Марина Лобастова
Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия. Представления
о механизме дыхания и о правильном дыхании накапливались человечеством с древнейших времён. Гиппократ (V - IV вв. до н. э., по праву называемый отцом медицины, возводит в ранг признанных лечебных методов гимнастику, в том числе и дыхательные упражнения. В XIX в.,
Публикация «Формирование речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
в медицине Петер Линг создаёт методику дыхательных упражнений, для лечения заболеваний внутренних органов, которая остаётся классикой лечебной физкультуры в наши дни. В 70-80 гг. XX в. широкое распространение в кругах сторонников нетрадиционной медицины получает «Парадоксальная дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой. В настоящее время растёт интерес
к методу Сметанкина А. А. и технологии БОС (Биологической Обратной Связи, основанной
на использовании электронных приборов.
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Физиологическое дыхание существенно отличается от речевого. Обычное дыхание непроизвольно. Речевое дыхание осуществляется произвольно: оно сознательно управляется и контролируется человеком.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
По результатам диагностики дети, поступающие в детский дом, имеют различные отклонения в речевом развитии : нарушение звукопроизношения, недостаточную силу голоса, ускоренный темп речи. К этому нередко приводит неправильное речевое дыхание.
Опираясь на вышеизложенные факты, поставила цель: повысить эффективность логопедической коррекционно-развивающей работы с детьми за счёт «нормализации» дыхания.
Чтобы этого достичь, необходимо было решить следующие задачи:
1. Выработать умение у детей правильно дышать в процессе речи, используя систему упражнений.
2. Стимулировать желание детей активно участвовать в образовательном процессе.
3. Развивать речевые компоненты.
4. Воспитывать личностные качества, уверенность в себе.
Работа по преодолению неправильного речевого дыхания осуществлялась как индивидуально, так и с группой детей. Интерес детей поддерживался игровой формой проведения дыхательных упражнений, а
также использованием наглядного материала.
При выполнении дыхательных упражнений придерживалась следующих рекомендаций.
1. Не заниматься в пыльном, непроветренном помещении.
2. Не заниматься сразу после приёма пищи.
3. Одежда не должна стеснять движений.
4. Упражнения могут выполняться в исходном положении сидя, стоя или лёжа.
5. Следить за правильным выполнением упражнений.
6. Дыхательные упражнения ограничивать по времени. Они не должны длиться слишком долго (достаточно 3-5 повторений)
7. Следить за эмоциональным состоянием ребёнка, оно должно быть уравновешенным.
8. Добиваться качественного выполнения упражнений.
Прежде чем приступить к развитию речевого дыхания, необходимо было провести работу по формированию диафрагмального типа дыхания.
Диафрагмальное дыхание, т. е. дыхание животом, - самое правильное и самое полезное.
Из положения лёжа. Положить на живот лодочку из бумаги и наблюдать, как она качается по «волнам». Делая вдох носом живот выпячивается, а значит лодочка поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и лодочка опускается.
Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно. Говорим ребенку: «Положи ладонь на живот и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох и опускается, когда делаешь выдох».
Из положения сидя. Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.
В положении стоя ребёнок выполняет глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох; движения живота контролируются руками. Упражнение выполняется на счёт (1,2,3 – вдох; 1,2,3 – выдох).
Такое дыхание учит расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.
После закрепления диафрагмального дыхания проводилась работа над длительным, плавным выдохом через рот, которая осуществлялась без речевого сопровождения. Во время проведения игр необходимо соблюдать технику выполнения упражнений и постоянно контролировать дыхание :
1. Выдоху предшествует сильный вдох через нос.
2. Выдох происходит длительно и плавно, а не толчками.
3. Во время выдоха губы складываются трубочкой, нельзя сжимать губы, надувать щеки, поднимать плечи.
4. Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос.
5. Выдыхать следует, пока не закончится воздух.
Приведу примеры дыхательных упражнений без речевого сопровождения :
- «Горох». Задача ребёнка – раздуть горох с середины и увидеть картинку.
- «Самолётики». Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот выигрывает.
- «Цветик-семицветик». Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.
- «Автомобили». По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их
к финишу.
- «Берлога». Ребёнок раздувает «снег» из ваты и получает представление о зимовке медведя.
- «Муравейник». Задача ребёнка – раздуть муравейник из палочек и увидеть картинку.
- «Курочка Ряба». Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками
со стола.
- «Снегопад». Игрок поднимается на скамейку и сдувает снежинки на детей.
- «Листопад». Игрок поднимается на скамейку и сдувает листья на детей.
Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания способствует обучению плавному произношению звуков, слогов, слов, и фраз на выдохе. Дыхательные упражнения включила в систему логопедической работы по автоматизации звуков. Приведу примеры нескольких упражнений,
с применением ИКТ.
Упражнение «Песня комара». Задачи: развитие длительного и плавного речевого дыхания; автоматизация изолированного звука «з». Ребёнок «помогает» комару долететь до своего дома, сделав глубокий вдох носом и на выдохе через рот «пропеть» звук «з-з-з…», не останавливаясь, на одном дыхании. При этом помогают глаза.
Упражнение «Бабочка». Задачи: развитие длительного и плавного речевого дыхания; автоматизация звука «с» в обратных слогах. Ребёнок «помогает» бабочке сесть на цветок, проводя по пути её полёта и произнося, например, слог «ас-с-с…», выделяя голосом автоматизируемый звук.
Данные упражнения учат ребёнка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.
В дальнейшей работе по произнесению слов, предложений и фраз необходимо следить за тем, чтобы ребёнок правильно использовал дыхание : говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, во время произнесения фраз делал осмысленные паузы.
Таким образом, за счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно исправляются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации звуков, речь становится более чёткой и внятной. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Помимо этого, улучшается общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка, отмечается повышение способности концентрировать внимание, развивается коммуникативность.