Елена Косарева
Мастер-класс для педагогов «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия «Бусоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Косарева Елена Александровна. Я работаю в МБДОУ д/с№30 воспитатель первой категории. Моя тема мастер класса «Инновационный подход в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста через использование методического пособия М. И. Родиной «Бусоград
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Инновационный подход в развитии творческих способностей детей посредством пособия „Бусоград“» размещена в разделах
- Бусоград. Образовательная технология
- Бусы, бусинки. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, т. к. многим детям тяжёло правильно держать кисть или карандаш, а кто- то вообще не умеет. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает.
Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования таких приемов и методик которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу.
И сегодня я хочу поделиться с вами методикой "Бусоград", о которой я узнала совсем недавно. Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ.
Впервые услышав об этой методике, я решила обязательно применить ее в своей педагогической практике, ведь в бусах есть что-то магическое… Да, они напоминают четки, они способны превратить обыденный наряд в праздничный, при виде бус у каждого ребенка, у каждой женщины загораются глаза – хочется их взять, потрогать, покрутить, примерить, поиграть …
Бусы – это полет фантазии, а для ребенка – это еще и доступный и эстетически притягательный материал для рисования.
Цель техники «Бусоград»: Создание условий, способствующих развитию творческой активности детей дошкольного возраста.
Во время рисования бусами у детей происходит развитие пространственной ориентации, работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка, способствует развитию мелкой моторики. Происходит развитие психических процессов (мышление, внимание, память, и конечно же творчества. Помимо этого ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. Развиваются индивидуальные качества (умение работать в коллективе, быть самостоятельным в выборе деятельности, принятия решений, быть сдержанным, доброжелательным);Развивается желание создавать красоту в близком социальном окружении.
Использование методики по возрасту неограниченно, так как рисовать различные образы, придумывать о них сказочные истории будет интересно всем и старшим и младшим.
При рисовании узоров, отдельных фигур, элементов и различных картин бусами можно их дополнять и счетными палочками, колечками, камушками, пробочками и т. д.
Создавать картины можно на поверхности стола, на полу, используя тканевый фон разной расцветки, формы и величины или фон созданный из цветной бумаги или картона.
Этапы работы:
I этап – Подготовительный: Дети знакомятся с бусами, рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим
На этом этапе можно использовать такие творческие игры как «Шкатулочка» и для этого потребуются бусы разной расцветки
«Бусы и шкатулочка»
Педагог:
Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы).
Шкатулочка была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти,
сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?
Педагог: Шкатулочка открывается, бусы появляются (одна ладошка убирается, как будто открывается
крышка от шкатулки)
Бусы, бусы, покатитесь,
Красотою похвалитесь! (двумя пальцами поднять бусы вверх)
А теперь опять сложитесь,
И тихонько спать ложитесь.
Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью
прикрывается сверху).
II этап – Конструктивный: Строится на рисовании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями.
Уважаемые педагоги,давайте мы с вами попробуем нарисовать несколько отдельных предметов бусами. Главная фигура – это дорожка. И хочу отметить, что именно с нее начинается изображение практически всех предметов из бус
«Дорожка»
Бусы в кучу соберём,
И ладошками сгребём,
Пальчиками их поманим-
«Дорожку» длинную растянем.
Все знают, что дорожка
Или тропа лесная
Бывает и прямая, бывает и кривая.
«Улитка»
Вот из бус дорожка.
Край прижмём ладошкой.
Крутим мы ладонь - и нитка
Превращается в «улитку».
«Цветочек»
Выложим мы вновь «дорожку»,
Потянем в стороны немножко-
И вот мы сделаем кружочек,
И превратим его в «цветочек»!
«Тучка»
Снова дорожка
Лежит и молчит
2 ямки, 2 горки
И тучка летит
«Тарелка, лодочка, квадрат»
Вновь выпрямляется дорожка,
Вниз потянем мы немножко.
Хороша тарелка наша.
Тянем, тянем – лодка есть.
А потянем ещ дальше –
И уже квадратик здесь.»
«Тарелка, лодочка, квадрат,
Получилось здорово, каждый очень рад
«Домик»
Вот две «дорожки»
Квадратик потом
Над ним треугольник –
Построили дом!
III этап – Творческий:[/i] Самостоятельное рисование картин, заполнение контуров, придумывание сказок, истории
Мои воспитанники – дошколята очень любят рисовать бусами и у нас в группе создан целый город - Бусоград, где можно творить добро, красоту и дарить ее окружающим. Правит этим городом фея Бусинка. Дети ее любят, потому что она необыкновенно красивая, умная и очень добрая! Бусинка тоже любит детей и старается сделать жизнь в своем городе интересной и радостной. Поэтому она придумывает для ребят увлекательные творческие игры, устраивает яркие праздники.
А сейчас, уважаемые участники, я вам предлагаю попасть в волшебную страну сказок.
Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.
Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.
Мы картину нарисуем
Ничего в ней не забудем.
Может быть пейзаж, портрет
Никаких секретов нет
Жила – была на свете фея Бусинка. Правила она городом, который называется Бусоград. Фея каждый день меняла наряды, надевала яркие бусы, браслеты и затейливые украшения. А жители города Бусоград заботились о красоте и порядке в своем городе и очень любили играть. А Бусинка была рада придумывать новые и новые игры: с песенкой и загадкой, танцем и рисунком, сказкой и театром.
Однажды утром проснулась Бусинка и отправилась гулять по городу. Пошла по ровненькой «дорожке».
(показывает «дорожку» из бус – указательными пальцами обеих рук растянуть бусы в разные стороны)
Встретила улитку.
(показывает «улитку» из бус – край «дорожки» накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая ее к бусам, оставить небольшой кончик)
Поздоровалась Бусинка с улиткой и дальше пошла мимо «кочки».
(сделать «кочку» из «дорожки», потянув цепочку пальцем от себя)
Мимо «горочки».
(сделать из «кочки» «горочку»)
И большой «горы».
(сделать из «горочки» «гору»)
Дошла Бусинка до речки, а по реке плывет «лодка».
(сделать «лодку» из «дорожки»: двумя указательными пальцами, слегка потянув к себе)
Не простая «лодка», а с «парусом».
(вертикальную «дорожку» одним пальцем отвести в бок, сделать треугольник – «парус»)
На небе показались «птички».
(из «дорожки» сделать «птичек», поставив указательный палец над цепочками бус по центру, потянуть бусы к себе)
Бусинка помахала птичкам рукой и пошла по извилистой лесной дорожке.
(сделать извилистую «дорожку»)
Забрела на цветочную полянку,
(сделать «полянку» - круг из бус)
Где росли красивые волшебные «цветы».
(сделать из круга цветок: расположить указательные пальцы по обе стороны круга, затем соединить пальцы, притягивая бусы друг к другу в середине круга, также потянуть верхнюю и нижнюю часть бус к середине, получается четырехлистник, из него можно сделать восьмилистник)
Собрала Бусинка большой букет цветов и в хорошем настроении оправилась домой.
Вот такая картина у нас получилась.
- При рисовании бусами можно придумывать много разных игр и упражнений. Я надеюсь, технология работы с бусами вам понравилась и, что мой опыт окажется полезным в педагогической работе. И многие потом возьмут бусы и начнут создавать свои картины и творить чудеса.
Творите, фантазируйте, мечтайте!
Спасибо за внимание!