Приложение МААМ

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей

Валентина Шошина
Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей
▼ Скачать + Заказать документы

За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема здоровьесбережения особо актуальна: помимо речевого дефекта у них имеются хронические заболевания дыхательной, вегетососудистой, нервной, костно – мышечной систем организма. По данным медицинского обследования на сентябрь 2017 года в старшей логопедической группе «Букварики» для детей с общим недоразвитием речи I группа здоровья не наблюдается, со II группой здоровья – 68%, с III – 30 %, с IV – 2%.

Публикация «Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей» размещена в разделах

Анализируя уровень валеологических знаний детей, был сделан следующий вывод: воспитанники имеют слабое представление о понятии «здоровье», а их семьи не могут являться для них источником подражания в ведении здорового образа жизни. Помня о том, что сенситивным периодом формирования позитивного и негативного отношения к важнейшим сторонам жизнедеятельности человека, в том числе и к здоровому образу жизни, является возраст с пяти до семи лет, а главная модель поведения ребенка складывается в процессе подражания самым авторитетным для него людям – родителям, педагоги группы приступили к организации работы по формированию здорового образа жизни детей и их семей, воспитывающих детей с ОВЗ. В качестве методической основы организации педагогического процесса был выбран проектный метод. Он основан на взаимодействии учителя-логопеда, воспитателя, родителей и ребенка, что позволяет плодотворно и творчески организовать работу. Дети - логопаты не могут самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, это делают за них взрослые, которые способны понять интересы ребенка, уважают его желания. Особенностью работы педагогического коллектива в проекте, была необходимость заинтересовать проблемой здоровьесбережения родителей, которые, в свою очередь, своей деятельностью в проекте увлекли бы детей. Проведение круглого стола, на котором обсуждались результаты анкетирования (Анкета «Укрепление здоровья ребенка в семье», анализировался индекс здоровья детей группы, их готовность к восприятию знаний о составляющих здоровья, помогло педагогам убедить родителей в необходимости активного участия в здоровьесберегающей работе группы. А консультации «Учимся проектировать вместе» и «Что такое детское проектирование?» дали родителям необходимые знания по организации проекта и тактике поведения взрослого в проекте.

Целью проекта является формирование у детей и родителей представлений о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.

Исходя из этого, основными задачами проекта стали:

• воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;

• расширение представлений о том, что полезно и вредно для здоровья, знаний об отдыхе, спорте, необходимых для его сохранения;

формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;

• обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;

• ознакомление с устройством организма человека и формирование познавательного интереса;

• привитие навыков здорового образа жизни, развитие в чистоте и правильном уходе за телом.

Педагоги и родители разработали план проектной деятельности. Предложив его детям, взрослые постарались не лишать ребят возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества в процессе сотрудничества с педагогами и родителями. Организация проекта опиралась на следующие принципы:

информационной достаточности (обогащение родителей, детей знаниями, приемами, которые могут быть применены в процессе работы);

взаимодействия (партнерство между всеми участниками проекта);

поэтапности, системности подхода (реализация конкретных задач на каждом этапе проекта);

деятельного подхода (приобретение ребенком знаний через ведущий вид деятельности - игру);

личностно – ориентированного подхода при взаимодействии с участниками проекта;

гибкости, свободы выбора (деятельность участников не ограничивалась заданными рамками);

природосообразности (создание условий для самовыражения личностных качеств детей и их родителей).

В проекте гармонично сочетаются следующие методические приемы: соединение познавательного содержания с двигательной активностью, опора на художественную литературу.

На заключительном этапе проекта, в процессе анализа выполнения первоначального замысла проектной деятельности, было проведено повторное анкетирование родителей. Анкеты показали, что родители стали больше уделять внимания оздоровлению детей: больше гулять, заниматься спортом, массажем, дыхательной гимнастикой, закаливанием. Их деятельность сразу же проявилась в снижении заболеваемости детей, повышением посещаемости, что сказалось и на повышении качества коррекционного процесса. В ходе реализации проекта установлен доверительный, деловой контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, созданы условия для равноценного партнерства между родителями и педагогами, единое пространство воспитания и развития ребенка. Метод проектов перспективен и актуален, он способствует саморазвитию всех участников проекта, позволяет синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки, способствует сближению взрослого и ребенка, повышает качество воспитания и обучения дошкольника, воспитывает инициативную, любознательную личность.

Основная часть.

ПРОЕКТ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьёй».

Проект: групповой, познавательно - исследовательский.

По содержанию: ребенок и общество.

По количеству участников: коллективный (дети, воспитатели, учитель- логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель).

По характеру контактов: внутри ДОУ, вне ДОУ.

По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев)

Цель проекта: формирование у детей и родителей представлений о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.

Задачи проекта:

• воспитание у детей правильного отношения к своему здоровью;

• расширение представлений о том, что полезно и вредно для здоровья, знаний об отдыхе, спорте, необходимых для его сохранения;

формирование представлений об окружающей среде, влияющей на здоровье человека;

• обогащение и закрепление представлений детей о том, что для жизни и здоровья необходимы хорошие условия;

• ознакомление с устройством организма человека и формирование познавательного интереса;

• привитие навыков здорового образа жизни, развитие в чистоте и правильном уходе за телом.

Данный проект содержит тематический план мероприятий. В ходе работы над проектом предусмотрена организация познавательно – исследовательской, творческой работы дошкольников и педагогов, организация развлечений и спортивных мероприятий с детьми, совместных экскурсий и прогулок.

В проекте гармонично сочетаются следующие методические приё мы: соединение познавательного содержания с исследовательской деятельностью.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Подготовительный

В начале подготовительного этапа проекта воспитателями был подобран иллюстративный материал, художественная литература, пословицы и поговорки по теме, с детьми организованы следующие дидактические игры: «Что было бы», «Что надо делать, чтобы быть красивыми», «Друзья и враги здоровья», «Можно – нельзя», «Полезно и вредно» ….

Были изучены нормативные документы.

Реализация проекта началась с родительского собрания, на котором была затронута тема «Роль семьи в воспитании ребёнка». Проведенное анкетирование родителей по вопросам укрепления здоровья ребёнка в семье имело целью выявление потребностей родителей в образовательных услугах, определение уровня их педагогической культуры в области физического развития, изучение особенностей семейного воспитания, обсуждение с родителями возможных форм взаимодействия детского сада и семьи. Результаты анкетирования подтолкнули нас к работе над данным проектом.

Основной

Начальным этапом в работе над проектом стал психолого – педагогический тренинг «Давайте познакомимся», цель которого - выявление микроклимата в семье….

В рамках проекта в начале учебного года были поставлены следующие задачи для развития двигательной активности:

• Создание разнообразной физкультурно – игровой среды, направленной на оптимизацию двигательной активности и всестороннего развития детей;

• Ознакомление с правилами подвижных игр, формирование умения чётко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность;

Формирование основ здорового образа жизни в семье и детском саду.

Для реализации поставленных задач разработали модель двигательного режима детей нашей группы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, куда вошли: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, индивидуальная работа по развитию моторики, физкультминутки, логоритмики, пальчиковая, дыхательная и зрительная гимнастики, бодрящая гимнастика после дневного сна, самостоятельная двигательная активность детей, а также совместная работа с руководителями физкультуры и музыки. Предусмотрели участие родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, их участие в таких мероприятиях, как подготовка и проведение досугов и праздников, прогулок, походов в ближайший парк, совместные игры детей с родителями и педагогами.

С целью укрепления здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, в нашей группе имеется следующее оборудование: физкультурный центр с набором физкультурного инвентаря (скакалки, мешочки, шнуры, флажки, канаты, кегли, ленты, платочки, ребристая доска и т. д, коврики для профилактики плоскостопия, дорожки здоровья, шапочки для подвижных игр. Для организованной и самостоятельной двигательной активности – мягкие модули, выносной материал, атрибуты для подвижных игр, нестандартное оборудование.

Начиная день с утренней гимнастики, мы стараемся, чтобы она была направлена на укрепление организма ребёнка и создание бодрого настроения на весь день. С целью развития интереса к физической культуре, помимо утренней гимнастики, проводимой в привычной форме, мы проводим её в форме «полосы препятствий»; оздоровительной пробежки, музыкально – ритмических движений. Основной организованной формой двигательной активности является занятие по физической культуре (2 в спортивном зале и 1 на улице). В зимний период занятие на улице проводится на лыжах.

Наряду с совместной деятельностью детей и взрослых в рамках проекта проводились индивидуальные беседы с дошкольниками по темам : «Забавные истории, которые произошли со мной во время летнего отдыха», «Что полезно и что вредно для здоровья» и другие, игры – практикумы, досуги с использованием различных жизненных ситуаций, благодаря которым у детей снимается чувство беспокойства, страха, агрессии. Благодаря совместным досугам у ребёнка развивается познавательный интерес, мыслительная деятельность, мелкая и крупная моторика, кинестетические, вестибулярные отношения, обеспечивающие сенсомоторное развитие. Совместные занятия также влияют на создание и поддержание благоприятного психологического микроклимата в семье, формируют у родителей основы физкультурной грамотности, способствует возникновению радостных эмоций как у детей, так и у родителей. В качестве примера в приложении 1 представлен сценарий досуга «Волшебный цветок здоровья».

Одной из форм привлечения родителей к занятиям спортом стал выпуск стенгазет «Мой дом – моё здоровье», «Мы мороза не боимся», в оформлении которых участвовали педагоги и родители с детьми.

Родители с детьми участвовали в выставке совместных работ «Овощные превращения», сочиняли сказки о чудесном превращении овощей в сказочных героев. Сочинение сказок сближает родителей и детей, дарит им массу положительных эмоций.

В ходе проекта родителям были представлены компоненты здоровьесберегающей деятельности, которые могут использоваться в семье – пальчиковая и дыхательная гимнастики, миогимнастика и массаж. На родительском собрании был проведён круглый стол по данной теме, а также даны индивидуальные консультации логопеда.

На прогулочном участке группы родители и дети в зимний период создали горку и целый снежный городок, благодаря которым прогулки стали интереснее и ещё больше способствовали физическому развитию воспитанников.

Заключительный

В рамках презентации данного проекта на дне открытых дверей дошкольного учреждения была представлена совместная деятельность детей и родителей в форме досуга «Волшебный цветок здоровья» по направлению «Физическое развитие».

Таким образом, совместными усилиями родителей и педагогов были сформированы представления о здоровом образе жизни, интерес к активному отдыху. Они получили необходимые знания, социальный опыт сохранения здоровья. Дети научились продуктивному взаимодействию,умению слушать друг друга и в проблемной форме выражать своё отношение к его предложениям, но главное – бережно относиться к своему здоровью и здоровью близких.

Ожидаемые результаты:

- повышение активности родителей в участии жизни группы

- воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни у детей

- осознание детьми ответственности за своё здоровье

- повышение уровня воспитанности у дошкольников.

В результате грамотно выстроенного сотрудничества с семьями снизилась заболеваемость детей в группе (средняя посещаемость детей 88%, отмечается активная педагогическая позиция родителей в семье, вдумчивое и избирательное отношение к образовательным технологиям. Совместными усилиями педагогов и родителей у дошкольников были сформированы представления о здоровом образе жизни, интерес к активному отдыху. Они получили необходимые знания и положительный опыт сохранения здоровья. Помимо этого дети научились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению слушать другого и выражать своё мнение.

Тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах о здоровом образе жизни позволило нам сделать родителей своими союзниками, что очень важно для дальнейшего сотрудничества.

Библиография

1. Аникина В. П. «Старинные русские пословицы и поговорки», Москва «Детская литература»,984г.

2. Аристова В. В., Гальперштейн Л. Я. «Моя самая первая энциклопедия». Москва, Росмен,2005г.

3. Васильев С. Б. «Человек», Москва 2003г.

4. Воробьева Т. А. ,Крупеник И. О. «Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург,2007г.

5. Данилова Е. «Пальчиковые игры», Москва,2006г.

6. Липская Н. В. «Расту культурным для детей 5-6 лет», Москва, «Эсмо»; 2009г.

7. Никитина А. В. «33 лексические темы : пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 6-7 лет», Санкт-Петербург, 2008г.

8. Потапова Л. Н. «Детям о природе экология в играх для детей 5-10 лет», Ярославль, «Академия развития», 1998г.

9. Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика», Москва. Астрель; АСТ,2001г.

10. Фирилеева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са –фи - дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2010.

Публикации по теме:

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации Тема проекта: «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации».

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Формирование социально-культурных ценностей, начал гражданственности и патриотизма у дошкольников. Взаимодействие с семьей Авторы: Московая Ю. Н., Саблук Е. М. История показала,что любовь к своей Родине, патриотизм всегда были чертой нашего национального характера,.

Формирование речевой и познавательной активности детей с общим недоразвитием речи Упражнения, дидактические игры МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. Геленджик Подготовительная группа «Паруса» № 15 Подготовил: воспитатель Варлашова.

Опыт работы «Формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через эколого-туристические походы» Фролова Татьяна Борисовна старший воспитатель МБДОУ детский сад № 1 «Светлячок» г. Семёнов ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО.

Профилактика дисграфии посредством игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С введением ФГОС дошкольное образование стало I уровнем общего образования. Поэтому требования к выпускникам ДОУ возросли. Что бы помочь.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Социализация старших дошкольников через взаимодействие с семьей ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 1. Ф. И. О. автора –Ким Юлия Александровна. 2. Город (район) – Южно-Сахалинск. 3. Образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей
Опубликовано: 6 мая 2018 в 22:46
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Шошина (УИ 1567465) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД