Якшигулова
Формирование УД посредством развития творческих способностей учащихся при изучении башкирского языка и литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование учебных действий посредством
развития творческих способностей детей
Несомненно, компьютерные технологии – это большое подспорье в работе учителя. Компьютер является также средством повышения интеллектуального развития каждого из нас. Однако есть и отрицательные стороны компьютеризации школьного и учебного процесса, которые проявляются в том, что учащиеся лишены живого общения.
Публикация «Формирование УД посредством развития творческих способностей учащихся при изучении башкирского языка и литературы» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Литература. Уроки литературы
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В условиях ФГОС актуализируется проблема формирования коммуникативной деятельности детей. В выступлении мы хотели показать формирование коммуникативных учебных действий при изучении башкирского языка и литературы с использованием различных видов творческой деятельности школьников.
Владение навыками монологической и диалогической речи – основная составляющая часть речевой компетентности учащихся, и следовательно, их коммуникативного развития. ( Видеоматериалы на монологическую и диалогическую речь: обучающаяся 10 а класса Н. К. рассказывает о встрече с председателем Управляющего совета гимназии Ф. Я. Низамовым, обучающаяся 7 б класса М. Э. - о своем выступлении в городском конкурсе «Литературное наследие»).
Кроме традиционных приемов как пересказ текста (от первого, третьего лица и т. д., ответы на вопросы учителя используются игровые технологии, которые требуют от детей творческого поиска. Например, игра «Дуэль» : класс делится на две команды. Ученики первой команды (продолжающая группа) задают вопросы второй команде (начинающая подгруппа) по содержанию текста. Такая форма работы уместна при изучении биографии и творчества авторов. Если такую форму работы ввести в систему, то обучающиеся начинающей подгруппы постепенно запоминают, как строится предложение в башкирском языке, грамматические нормы языка. Т. е. одновременно идет работа по нескольким направлениям: это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи и т. д.). (Демонстрация игры «Дуэль» по жизни и творчеству Салавата Юлаева с учителями).
Для работы со словарем и перевода небольших текстов для учащихся начинающей подгруппы подбираются тексты, содержащие познавательную и личностно-ориентированную направленность. Для девочек уместны тексты с рецептами кухни разных народов, с рекомендациями по уходу за волосами, телом и т. д. Дети охотно делятся своим опытом, объясняют непонятное, доказывают, отвечают на вопросы. В процессе таких упражнений, требующих от учащихся творческой активности, отрабатываются нормы речевого этикета. (Творческое задание залу : перевести на башкирский и русский языки пословицы, поговорки, афоризмы).
На башкирский На русский
Коса – девичья краса. Теле бар ы, иле бар.
Хлеб всему голова.
К кр гемд н оштар осорам (М. К рим).
Книга-источник знаний.
Заман баш а- за баш а.
Я не случайный гость земли родной… (М. Карим)
Талант – е, к с ышаныу ул (М. Горький).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
А -той оно я шырта (Р. Роллан).
Воспитывать самостоятельность и творческое начало у учащихся, формировать умение передавать свои мысли и знания, помогают задания, где необходимо продолжить начатый текст, перестроить перепутанный сюжет, подобрать рифмующиеся слова и др. (последнее слово стихотворения должны сказать учителя)
1. А лы мен н, шатлы мен н
Йырлай ауа – й нг дауа.
Ойо отоп, боло отоп,
На ышланып ар ар -O- (яуа).
2. Тирм, тирм, тирм к й,
Был тирм л кем -O- (й ш й).
3. ин, у ытыусым, шундай на лап,
араны к рем.
нм лек ур д ртт р алды
Б л к с -O- (й р гем).
В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность ученика. Учитывая способности каждого учащегося, в практике используются различные виды сочинений. Например, ученик, способный к живописи предпочитает писать сочинение по картине, ученик с музыкальными данными пишет сочинение по произведениям композиторов. Увертюра к опере «Салават Юлаев» Загира Исмагилова помогает воочию представить скачущих по степи коней, возгласы командиров, военные столкновения и скорьб по погибшим. Дети не только пишут свои видения, ощущения, но и с интересом делятся своими представлениями о событиях, переданных на языке музыки.
Для проведения традиционных небольших творческих работ по описанию времен года помогают циклы музыкальных пьесс известных композиторов республики Роберта Газизова («Зимняя дорога», «Весенняя капель» и т. д., Рима Хасанова («Утренний туман» и т. д.). (Прослушивание мелодий и отгадывание тематик учителями).
Формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения башкирскому языку и литературе – один из путей решения языковой проблемы. А язык – носитель культуры и народа.