Папки-передвижки

Формирование просодической стороны речи у детей с ОВЗ

Светлана Барбашина
Формирование просодической стороны речи у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ»

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ, имеющих в структуре дефекта различные варианты нарушений речевого развития. Если раньше в группу попадали дети с небольшим спектром речевых нарушений (с дислалией и несформированным фонематическим слухом, то сейчас приходят дети с очень сложными речевыми дефектами (стертая дизартрия, заикание, сложная дислалия с дизартрическим компонентом). Как следствие этого, еще в большей мере страдает и просодическая сторона речи дошкольников.

Публикация «Формирование просодической стороны речи у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Дикция – четкое, внятное выразительное произношение слов.

Интонация – мелодический оборот, имеющий выразительное значение.

Рифмовка – симметричное расположение звуков.

Ударение – акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств.

Мимика – (греч.) искусство путем жестов, поз и различных выражений лица (мин) изображать мысли и чувства; это язык инстинкта и телодвижений, являющихся отголоском известного настроения, аффекта и вообще психической работы.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи.

Особенности развития и формирования просодического компонента у детей с ОВЗ.

У детей с ОВЗ обнаруживаются нарушения всех просодических характеристик речи : мелодики, ударения, динамики, темпа, ритма, модулированности и т. д. Эмоциональная окраска речи у них недостаточна, они изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов (З. Матейова, С. Мащура, А. Г. Рохмилевич, Е. В. Оганесян, Л. З. Арутюнян, Л. И. Белякова, И. З. Романчук и др.).

Моделирование процесса обучения детей с замедленным психическим развитием ритмико-интонационной организации речевого потока связано с отражением в учебных условиях многоаспектной природы процессов ритмизации и интонирования высказываний.

Следует отметить, что просодический компонент речи не всегда является ярко выраженным даже у нормально развивающихся детей старшего дошкольного возраста, а у детей ОВЗ данный компонент осложняется целым рядом факторов: недостаточным речевым развитием, замедленным психическим развитием, сложностью, связанной с частыми проблемами речевого аппарата. Поэтому, просодический компонент старших дошкольников с ОВЗ требует пристального внимания педагогов – дефектологов.

Методы формирования просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ.

Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико – интонационных элементов речи. Свою работу я начинаю с диагностики, опираясь при этом на разработки Шевцовой Е. Е. и Забродиной Л. В., которые изложены в пособии «Технологии формирования интонационной стороны речи». Диагностика имеет бальную систему оценки и отражает полную картину сформированности просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ. Целью диагностики является выявление актуального уровня сформированности просодической стороны речи детей для определения дальнейшей коррекционной работы.

Особую значимость данная диагностика приобретает для детей старшего возраста, где очевидно прослеживаются нарушения по первым 5 пунктам. Подготовительный возраст подразумевает уже проведенную работу по этим внимание здесь уделяется сформированности интонационных структур пунктам, и особое в целом.

В ходе диагностики используется различный картинный материал по всем направлениям. Для выявления уровня сформированности восприятия и воспроизведения ритма используются карточки с различными ритмическими рисунками, а также выясняется умеет ли ребенок без опоры на зрительное восприятие воспроизвести ритм.

При исследовании восприятия темпа ребенку предлагается на слух определить изменение темпа речи в тексте и показать соответствующую картинку-символ. (Зайчик – быстро, черепаха – медленно и ежик – спокойно, нормально) При обследовании воспроизведения темпа ребенок повторяет предложения с различной темповой организаций отраженно.

При исследовании восприятия тембра голоса оценивается умение определять характер звучания тона голоса. Используются картинки – символы, изображающие чувства, эмоции. Произносятся одиночные междометия или предложения с изменением тембра голоса, выражая разнообразные эмоциональные состояния, а ребенок выбирает подходящую картинку – символ. При исследовании воспроизведения тембра на материале сказки «Колобок» выясняется, может ли ребенок изменять окраску речи в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, способен ли передать голосом эмоциональные переживания и чувства персонажей сказки, может ли подражать голосам сразу нескольких животных.

