Приложение МААМ

«Согласный звук [й], буква Й. Звуковой анализ слова «чайник». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Екатерина Никитина
«Согласный звук [й], буква Й. Звуковой анализ слова «чайник». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. развитие точности словоупотребления в связных повествовательных рассказах

2. способствование развитию внимания и фонематического слуха

3. продолжение работы по звуковому анализу слова

4. формирование умения выделять ударный слог и обозначать его на модели

5. развитие фонематического слуха

6. знакомство с буквой «Й»

7. формирование правильного захвата орудия письма

8. развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги

Темочки:

Материалы и оборудование: предметные картинки (чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка); тетради, цветные карандаши; карточка с буквой «Й»(шрифт – черный); буквы – заготовки по количеству детей, мелкие предметы (по выбору педагога)

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. вводная часть

воспитатель проводит создание проблемной ситуации

Воспитатель: доброе утро, ребята. Ребята, каждый день надо начинать с хорошим настроением. А, чтобы настроение было хорошим и веселым, как у этой девочки Слайд 2

на экране появляется картинка – девочка, у которой хорошее настроение

Воспитатель: давайте возьмемся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и доброты, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Давайте друг другу улыбнемся и пожелаем доброго утра и чудесного настроения. Слайд 3

II. организационный момент

Воспитатель: ребята, вы любите приключения?

ответ детей

Воспитатель: а вы хотели бы отправиться в путешествие?

ответ детей

Воспитатель: а куда бы вы отправились?

ответ детей

Воспитатель: сегодня, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие, а вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку

воспитатель загадывает загадку Слайд 4

Воспитатель:

За полями, за горами

Есть волшебная страна

В ней много разных испытаний

И чудес она полна

ответ детей: страна знаний Слайд 5

Воспитатель: совершенно верно. Сегодня я предлагаю вам отправиться в волшебную страну – страну Знаний. Как вы думаете, что такое страна знаний? Слайд 6

ответ детей

Воспитатель: где же она находится?

ответ детей

Воспитатель: а что такое знания?

ответ детей

Воспитатель: для чего нужны знания?

ответ детей

Воспитатель: да, конечно ребята, страной знаний можно назвать и школу, ведь вы будущие школьники, и библиотеку, и интересную познавательную книгу. В стране знаний мы узнаем много нового, полезного, интересного. И для этого мы с вами отправимся в наше путешествие по волшебной стране. Ну, что ж, начнем прямо сейчас наше путешествие

упражнение проводится с мячом Слайд 7

проводится игровое упражнение «Антонимы»

Воспитатель: подберите противоположные по смыслу слова

дети подбирают противоположные по значению слова

Воспитатель: мокрый

ответ детей: сухой

Воспитатель: умный

ответ детей: глупый

Воспитатель: жадный

ответ детей: щедрый

Воспитатель: вязать

ответ детей: распускать

Воспитатель: ходить

ответ детей: стоять

проводится игра «Наоборот» Слайд 8

воспитатель читает детям стихотворение Д. Чиарди «Слова», дети в паузах подбирают подходящие по звучанию слова – антонимы (рифмы)

Воспитатель:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот»

Воспитатель: скажу я слово «высоко», а ты ответишь…

ответ детей: низко

Воспитатель: скажу я слово «далеко», а ты ответишь…

ответ детей: близко

Воспитатель: скажу я слово «потолок», а ты ответишь…

ответ детей: пол

Воспитатель: скажу я слово «потерял», а скажешь ты.

ответ детей: нашел

Воспитатель: скажу тебе я слово «трус», ответишь ты…

ответ детей: храбрец

Воспитатель: теперь «начало» я скажу – ну, отвечай…

ответ детей: конец

Воспитатель: давайте с вами поиграем, я загадываю, а вы отгадываете, о чем идет речь

воспитатель загадывает загадки, пословицы, поговорки – замечательный материал для игры в антонимы

Воспитатель: Слайд 9

Я – антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой

И в бутылках лимонада

А зовут меня…

ответ детей: прохлада

Воспитатель: Слайд 10

Я – антоним к слову «лето»

В шубу снежную одета

Хоть люблю мороз сама

Потому что я…

ответ детей: зима

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой

проводится фонетическая зарядка Слайд 11

Воспитатель: как вскрикивают от испуга?

ответ детей: ой

Воспитатель: как вскрикивают от неожиданной боли?

ответ детей: ай

Воспитатель: послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней

воспитатель произносит скороговорку

Воспитатель: Слайд 12

Тащил Авдей мешок гвоздей,

Тащил Гордей мешок груздей,

Авдей Гордею дал гвоздей,

Гордей Авдею дал груздей

Воспитатель: повторите скороговорку по кругу с постепенным убыстрением темпа

дети выполняют

Воспитатель: назовите, какой новый звук есть во всех словах : ручей, лентяй, чайник, яйцо, трамвай, чай, май? Слайд 13

ответ детей

Воспитатель: правильно, ребята. Мы сегодня узнаем все – все об этом звуке : какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры Слайд 14

Воспитатель: а давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как

воспитатель произносит звук : й – й – й Слайд 15

Воспитатель: давайте вместе произнесем

воспитатель и дети произносят: й – й – й

проводится анализ звука [й]

Воспитатель: ребята, а как вы думаете звук [й] можно пропеть? Слайд 16

ответ детей: [Й] – согласный звук, произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке

Воспитатель: ребята, а как произносится звук [й]?

ответ детей: этот звук всегда произносится мягко

Воспитатель: [Й] – мягкий согласный звук, он не тянется. Произносить его нам помогают язык, зубы, губы в улыбке. Правильно, ребята. Молодцы

на экране появляются предметные картинки Слайд 17, 18

воспитатель показывает детям предметные картинки, дети вместе с ним произносят и разбирают каждое слово, определяют местоположение звука в слове : чайник, воробей, чайки, яйцо, каравай, кофейник, соловей, майка, скамейка, чай, трамвай, лейка

В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й? Слайд 19

- Согласна с вами - в середине и в конце слов.

Воспитатель: молодцы. Все задания выполнили. А сейчас я приглашаю вас на физкультминутку

проводится физкультминутка Слайд 20

Воспитатель:

Рано утром я встаю

дети потягиваются, приподнимаясь на носочках

Звонким голосом пою

Умываюсь, одеваюсь

дети имитируют соответствующие движения

И за дело принимаюсь,

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю

дети выполняют движения в соответствии с текстом

проводится звуковой анализ слова «чайник» Слайд 21

проводится работа в тетрадях

дети выполняют задание самостоятельно

Воспитатель: давайте сосчитаем, сколько звуков в слове «чайник»

ответ детей

Воспитатель: какой первый звук? Слайд 22

ответ детей: ч – ч – ч – айник – первый звук [ч]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком

последовательно дети выделяют второй, третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: ч – а – а – а – йник – второй звук [а]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем красным кружочком

последовательно дети выделяют третий, четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: ча – й – й – й – ник – третий звук [й]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он мягко, обозначаем его зеленым кружочком

последовательно дети выделяют четвертый, пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: чай – н – н – н – ик – четвертый звук [н]. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком

последовательно дети выделяют пятый, шестой звуки в слове

ответ детей: чайн – и – и – и – к – пятый звук [и]. Когда мы его произносим, ничего не мешает. Звук [а] можно пропеть – это гласный звук, обозначаем его красным кружочком

последовательно дети выделяют шестой звук в слове

ответ детей: чайни – к – к – к – шестой звук [к]. Это согласный звук, так произносить его мешают губы и язык. Это согласный звук, так как произносить его мешают губы и язык. Произносится он твердо, обозначаем его синим кружочком

дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук слайд 23

дети делят слово «чайник» на слоги Слайд 24

Воспитатель: разделите слово «чайник» на слоги

ответ детей: чай – ник

Воспитатель: выделите на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой

дети выполняют

проводится работа в тетрадях

Ребята, придумайте предложение со словом «чайник» и «запишите» его графическую схему короткими черточками в тетради; проанализируйте предложение : Слайд 25

- сколько слов в предложении;

- какое слово в предложении первое, как мы его обозначаем;

- назовите второе слово в предложении;

- какое слово следующее и т. д

Воспитатель: ребята, вы помните с каким звуком вы сегодня познакомились? Слайд 26

ответ детей

Воспитатель: ребята, звук [й] обозначается буквой [й]

Воспитатель: слайд 27

Букву «Й» зовут «и кратким»,

Й как И в твоей тетрадке

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши

подводится итог занятия

Воспитатель: как хорошо вы справились с заданием. Пора возвращаться в детский сад

воспитатель читает стихотворение

Воспитатель: слайд 28

Покружились, покружились – в детский сад все возвратились

Воспитатель: что мы сегодня делали? Слайд 29

ответ детей

Воспитатель: где мы с вами побывали?

ответ детей

Воспитатель: понравилось ли вам в стране знаний?

ответ детей

Воспитатель: какие задания вам понравились больше?

ответ детей

Воспитатель: вы – умнички, говорили уверенно, отвечали правильно, полными предложениями. Молодцы

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова» Программное содержание: - продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, - учить различать твердые и мягкие согласные звуки,.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [щ]. Знакомство с буквой Щ» Задачи: Обогащать словарь, уметь подбирать похожие по значению слова (синонимы); Упражнять в произношении чистоговорки, интонационно выделяя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Согласный звук [й], буква Й. Звуковой анализ слова «чайник». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 27 января 2025 в 22:36
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Согласный звук [й], буква Й. Звуковой анализ слова «чайник». Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Никитина (УИ 2717373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 февраля 2025 пятница
В руки ложки мы возьмём, веселить гостей начнём!
28 февраля 1982 года в Москве впервые стартовала «Лыжня России»
Рисуем нетрадиционными способами!

29 февраля в этом году нет - День Кащея отменен!
01 марта 2025 суббота
Здравствуй, Весна!
Без кота и жизнь не та!
Он нам силы придаёт – замечательный компот!
Праздник Белого месяца!
Отмечают Калмыкия, Тува, Алтай и Бурятия, дата на 2025г.
День защиты детей от чрезвычайных ситуаций
Давайте говорить друг другу комплименты!
Перечитываем Трех поросят
Закаливаемся для повышения иммунитета!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД