Асия Маняпова
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Маняпова Асия Октябрисовна,
воспитатель МАОУ СОШ №14
(структурное подразделение «Детский сад»)
города Тобольска Тюменской области
Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Публикация «Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Одним из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие связной речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.
«Связная речь, - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность мыслей - это связность речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе.
Развитие обеих форм (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - это состояние, связанное с неправильным формированием речи ребенка. Дети с ОНР, обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.
Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из главных задач коррекционного воздействия. Формирование связной речи у детей с ОНР; изменение ее функции являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка с взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Понимание детьми связной речи взрослых, осознание слышимого звукового потока предшествует усвоению отдельных предложений, словосочетаний, слов, морфем, т. е. предшествует способности вычленять их из потока речи. Овладение связной речью невозможно без развития способности вычленять ее компоненты - предложения, слова и т. д.
На современном этапе одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы речевого развития ребенка. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как народный фольклор. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».
Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Он является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания.
Использование малых фольклорных, форм в коррекционно-логопедической работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность логопедической работы.
В своей логопедической практике по коррекции и развитию речи детей с ОНР устный народный фольклор мы широко применяем для:
формирования основных компонентов речевой системы - звуковая культура речи, лексико-грамматический строй речи, связная речь :
- артикуляционная гимнастика;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- загадки;
- пословицы.
развития моторной и эмоционально-волевой сферы:
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие общей моторики, координации речи и движений, темпа и ритма речи;
- подвижные игры.
Использование фольклора в работе с детьми с общим недоразвитием речи является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные формы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием. Однако могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии речи, как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей дошкольного возраста.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств народной педагогики.
Таким образом, использование малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР позволяет дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.
Список литературы:
1. Асташина М. Фольклор в воспитании дошкольников / М. Асташина // Дошкольное воспитание. 2007. № 3. С. 61-68.
2. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина -М. : Просвещение, 1984. -223с.
3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошкольное воспитание. -1990. -№7. -С. 15-18.
4. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. -1995. - №1. -С. 59-66.
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольников : практическое пособие. -М. : Айрис-пресс,2004.