При обследовании модуляций голоса определяется, умеет ли ребенок изменять высоту и силу голоса. Ребенку предлагается показать как гудит паровоз, самолет, машина и др., если они далеко, и как они гудят, если они близко? Воспроизведение поступательного повышения и понижения голоса с опорой на графическое изображение или движения руки: вверх — повышение высоты, вниз — понижение высоты.

Обследование восприятия интонации проводится для того, чтобы выяснить, понимают ли дети, что человеческая речь обладает разнообразием интонации. При обследовании воспроизведения интонации ребенку предлагается прослушать и повторить предложения с той же интонацией за педагогом.

Как правило по результатам диагностики видно, что в большинстве случаев у детей выявляются нарушения просодических компонентов речи.

Как известно речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук поэтому необходимо развивать пальчиковую умелость. Здесь используются игры без речевого сопровождения и игры с речевым сопровождением. К играм без речевого сопровождения относятся упражнения на развитие и совершенствование статической и динамической координации движений. ("кольцо", «крыша», «вертушка» и др, а также пальчиковые гимнастики с элементами кинезиологии, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие («кулак – ребро – ладонь», «лезгинка», «ухо – нос»).

К играм с речевым сопровождением относятся инсценировки каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые мы используем на лексических темах, а также игры с предметами и самомассаж.

Для развития мимики используются такие упражнения как:

"Удивилки" "Поразилки" "Улыбалки" "Хмурилки" "Сердилки" "Огорчалки"

Если ребенок не может выполнить эти упражнения, прибегаем к методу "пассивных действий" : поможем ему поднять бровки, открыть ротик и т. д., потом он сам руками поможет себе.

Для формирования ритмической организации высказывания учим детей отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, затем стихотворений, имеющих двухсложную или трехсложную ритмическую структуру. И наоборот, отхлопываем определенный ритм, а дети составляют его схему, пытаясь через чередование предметов передать соответствующие ритмические рисунки. Можно отхлопывать на примере звуков, т. е. детям предлагается отхлопать и произнести звук а поочередно громкий хлопок с громким произнесением звука – тихий хлопок с тихим произнесением, зрительно опираясь на карточку с ритмическим рисунком. Такие упражнения развивают и силу голоса. В процессе работы целесообразно широко использовать разнообразные речевые упражнения на материале ритмизированной речи (считалочки, потешки, стихотворения, которые в значительной мере способствуют воспитанию чувства ритма у детей. В старшей группе используем игры «Доскажи словечко», которые развивают не только восприятие ритмизированных структур, но и понятийное мышление в целом.

В подготовительной группе используем игру «Подбери рифму». Дети сначала учатся на картинном материале подбирать созвучные слова, учим вычленять «4 лишний». На более позднем этапе задания усложняются. Детям предлагается не просто подобрать рифму, а с определенным условием. Например, на презентации вы видите пару подушка – кукла, детям предлагается к первому слову подобрать рифму, которая является обобщением второго слова. (т. е. кукла – это игрушка, следовательно рифмованная пара получается подушка – игрушка) Много можно привести примеров таких пар: продукт – яблоко – фрукт, стебель – шкаф – мебель, вещица – ворона – птица. Еще одним вариантом игр на развитие рифмы является подбор слова в уменьшительно – ласкательной форме. Например, птичка – вода – водичка, кошка – рыба – рыбешка.

Работа по развитию у дошкольников с ОВЗ способности использовать в речи различные темповые характеристики осуществляется в три этапа:

1. Развитие общих представлений о темпе речи. Проводится предварительная беседа по ознакомлению детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно», используя картинки – символы.

2. Развитие восприятия различного темпа речи. Сначала вводятся контрастные образцы темпа «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Дети учатся определять темп произнесения фразы путем поднятия определенного символа. Работа проводится сначала на материале предложений, затем стихотворений, а потом рассказа с изменением темпа речевого материала.

3. Развитие умения воспроизводить различный темп речи : Это задание более сложное для дошкольников с ОВЗ. Предлагается проговаривание фраз без образца, но в соответствии с инструкцией: «Расскажи потешку быстро (медленно)» Наибольшую трудность дети испытывают, как правило, при изменении темпа речи от замедленного к убыстренному (или наоборот) в одном речевом отрезке. Используем игру «Посчитай», когда дети начинают счет в медленном темпе, а заканчивают в быстром.

Важно обучить детей подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце.

Взаимообусловленность процессов дыхания и голосообразования предполагают проведение одновременного коррекционного воздействия. Обязательным для развития речевого дыхания является включение в упражнения речевого материала, произносимого на выдохе. Используем различные приемы:

Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных звуков и слогов. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух--трех гласных звуков. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух--трех гласных звуков, слогов. Используем такие упражнения как «Горы», «Эхо» - дети делятся на две команды: одни громко произносят слова, а другие тихо. На контрастных стихах объясняем, что громкость голоса зависит от ситуации. Например, В небе гром, гроза…., Мышонку шепчет мышь, ты все шумишь, шумишь… и т. д.

Прямой и обратный счет на выдохе с понижением или повышением голоса или усилением или ослаблением голоса.

Для развития тембральной окраски голоса используем разнообразный картинный материал с различными эмоциональными состояниями. На начальном этапе работа ведется на уровне звуков и междометий (например упражнение «Произнеси звук о по – разному» - удивленно, радостно, испуганно, а затем дети составляют предложения используя разный тон голоса, в зависимости от того какой сюжет изображен на картинке. Просим детей сказать одну и туже фразу с разной эмоциональной окраской. Например, Проворонила ворона вороненка произнести с сожалением – жалко вороненка, с осуждением – вот растяпа эта ворона, с удивлением – не может быть. Сначала знакомим детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга. Учим детей вести диалог от лица изображенных персонажей.

Средствами выражения интонации являются - темп, ритм, высота, сила и тон голоса. Следовательно формирование интонации происходит после специальной работы по развитию этих компонентов. Работа над восприятием и воспроизведением различных видов интонации проводится в определенной последовательности. Сначала мы формируем общее представление о выразительности речи. При ознакомлении с разными видами интонации работа строится от знакомства с видом интонации и введения картинки – символа до различения данной интонации в речи. На начальных этапах работа осуществляется по подражанию, затем уже самостоятельно. В старшей подгруппе на материале звуков и звукоподражаний можно играть в игру «Вопрос – ответ» ( например педагог : А – А – А, дети – А – А – А, МУ – МУ – МУ? – МУ – МУ – МУ.) В подготовительной группе дети выкладывают схему предложений, подбирают определенный знак в конце предложения, учатся менять интонацию в пределах одного предложения. Детям объясняется, что при произнесении повествовательного предложения сохраняется одинаковая высота голоса на протяжении всего предложения, тогда как в вопросительном предложении в конце голос повышается, а в восклицательном – или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается.

Дифференциация интонационных структур предложений осуществляется после уточнения и сравнения выражения и способов обозначения различных интонационных конструкций при определении интонационного типа предложения в предъявляемых текстах.

Коррекционная работа по развитию просодики способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи.

Речевой материал по формированию просодических компонентов речи у дошкольников с ОВЗ.

Работа по развитию просодических компонентов проводится как со всей группой, по подгруппам, так и индивидуально. Упражнения и игры используются во всех видах деятельности. Основными задачами таких упражнений наряду с развитием просодического компонента являются повышение уровня сенсорного и умственного развития, а также развитие устной диалогической и монологической речи.

Речевая просодика представляет собой комплекс ритмико – интонационных элементов речи, а именно ритм, темп, тембр, модулированность голоса и интонационная выразительность.

1. Формирование ритмических структур.

Такие игры способствуют развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, аудиальной памяти, речи, крупной и мелкой моторики.

Игра «Барабанщик»

Ты – барабанщик. Отбей палочкой походный марш в следующем ритме:

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Пам-пара-па-памм-памм-памм-памм!

Памм! Памм! Памм!

Игра «Дирижер»

Педагог исполняет роль дирижера, и показывает детям, в каком ритме исполнять стихотворение

Сидит киска на заборе,

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски!

«Ритмическое путешествие»

Цель: Формирование ритмического рисунка в серии слогов. Оборудование: картина с изображением пруда, картонная фигурка лягушки.

В одном болоте жила-была маленькая лягушка по имени Квакша. Квакша очень любила петь, но напевала одну и туже песенку: ква_ква_ква_. Скучно стало Квакше, ведь была она непоседа и очень любила прыгать по листам кувшинок – это у неё хорошо получалось. Стала Квакша прыгать и одновременно напевать свою песенку. А кувшинки на болоте росли по разному и если листочки расположены подряд, то и квакать получалось подряд (ква_ква, а когда они располагались на расстоянии, нужно было выдержать паузу (ква___ква). Квакше очень понравилось это занятие, ведь песенки получались разные. Ребята, а вы хотите попеть вместе с квакшей? (Дети по очереди выполняют задание)

Аналогичным образом можно проводить следующие игровые упражнения: «Полёт шмеля», «Дождик пошёл», «Зайка – барабанщик» и др.

«Медленные стихи.»

Цель: развивать чувство ритма. (Большим и указательным пальцем медленно, в ритм текста стучать по столу).

Си-дят в те-ни маль-чиш-ка с книж-кой,

Чи-та-ет сказ-ку по скла-дам.

Зве-нят стре-ко-зы над маль-чиш-кой,

Ко-зел ша-га-ет по цве-там.

Занудливый дождь.

(Медленно постукивать пальцами по столу, изображая капли).

Стеной стеклянной идет

Противный дождь, занудливый.

И льет, и льет, и льет, и льет

Противный дождь, занудливый.

«Подбор рифмы.»

Цель: Научить детей подбирать рифму к слову.

Читается стихотворение, не договаривая последнее слово, дети должны подобрать рифмующееся слово из ряда близких по смыслу:

Я залез на коня

И держусь руками,

Посмотрите на меня.

Я поехал к. (Дедушке? Маме? Леше)

Маленький бычок,

Рыженький бочок.

Ножками ступает.

Головой. (Трясет? Вертит? Мотает)

В пыли валялась палка.

Ее мне стало жалко,

Взял я палку, и она

Превратилась в. (Лошадку? Скакуна? Коня)

Читается стихотворение, дети договаривают целое словосочетание, выбирая его из ряда сходные по смыслу:

Наша старшая сестра

Вяжет. (До позднего вечера? С самого утра? Целыми днями)

Я сегодня утром рано

Умывался. (Холодной водой? И чистил зубы? Из-под крана)

У меня в кармашке

Маки. (И незабудки? Да ромашки? И колокольчики)

Педагог дает опорные слова, дети пробуют сами придумать стихотворение:

Шина, машина, прокололась, ехала. (Ехала машина.

Прокололась шина).

Ножки, сапожки, надевай, на, теплые. (Надевай на ножки

Теплые сапожки).

Паровоз, вагончики, загудел, повез, и. (Загудел паровоз

И вагончики повез).

Детям предлагается не просто подобрать рифму, а с определенным условием.

Например, пара подушка – кукла, детям предлагается к первому слову подобрать рифму, которая является обобщением второго слова. (т. е. кукла – это игрушка, следовательно рифмованная пара получается подушка – игрушка); продукт – яблоко – фрукт, стебель – шкаф – мебель, вещица – ворона – птица. Еще одним вариантом игр на развитие рифмы является подбор слова в уменьшительно – ласкательной форме. Например, птичка – вода – водичка, кошка – рыба – рыбешка.

2. Формирование темповой организации

Такие игры способствуют не только умению двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, но и развитию воображения, инициативы, сообразительности, организованности.

1 упражнение.

Произнесите следующие предложения в нужном темпе:

Как медленно вертится колесо!

Помогите, человек тонет!

Как долго тянется зима!

Скорей бежим домой!

2 упражнение.

Скороговорки произносятся всегда быстро. Поучимся их говорить. Произнесите скороговорки в разном темпе: сначала медленно, потом быстрее, еще быстрее и очень быстро.

Усядемся на пригорке

Да расскажем скороговорки.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

«Весёлая посуда».

Цель. Формировать представление о темпе («медленно», «умеренно», «быстро»).

Педагог произносит текст стихотворения, произвольно меняя темп (от медленного к быстрому и наоборот, а дети отстукивают ладонями заданный темп.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук

Слышен звонкий перестук.

Слышен звонкий перезвон,

Динь-динь-дон, динь-динь-дон.

Это в кухне пляшут ложки,

Вилки, чашки, поварёшки.

Тра-та-та, тра-та-та,

Вся посуда в пляс пошла!

Чайник крышкой – тук,тук!

Ложка в чашке – стук, стук!

А кастрюли – бом,бом!

Сковородки – дон, дон!

Вот так пляска – красота!

Тра-та-та, тра-та-та!

2 вариант. Оборудование: Красные ("медленно", желтые ("умеренно") и зеленые ("быстро") кружки.

Ход игры: Детям, сидящим за столом или на ковре, предлагается выложить перед собой кружки-символы в той последовательности, в какой педагог меняет темп речи, читая стихотворение.

«Поезд».

Цель. Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

Дети стоят друг за другом, согнув руки в локтях. Слушая стихотворение, делают круговые движения руками и начинают движение вперёд «змейкой» по группе в соответствии с текстом стихотворения.

Тихо едет паровоз,

Он нас далеко повёз.

Слышим мы со всех сторон

Стук колёс и рельсов звон.

Поезд едет побыстрее

Деткам станет веселее!

Поезд едет, поезд мчит,

Он колёсами стучит.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух

Мчится поезд во весь дух!

3. Формирование модулированности голоса и речевого дыхания.

Такие упражнения способствуют развитию самоконтроля, сосредоточенности, произвольности.

Игры и упражнения на расширение звуковысотного диапазона.

1 упражнение.

Произнеси звук (У, имитируя океанский лайнер (низкое звучание) и маленький пароходик (высокое).

2 упражнение.

Произнеси звук (Ж, с разной степенью высоты, подражая жужжанию большого шмеля (низко) и маленькой пчелки (высоко).

3 упражнение.

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам и издает пронзительные звуки сирены: «У-у-у-у». изобрази эти звуки голосом.

4 упражнение.

Вспомните, как говорили в сказке «Три медведя» Михайло Иваныч, Настасья Петровна и Мишутка. Какой по высоте голос был у каждого? Произнеси фразу «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» голосом Михайло Иваныча, Настасьи Петровны и Мишутки.

5 упражнение.

Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков (с опорой на движения руки и графические изображения)

У У О О А А

У У О О А А

Упражнения на развитие силы голоса.

1 упражнение «Гудок паровоза».

Изобразим голосом гудок паровоза: «Ту-ту-ту-ту». Сначала произносим очень тихо, как будто паровоз еще очень далеко, потом громче, еще громче, очень громко, а затем голос слабеет, как будто паровоз удаляется.

2 упражнение «Аукание».

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау - ау!». Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

3 упражнение «Рекламная пауза».

Представьте, что вы находитесь на передаче «Поле чудес», и ее ведущий Леонид Аркадьевич Якубович предложил вам сказать фразу «Рекламная пауза!» произнесите ее громко, звонко, выразительно.

4 упражнение «Покричим?»

Как часто мы слышим: «Не кричи, говори потише!» А иногда так хочется покричать, например: Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка!

5 упражнение «Вьюга».

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу «Вьюга начинается» ребенок тихо произносит: «У—у—у». По сигналу «Сильная вьюга» - говорит громко «У-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» произносит тише и смолкает по сигналу «Вьюга кончилась».

6 упражнение.

Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко) :

ОООО

АААА

АУИ АУИ АУИ АУИ

7 упражнение.

Ослабление голоса (громко - тихо - шепот - беззвучная артикуляция) :

УУУу

ЖЖЖж

ABA ABA ABA ава

8 упражнение.

Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса: 12345

Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса: 54321

9 упражнение.

Назовем дни недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:

понедельник, вторник - беззвучная артикуляция;

среда, четверг - шепот;

пятница, суббота - голосом средней силы;

воскресенье - громко;

суббота, пятница - голосом средней силы;

четверг, среда - шепот;

вторник, понедельник - беззвучная артикуляция.

4. Формирование тембральной окраски речи.

Игры способствуют развитию восприятия психологического состояния людей, развитию мышления. Такая работа оптимизирует у детей не только речевую, но и коммуникативную деятельность в целом.

Игра «День и ночь»

По команде «ночь» дети закрывают глаза. По выбору педагога один из детей рассказывает любое стихотворение. По команде «день» все открывают глаза и называют имя читавшего.

Игра «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг. Водящий стоит в середине круга с закрытыми глазами. Играющие начинают двигаться по кругу подскоками. С остановкой музыки дети останавливаются, и один из них (по выбору педагога) должен громко сказать: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай!»

Водящий с завязанными глазами должен назвать по имени того, кто это сказал. Если он правильно угадывает, его место занимает тот, кого он узнал по голосу.

«Произнеси по-разному».

Произнесите маленькое слово «О» :

Удивленно.

Радостно.

Недовольно.

Испуганно.

«Настроение»

Произнесите данные слова, выражая голосом разные

чувства и настроения. А ребята попробуют определить эти чувства.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе. «Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением.

«Скороговорки».

Сказать скороговорку разным тоном.

Проворонили ворона вороненка.

С сожалением («Жалко вороненка»);

С осуждением («Вот растяпа эта ворона»);

С удивлением («Не может быть!»,

На дворе трава, на траве дрова.

Грустно («Ох, сколько здесь работы!»);

Радостно («Ура, здесь можно интересно поиграть!»);

Равнодушно («Ну и что?»).

5. Формирование интонационной выразительности.

Средствами выражения интонации являются - темп, ритм, высота, сила и тон голоса. Следовательно, формирование интонации происходит после специальной работы по развитию этих компонентов.

Такие упражнения активизируют мышление, развивают память, совершенствуют умение отвечать и задавать вопросы, вести диалог.

1 упражнение.

Предлагается интонационно завершенный ряд гласных, при этом один из гласных особо выделяется при помощи ударения, например: «А-о-у-и». Выделение ударных элементов гласного ряда должно сочетаться с интонационным модулированием голоса. Могут быть интонации вопроса, ответа. Например: А о у и? А о_у и!

Аоуи - аоуи? аоуи - аоуи!

2 упражнение.

Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша. Мне понравилась сказка.

3 упражнение.

Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова.

Твой? - твой сок? Стол? - там стол? Нос? - это нос?

4 упражнение.

Отработка интонации восклицательного предложения.

Саша! Смотри! Спутник летит! Как хорошо здесь! Какая красивая кукла! Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!

5 упражнение.

Дифференциация различных видов интонации.

Педагог предлагает составить предложение и произнести его с разной интонацией. Пришла весна. Пришла весна? Пришла весна!

Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т. д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить.

Использование дидактических игр и упражнений способствует эффективному овладению дошкольниками интонационной выразительности речи, более успешному и качественному обучению детей не только способам оформления интонационно окрашенной речи, но и обогащает их речь, активизирует общение, активизирует мышление и познавательный интерес, помогает раскрывать творческие возможности, и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в коллективе.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Обследование звуковой стороны речиОбследование звуковой стороны речи Обследование звуковой стороны речи детей (3-6л.)в нашем детском саду проводится сначала учебного года - в сентябре. Предлагаю ребёнку.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звук [Р’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [р’] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей группе «Звуки [Д] и [Д’]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звуков [Д] и [Д’] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Логопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речиЛогопедическая игра «Птицы-непоседы» для развития лексико-грамматической стороны речи Предлагаю вашему вниманию игру для детей старшего дошкольного возраста «Птицы-непоседы», с помощью которой можно эффективно работать над.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование просодической стороны речи у детей с ОВЗ
Опубликовано: 17 января 2024 в 21:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование просодической стороны речи у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Барбашина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД