Юлия Устименко
Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование ключевых компетенций обучающихся
посредством проектной деятельности
на уроках иностранного языка
В условиях реализации государственных образовательных стандартов одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития ключевых компетенций обучающихся.
Публикация «Формирование ключевых компетенций обучающихся СПО посредством проектной деятельности на уроках иностранного языка» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Обратимся к принятому в современной методике определению. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [4, с. 3]. Проект – уникальная деятельность, предполагающая координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений [3].
Метод проекта влечет развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие творческого и критического мышления. Положительным моментом является тот факт, что учащиеся обращаются к дополнительным источникам информации (дополнительной литературе, энциклопедиям, Интернет-источникам, исследуют, анализируют, сравнивают.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в среднем профессиональном образовании?
Проект на уроке английского языка – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Наряду с возможностью развития коммуникативной компетенции учащиеся широко используют и другие средства: мультимедийные презентации, рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкеты, таблицы, графики и диаграммы. Итак, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. В данной системе обучения используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления.
Следует отметить, что в проектной методике преподавателю отводится сложная роль, т. к. во главе учебного процесса стоит личная деятельность учащегося, которую необходимо направлять и регулировать. Согласно государственным образовательным стандартам, должна быть создана ситуация, в условиях которой обучающийся самостоятельно добывает знания, а педагог координирует и консультирует.
Несложно заметить, проектная работа вызывает у педагога определенные проблемы и трудности:
- организация деятельности;
- дополнительная нагрузка;
- планирование серии занятий, на которых предполагается проведение проектной работы;
- отслеживание и регуляция деятельности учащихся на каждом этапе работы над проектом.
- оценка деятельности учащихся;
- учет психологических особенностей учащихся и индивидуальный подход.
При работе над проектами учащиеся также испытывают трудности:
- затруднения, связанные с лексическим и грамматическим материалом;
- в работе с информационным и справочным материалом (отбор, анализ, оценка);
- логического связного логического построения текста;
- сложности взаимодействия с другими учащимися, работа в коллективе;
- в оформлении и презентации проектов.
Но данные трудности легко преодолеваются в ходе правильно организованного взаимодействия преподавателя и учащихся.
Преподаватель может составить методические рекомендации или технологическую карту по всем этапам работы учащихся над проектом.
Таким образом, рассмотрим основные этапы проектирования.
На подготовительном этапе необходимо:
- сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
- определить цели проекта;
- обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, аудио или видеоролик и т. д.);
- определить тип проекта (исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный).
При планировании деятельности над проектом необходимо ответить на вопросы: почему? Зачем мы это делаем? Что мы делаем? Как мы делаем?
Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает? Когда мы делаем? В каком виде будем презентовать результат своего труда?
Следующий этап - поиск и анализ информации, т. е. этап реализации проекта. Учащиеся подбирают и исследуют информацию в различных источниках. Преподавателю необходимо поддерживать мотивацию учащихся к выполнению проекта, развитием предложенных идей и консультированием.
Продуктом труда является запланированный результат. Продукты проекта могут быть различными. Например, мультимедийный (видеофильм, видеоролик или презентация, мероприятие (экскурсия, викторина, инсценирование, печатная продукция (журнал, буклет, фотовыставка и т. д.).
Презентация - этап представления и защиты проекта. Чтобы достойно выступить, нужно составить план выступления, подготовить презентацию, сопровождающую выступление, составить речь, которую нужно произнести. Преподаватель на данном этапе оказывает посильную помощь учащимся.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка :
игровые - ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов на занятии программы практики устной речи, лексики, грамматики, драматизация фрагмента пьесы, диалога в театре; конструктивно-практические проекты, например, в профессиональной направленности - создание инструкции по использованию оборудования, консультации клиента, распорядка дня рабочего; информативно-исследовательские проекты, например, экскурсия в Новой Зеландии, США; творческие работы - литературный перевод произведения на русский язык, эссе; издательские проекты – стенгазета, бюллетень, памятка.
И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими знаниями, умениями и возможностями.
Например, начиная изучение тем по страноведению, планируем мини-проект «Focus on the United Kingdom», учащиеся получают задание изготовить рекламный буклет или фотовыставку «Интересные уголки Великобритании», «Памятные места», «Путеводитель по Великобритании».
Остановимся подробнее на конкретном примере. В профессиональном колледже целесообразно проведение проекта «Professional Magazine» («Профессиональный журнал»). Работая в подгруппах, учащиеся разбирают роли: журналист, редактор, главный редактор, технический редактор, дизайнер-оформитель. Материалы, включённые в журнал : англо-русский словарь профессионализмов, статьи на профессиональную тематику, картинки, схемы, описание продукта деятельности, инструментов, анекдоты о профессии. При этом журнал должен отвечать определённым требованиям, которые координирует преподаватель.
Таким образом, следует заметить популярность проектной деятельности обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать следующие задачи: развитие творческих возможностей учащихся, креативности, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.
В заключение необходимо отметить, что метод проектов является одной из важных технологий в процессе формирования и развития УУД в современном образовании, который позволяет обучающимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний, повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Список литературы
1. Белова С. А. Технология исследовательской деятельности по иностранному языку в обучении учащихся [Электронный ресурс]. — Режим
доступа: https://image.websib.ru/05/
2. Бурлакова И. И. Проект «Научно-практическая конференция на английском языке»//Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 37-40.
3. Ковалев С. М., Ковалев В. М. Секреты успешных предприятий: бизнес-процессы и организационная структура/С. М. Ковалев, В. М. Ковалев. – М. : ГОЛОС-ПРЕСС, 2009. – 520 с.
4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка/Е. С. Полат// ИЯШ: научно-методический журнал. – 2000. – № 2. – С. 3 - 10.
2. Савченко Н. А. Метод проектов в обучении английскому языку учащихся среднего этапа обучения общеобразовательной школ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //www.ioso.ru/di stant/library