Лучший педагог года

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Валентина Дудорова
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна

Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Анализ литературы и собственные многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности лексической стороны речи. Нарушения формирования лексики проявляется у них в недостаточным объёме словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей. Дети не могут выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному признаку. Особенно трудно детям подбирать синонимы и антонимы.

Публикация «Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Стремление к эффективному решению задачи формирования синонимии и антонимии у детей с общим недоразвитием речи, а также отсутствие оптимальных средств для её достижения привело нас к необходимости составления системы работы по формированию синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

При разработке системы работы мы учитывали особенности формирования синонимии и антонимии, семантических полей у детей с ОНР, взаимосвязь между речевыми нарушениями и закономерностями психического развития. Р. Е. Левина подчёркивала, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями характерно недостаточное развитие внимания, памяти и словесно - логического мышления.

Результатом нашей работы стало

• составление картотеки методической литературы по вопросу формирования синонимии и антонимии у дошкольников,

• методических рекомендаций для проведения обследования детей,

• составление словаря синонимов и антонимов по всем лексическим темам,

• систематизация приемов формирования синонимии и антонимии у дошкольников,

• составление алгоритма работы по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР.

Дети зарисовывали синонимические и антонимические пары, был собран альбом «Синонимы и антонимы глазами детей», который в дальнейшем стал методическим пособием.

Были составлены рекомендации по работе с синонимами и антонимами в каждом периоде обучения

В первом периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) соотносятся с соответствующей карточкой – символом. Дети знакомятся со смысловым содержанием понятий «синонимы» и «антонимы» (сентябрь)

Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются подбор синонимов и антонимов к изолированному слову и составление словосочетаний со словами синонимической (антонимической) пары.

В работе используются «упражнения – поручения» (Покажи на картинке грустного мальчика. Нарисуй высокое дерево и т. п.). Таким образом уточняется пассивный словарь детей.

Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.

Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.

Во втором периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядно - словесной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) подбираются с опорой и без опоры на карточки – символы.

Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются использование синонимов и антонимов при составлении предложений.

Игры на развитие внимания, памяти, словесно – логического мышления включаются в работу по формированию синонимии и антонимии у детей ежедневно.

Перечисленные виды работы проводятся как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает задания и упражнения на закрепление синонимических (антонимических) пар воспитателям и родителям.

В третьем периоде обучения игры и упражнения проводим на вербальной основе. Синонимы и антонимы в основном подбираем без опоры на карточки – символы.

Преобладающими приемом работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде является использование синонимов и антонимов при составлении рассказов, при пересказах.

Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, проводим с детьми ежедневно.

Работа по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР проводим на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях.

Логопед дает воспитателям и родителям задания на закрепление синонимических и антонимических пар.

Ежегодно результаты обследование уровня развития лексики у детей к концу года выявляют значительное улучшение состояние словаря синонимов и антонимов; динамика обучения показала эффективность разработанной системы работы по формированию синонимии и антонимии. Дети в большинстве случаев правильно подбирают слова, похожие по значению, противоположные по значению, различают их на слух. Улучшается словесно – логическое мышление у детей. При составлении рассказов, при пересказе дети быстрее находят нужные слова, т. е. можно сказать, что работа по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР влияет на развитие речи в целом.

Список использованной литературы:

1. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников, С. – П., «Союз», 2004.

2. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. С. – П., «Союз», 2001.

3. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи. // Дошкольное воспитание, 1989, № 2.

Публикации по теме:

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Методическая разработка на тему: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством.

Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации Тема проекта: «Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи через проектный метод как фактор снижения школьной дезадаптации».

Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование речевой и познавательной активности детей с общим недоразвитием речи Упражнения, дидактические игры МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. Геленджик Подготовительная группа «Паруса» № 15 Подготовил: воспитатель Варлашова.

Конспект занятия по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи в старшей группе «Дикие животные» Тема занятия: Дикие животные. Цель: систематизация и уточнение знаний детей о диких животных. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании.

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи Программное содержание: • Коррекционно-образовательные задачи: расширение и конкретизация представлений о домашних животных. Совершенствование.

Проект «Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей.

Профилактика дисграфии посредством игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи С введением ФГОС дошкольное образование стало I уровнем общего образования. Поэтому требования к выпускникам ДОУ возросли. Что бы помочь.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 8 апреля 2018 в 17:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Дудорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД