Сухих Елена
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации»
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время и система воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Публикация «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
• Более позднее начало речи : первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
• Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
• Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т. е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
• Речь детей с ОНР малопонятна.
Лексические нарушения характеризуются:
• Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.
• Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.
• Трудностью использования антонимов.
• Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. При нарушениях формирования лексического запаса речь детей нельзя считать достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Одной из важнейших предпосылок овладения чтением, письмом и счетом является достаточный уровень сформированности лексической системы языка: определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова.
Несмотря на то, что в последние годы проводились исследования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, особенности его формирования изучены недостаточно полно.
Сегодня в науке и практике актуальной становится необходимость включения в содержание дошкольного образования поисковой деятельности, требующей усвоения и использования знаний и умений воспитанников в новой для них ситуации. Одной из технологий, способствующих активизации познавательной поисковой деятельности дошкольников, является проектная деятельность.
Это и определило тему моего проекта «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации».
Цель проекта : развитие и обогащение словаря у детей с ОНР дошкольного возраста через проектный метод.
Задачи:
1. Анализ и обобщение теоретического и практического опыта отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению словаря у детей с ОНР и его развитию.
2. Создание необходимых условий для организации деятельности по развитию фонематического слуха и восприятия, связной речи, лексико-грамматического строя речи, познавательных процессов, совершенствованию звукопроизношения.
3. Организация коррекционной работы с детьми с ОНР.
4. Разработка и внедрение модели взаимодействия всех участников проекта по развитию словаря.
5. Экспериментальное доказательство эффективности использования проектного метода в коррекционной работе по формированию словаря у детей с ОНР.
Участники проекта :
- дети с ОНР
- логопед
- педагоги
- родители
Ожидаемые результаты:
1. Для детей : преодоление ОНР. Снижение рисков школьной дезадаптации.
2. Для родителей: повысить заинтересованность в результатах коррекционно-воспитательной работы с детьми, активизировать педагогический потенциал
3. Для педагогов: повышение профессионализма, компетентности.