Приложение МААМ

Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ

Татьяна Шилина
Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ

Природа - это единственная книга,

каждая страница, которой полна

глубокого содержания.

И. В. Гёте

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Однако дети с ОВЗ имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов : их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим возникает необходимость обучать их умению пользоваться неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Для успешного решения этой проблемы использую информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ, что значительно повышает эффективность усвоения материала дошкольниками. Работа на компьютере позволяет не только расширять и корректировать предметные представления детей, но и создают условия для активного оперирования ребенком этими образами и представлениями окружающего мира. Воздействия через слуховой и зрительный каналы создаю условия для полноценного получения и усвоения информации.

Публикация «Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Процесс ознакомления дошкольников с неживой природой строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно-фиксированных признаков.

В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. В соответствии с этим мной выделены основные задачи по формированию представлений о неживой природе у дошкольников :

• воспитание любви к природе через прямое общение с ней;

формирование знаний о неживой природе;

• развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.

Главной целью является формирование экологического мировоззрения, под которым понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Ребёнок дошкольного возраста очень любопытен, интересуется всем, что видит вокруг. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к обучению, развитие познавательных способностей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Он послужит основой для формирования теоретического мышления.

Таким образом, исследовательская деятельность в рамках формирования экологической культуры совершенствует умения детей с нарушением зрения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать, уметь сравнивать и обобщать свои наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

Разрабатывая перспективный план по формированию представлений неживой природы, разделила три модуля:

Модуль I «Полезные ископаемые» - знакомит детей с полезными ископаемыми и их свойствами через экологические опыты, мультимедийные презентации, слайд-шоу, видео. Для закрепления знаний детей по данной теме была разработана дидактическая игра «Полезные ископаемые», собрана коллекция полезных ископаемых под названием «Подземные богатства».

Модуль II «Вода» - знакомит детей с водой, ее свойствами и превращениями через экологические опыты и занятия с использованием мультимедийных презентаций. Для закрепления знаний о воде разработаны дидактические игры «Превращения воды», «Кому нужна вода»; электронные пособия: «Вода в природе», «Состояние воды».

Модуль III «Воздух» - знакомит детей с воздухом, его свойствами через экологические опыты, наблюдения, аудиотехнику. Для закрепления знаний у детей о воздухе разработано: игра «Где работает воздух?», электронный кроссворд «Кому нужен воздух?»; пособие «Где воздух чище?».

Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников, поставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Поскольку при организации работы с семьёй необходимо хорошо знать её проблемы, сильные и слабые стороны. Мной были разработаны анкеты «Экологическое воспитание в семье», «Экологическая ситуация в нашем районе». Анализ результатов анкетирования показал, что родители недостаточно уделяют внимание экологическому воспитанию. Поэтому с целью повышения экологической культуры родителей была собрана библиотека «Экологическая азбука», разработана серия консультаций («Куда пойти в выходной день?», «Воздух, которым мы дышим», «Использование ИКТ экологической направленности в семье»; «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника»); бесед («Экологическое и эстетическое воспитание через природу», «Путь к экологическому человеку») и т. д. Традиционным стало в нашей группе посещение в выходные дни краеведческого музея семьями воспитанников. Родители являются активными участниками в создании развивающих пособий с использованием современных информационных технологий.

Литература

1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004. – 189 с.

2. Каменева, Л. А. Мир природы и ребёнок : методика экологического воспитания дошкольников [Текст]/ Л. А. Каменева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. К. Саморуковой. – СПб. : Детство – Пресс, 2003. – 319 с.

3. Ковинько, Л. В. Секреты природы – это так интересно [Текст] / Л. В. Ковинько. – М. : Линка – Пресс, 2004. – 67 с.

4. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1999, - 124 с.

5. Молодцова, З. В. Занимательная экология [Текст] / З. В. Молодцова. – Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. – 113 с.

6. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева // Воспитание дошкольников. – 2000. - № 7. – С. 31 – 38.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!»Дидактическая игра по расширению представлений детей 4–7 лет о живой природе «Узнавай-ка!» Цель: расширять представления детей о живой природе. Задачи: 1. Учить детей различать растения разных видов, животных в зависимости от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ
Опубликовано: 3 июня 2024 в 13:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шилина (УИ 3282771) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД