апробирована удачно, и сейчас уже её используют многие детские сады по всей России.
Публикация «Проект „Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии „Клубный час“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Часы, время. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Авторы отмечают, что современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.
Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста.
В нашем проекте мы делаем акцент именно на развитии детской инициативы и самостоятельности, так согласно ФГОС ДО, ведущей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника именно этих качеств, так необходимых для овладения учебной деятельностью, и еще, конечно, любознательности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Но заорганизованность детей старшего дошкольного возраста не позволяет педагогам в полной мере достичь данных ориентиров, поэтому мы выделили ПРОБЛЕМУ, которая заключается в том, что воспитатели недостаточно поощряют детскую инициативу и самостоятельность детей, что может в значительной степени негативно повлиять на развитие личности ребенка и его дальнейшей социализации (в том числе и на успешность школьного обучения).
Когда эта проблема выявилась, мы начали искать способы её решения.
Так родился данный проект, на наш взгляд очень перспективный, потому что на самом деле проект охватывает более широкие цели, чем вы видите на экране, но все-таки инициатива и самостоятельность в приоритете.
Какие же задачи мы поставили?
- создать команду единомышленников;
- способствовать эффективной социализации дошкольника в образовательной организации;
- воспитывать самостоятельность и ответственность;
- создать условия для поддержки и поощрения детской инициативы;
- ориентировать ребёнка на то, что у него всегда есть выбор.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:
- дети старшей и подготовительной группы;
- воспитатели и специалисты ДОО;
- руководство ДОО;
- родители воспитанников;
- учителя (в перспективе).
В чем же заключается идея?
Для реализации данного проекта необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К. Ч., а так же предлагать новую тематику клубных часов.
Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:
• «Свободный» К. Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
• «Тематические» К. Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
• «Деятельностный» К. Ч., когда в основу К. Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т. е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т. д.
Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:
1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К. Ч. на полугодие.
2. Определяют периодичность и длительность К. Ч., как правило, 1 раз в неделю (можно 2 по необходимости). Одним из главных условий проведения К. Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т. к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.
3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»
4. Разрабатываются организационные моменты проведения К. Ч.
5. Определяют порядок начала программы К. Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К. Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К. Ч.
После завершения К. Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К. Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
После проведения каждого К. Ч. на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.
КЛУБЫ, которые будут пилотироваться первыми:
- LEGOгород;
- Музыкальная гостиная;
- Фитнес для дошколят;
- Клуб любителей шахмат «Ладья»;
- Клуб рукоделия.
- Студия детского творчества «Очумелые ручки».
КЛУБЫ, которые планируем создать:
- Юный исследователь;
- Школа маленьких поварят;
- Песочные тренинги для дошкольников (с использованием столов для пескотерапии; рисование песком).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
БУДУТ СОЗДАНЫ РЕАЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩИЕ КЛУБЫ, КОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫ И ДЕТЯМ И ПЕДАГОГАМ
ДЕТИ:
ПРИОБРЕТУТ НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДО;
НАУЧАТСЯ ПЛАНИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ОЦЕНИВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ;
БУДУТ УВЕРЕННО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР;
РЕШАТЬ СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ И УЛАЖИВАТЬ КОНФЛИКТЫ.
ЭФФЕКТЫ:
- Дети приобретут собственный жизненный опыт (умение осуществлять выбор самостоятельно);
- Будут формироваться дружеские и уважительные отношения со взрослыми и сверстниками;
- Возрастет мотивация к продуктивной деятельности (в т. ч. к техническому творчеству);
- У детей будут развиваться навыки коммуникации.
И как следствие:ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Таким образом, в разнообразных видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. А значит, мы сможем воспитать ребенка самостоятельного способного преодолевать наличную ситуацию в соответствии с собственным замыслом.