Лида Малафеева
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Малафеева Лидия Александровна
Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья будет полезна для студентов и начинающих педагогов.
Публикация «Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: предлоги, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Своеобразием развития грамматического строя при общем недоразвитии речи занимались многие авторы: М. В. Богданов-Березовский, В. К. Орфинская, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичева. Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Е. Ф. Архипова. Г. А, Фомичева, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина и многие другие.
Л. А. Брюховских отмечает, что особую трудность в практической деятельности вызывает формирование у детей с речевыми расстройствами понимания и употребления предложных конструкций. [4]
Уровень сформированности речи зависит от уровня общего недоразвитие речи детей, данная патология делится на три уровня.
Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. [1, 43с].
I Уровень ОНР:
Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. На данном уровне развития речи предложно-падежные конструкции не сформированы, дети не употребляют предлоги и падежные окончания. В основном дети пользуются жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна только в рамках в данной ситуации.
II Уровень ОНР:
У детей появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм, неполное понимание обращенной речи, т. к многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.
III Уровень ОНР:
Характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построение предложений. [2, 50-51с]
Так же в употребление детьми с ОНР есть ряд характерных особенностей:
• Предлоги формируются в речи детей позже чем у их сверстников без патологии.
• У детей часто происходит пропуск или замена предлогов;
• Значение предлогов усваивается труднее и требует дополнительного разъяснения;
• У детей присутствуют лексико-грамматические недоразвития и особенности формирования пространственных понятий.
Вследствие этих факторов процесс формирования предлогов у детей данной категории требует наличия специальной системы коррекционной работы.
У данной системы, как и любого другого механизма есть свои принципы
• Принцип комплексности.
• Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.
• Принцип учета зоны ближайшего развития.
• Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала.
• Принцип системности.
• Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта.
• Онтогенетический принцип.
• Принцип ведущей деятельности. [3]
Так же в формирование предлогов используются различные формы работы направленные на разъяснение значения предлогов, их формирования, закрепления и автоматизации в речи ребенка. В работе активно применяются логопедические занятия, игры и упражнения, так же не мало важным фактором является грамотная речь педагога, которая служит образцом для подражания в развитии речи ребенка.
В ходе коррекционно-развивающей работы рекомендуется активно использовать игры и упражнения. Вашему вниманию представлен перечень возможных игр на развитие правильного употребления предлогов в речи детей с ОНР :
Игра «Что мы делали, не скажем…»
Цель: Учить правильно употреблять предлоги в предложении.
Методика организации
Педагог изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.
Например, педагог показывает действие (кладет игрушку В коробку, Ребенок составляет предложение : «Я кладу игрушку В коробку» и демонстрирует действие.
Игра «Сделай, не ошибись».
Цель: Закреплять пространственные предлоги в речи детей.
Методика организации
Педагог предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)
Например, педагог предлагает ребенку положить игрушку в какой-либо стороны от себя. Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает: «Куда ты положил игрушку?». Ребенок должен ответить: «Я положил игрушку справа от себе».
Игра «Скажи наоборот»
Цель: Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения.
Методика организации:
Педагог называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.
Например, педагог говорит: «Мальчик положил мяч в коробку. Скажи наоборот.» Ре
бенок отвечает: «Мальчик достал мяч из коробки».
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: Закрепление употребления предлогов по, через.
Методика организации:
Педагог говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.
Например, педагог говорит: «Послушай предложения Незнайки и помоги ему исправить ошибки : «Я перепрыгнул по лужу». Ребенок должен исправить : «Я перепрыгнул через лужу».
Таким образом, в результате правильно построенной коррекционной работы ребенок к школьному возрасту овладевает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками которые в дальнейшем положительно скажутся на его обучении.
Список использованной литературы.
1. Волковой Л. С. Логопедия [Текст] /Под ред. Волковой Л. С, Шаховской С. Н. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 680с
2. Волосовец Т. Б. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т. Б Волосовец, Н. В Горина, Н. И Зверева и д. р. ; М. : изд. Центр Академия,2000.-200с
3. Статья на тему «Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР» - Режим доступа: httрs ://suрerinf.ru/view_helрstud.рhр?id=22
4. Статья на тему «Особенности понимания и употребления предлогов у учащихся первых классов общеобразовательных школ с общим недоразвитием речи» - Режим доступа:httрs ://оtherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132382_0.html