Валентина Дудорова
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна
Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Анализ литературы и собственные многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности лексической стороны речи. Нарушения формирования лексики проявляется у них в недостаточным объёме словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей. Дети не могут выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному признаку. Особенно трудно детям подбирать синонимы и антонимы.
Публикация «Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Стремление к эффективному решению задачи формирования синонимии и антонимии у детей с общим недоразвитием речи, а также отсутствие оптимальных средств для её достижения привело нас к необходимости составления системы работы по формированию синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
При разработке системы работы мы учитывали особенности формирования синонимии и антонимии, семантических полей у детей с ОНР, взаимосвязь между речевыми нарушениями и закономерностями психического развития. Р. Е. Левина подчёркивала, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями характерно недостаточное развитие внимания, памяти и словесно - логического мышления.
Результатом нашей работы стало
• составление картотеки методической литературы по вопросу формирования синонимии и антонимии у дошкольников,
• методических рекомендаций для проведения обследования детей,
• составление словаря синонимов и антонимов по всем лексическим темам,
• систематизация приемов формирования синонимии и антонимии у дошкольников,
• составление алгоритма работы по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР.
Дети зарисовывали синонимические и антонимические пары, был собран альбом «Синонимы и антонимы глазами детей», который в дальнейшем стал методическим пособием.
Были составлены рекомендации по работе с синонимами и антонимами в каждом периоде обучения
В первом периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) соотносятся с соответствующей карточкой – символом. Дети знакомятся со смысловым содержанием понятий «синонимы» и «антонимы» (сентябрь)
Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются подбор синонимов и антонимов к изолированному слову и составление словосочетаний со словами синонимической (антонимической) пары.
В работе используются «упражнения – поручения» (Покажи на картинке грустного мальчика. Нарисуй высокое дерево и т. п.). Таким образом уточняется пассивный словарь детей.
Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.
Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.
Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.
Во втором периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядно - словесной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) подбираются с опорой и без опоры на карточки – символы.
Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются использование синонимов и антонимов при составлении предложений.
Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.
Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.
Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.
В третьем периоде обучения игры и упражнения проводим на вербальной основе. Синонимы и антонимы в основном подбираем без опоры на карточки – символы.
Преобладающими приемом работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде является использование синонимов и антонимов при составлении рассказов, при пересказах.
Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, проводим с детьми ежедневно.
Работа по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР проводим на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.
Логопед дает воспитателям и родителям задания на закрепление синонимических и антонимических пар.
Ежегодно результаты обследование уровня развития лексики у детей к концу года выявляют значительное улучшение состояние словаря синонимов и антонимов; динамика обучения показала эффективность разработанной системы работы по формированию синонимии и антонимии. Дети в большинстве случаев правильно подбирают слова, похожие по значению, противоположные по значению, различают их на слух. Улучшается словесно – логическое мышление у детей. При составлении рассказов, при пересказе дети быстрее находят нужные слова, т. е. можно сказать, что работа по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР влияет на развитие речи в целом.
Список использованной литературы:
1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, С. – П., «Союз», 2004.
2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С. – П., «Союз», 2001.
3. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи. // Дошкольное воспитание, 1989, № 2.