Лучший педагог года

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Лида Малафеева
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Малафеева Лидия Александровна

Аннотация. В данной статье представлены информация о процессе формирования правильного употребления предлогов. Проблемой статьи является процесс формирования предлогов у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья будет полезна для студентов и начинающих педагогов.

Публикация «Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Ключевые слова: предлоги, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Своеобразием развития грамматического строя при общем недоразвитии речи занимались многие авторы: М. В. Богданов-Березовский, В. К. Орфинская, Б. М. Гриншпун, Т. Б. Филичева. Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова, Е. Ф. Архипова. Г. А, Фомичева, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина и многие другие.

Л. А. Брюховских отмечает, что особую трудность в практической деятельности вызывает формирование у детей с речевыми расстройствами понимания и употребления предложных конструкций. [4]

Уровень сформированности речи зависит от уровня общего недоразвитие речи детей, данная патология делится на три уровня.

Каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Выделяют три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей с ОНР. [1, 43с].

I Уровень ОНР:

Характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей находящихся на первом уровне речевого развития активный словарь состоит из небольшого количества нечётко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. На данном уровне развития речи предложно-падежные конструкции не сформированы, дети не употребляют предлоги и падежные окончания. В основном дети пользуются жестами, мимикой. Речь ребёнка понятна только в рамках в данной ситуации.

II Уровень ОНР:

У детей появляется фразовая речь. На этом уровне фраза остаётся искажённой в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В речи детей отмечаются уже различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остаётся резко выраженный аграмматизм, неполное понимание обращенной речи, т. к многие грамматические формы различаются детьми недостаточно.

III Уровень ОНР:

Характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи, построение предложений. [2, 50-51с]

Так же в употребление детьми с ОНР есть ряд характерных особенностей:

Предлоги формируются в речи детей позже чем у их сверстников без патологии.

• У детей часто происходит пропуск или замена предлогов;

• Значение предлогов усваивается труднее и требует дополнительного разъяснения;

• У детей присутствуют лексико-грамматические недоразвития и особенности формирования пространственных понятий.

Вследствие этих факторов процесс формирования предлогов у детей данной категории требует наличия специальной системы коррекционной работы.

У данной системы, как и любого другого механизма есть свои принципы

• Принцип комплексности.

• Принцип максимальной опоры на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы.

• Принцип учета зоны ближайшего развития.

• Принцип постепенного усложнения заданий речевого материала.

• Принцип системности.

• Принцип учета симптоматики и степени выраженности дефекта.

• Онтогенетический принцип.

• Принцип ведущей деятельности. [3]

Так же в формирование предлогов используются различные формы работы направленные на разъяснение значения предлогов, их формирования, закрепления и автоматизации в речи ребенка. В работе активно применяются логопедические занятия, игры и упражнения, так же не мало важным фактором является грамотная речь педагога, которая служит образцом для подражания в развитии речи ребенка.

В ходе коррекционно-развивающей работы рекомендуется активно использовать игры и упражнения. Вашему вниманию представлен перечень возможных игр на развитие правильного употребления предлогов в речи детей с ОНР :

Игра «Что мы делали, не скажем…»

Цель: Учить правильно употреблять предлоги в предложении.

Методика организации

Педагог изображает какое-то действие с задуманным предлогом, ребёнок составляет предложение по демонстрируемым действиям.

Например, педагог показывает действие (кладет игрушку В коробку, Ребенок составляет предложение : «Я кладу игрушку В коробку» и демонстрирует действие.

Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: Закреплять пространственные предлоги в речи детей.

Методика организации

Педагог предлагает ребёнку выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, слева, справа, между, перед, сзади и др.)

Например, педагог предлагает ребенку положить игрушку в какой-либо стороны от себя. Ребенок выполняет задание, затем педагог спрашивает: «Куда ты положил игрушку?». Ребенок должен ответить: «Я положил игрушку справа от себе».

Игра «Скажи наоборот»

Цель: Закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения.

Методика организации:

Педагог называет предложение и предлагает ребёнку сказать наоборот.

Например, педагог говорит: «Мальчик положил мяч в коробку. Скажи наоборот.» Ре

бенок отвечает: «Мальчик достал мяч из коробки».

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: Закрепление употребления предлогов по, через.

Методика организации:

Педагог говорит ребёнку, что Незнайка всё перепутал и ему надо помочь.

Например, педагог говорит: «Послушай предложения Незнайки и помоги ему исправить ошибки : «Я перепрыгнул по лужу». Ребенок должен исправить : «Я перепрыгнул через лужу».

Таким образом, в результате правильно построенной коррекционной работы ребенок к школьному возрасту овладевает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками которые в дальнейшем положительно скажутся на его обучении.

Список использованной литературы.

1. Волковой Л. С. Логопедия [Текст] /Под ред. Волковой Л. С, Шаховской С. Н. - 3-е изд. перераб. и доп. - М. : гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.- 680с

2. Волосовец Т. Б. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т. Б Волосовец, Н. В Горина, Н. И Зверева и д. р. ; М. : изд. Центр Академия,2000.-200с

3. Статья на тему «Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР» - Режим доступа: httрs ://suрerinf.ru/view_helрstud.рhр?id=22

4. Статья на тему «Особенности понимания и употребления предлогов у учащихся первых классов общеобразовательных школ с общим недоразвитием речи» - Режим доступа:httрs ://оtherreferats.allbest.ru/pedagogics/00132382_0.html

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Формирование речевой и познавательной активности детей с общим недоразвитием речи Упражнения, дидактические игры МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. Геленджик Подготовительная группа «Паруса» № 15 Подготовил: воспитатель Варлашова.

Конспект игры-путешествия по лексической теме «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Цель: Обогащение словаря детей на тему «Посуда». Задачи: 1) коррекционно-образовательные задачи: - Развивать связную речь при составлении.

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Донцова Валентина Анатольевна Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте детей старшего возраста» Цель: повысить знания педагогов о подготовке.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Обобщение опыта по теме «Роль развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой.

Основные направления профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Профилактика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов.

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Дошкольное детство – период,.

Словесная игра на формирование грамматически правильного строя речи для детей старшего дошкольного возраста Русская народная словесная игра на формирование грамматически правильного строя речи для детей старшего дошкольного возраста "Как тебя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 31 мая 2018 в 20:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование правильного употребления предлогов в речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Лида Малафеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД