Татьяна Шилина
Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ
Природа - это единственная книга,
каждая страница, которой полна
глубокого содержания.
И. В. Гёте
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Однако дети с ОВЗ имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов : их форму, величину, цвет и пространственное расположение. В связи с этим возникает необходимость обучать их умению пользоваться неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. Для успешного решения этой проблемы использую информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ, что значительно повышает эффективность усвоения материала дошкольниками. Работа на компьютере позволяет не только расширять и корректировать предметные представления детей, но и создают условия для активного оперирования ребенком этими образами и представлениями окружающего мира. Воздействия через слуховой и зрительный каналы создаю условия для полноценного получения и усвоения информации.
Публикация «Формирование представлений о неживой природе у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Неживая природа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Процесс ознакомления дошкольников с неживой природой строится по принципу детального изучения предметов с их свойствами и взаимосвязями. В ходе изучения дети учатся последовательному зрительному выделению, анализу основных опознавательных зрительно-фиксированных признаков.
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. В соответствии с этим мной выделены основные задачи по формированию представлений о неживой природе у дошкольников :
• воспитание любви к природе через прямое общение с ней;
• формирование знаний о неживой природе;
• развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.
Главной целью является формирование экологического мировоззрения, под которым понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Ребёнок дошкольного возраста очень любопытен, интересуется всем, что видит вокруг. На основе детской любознательности впоследствии формируется интерес к обучению, развитие познавательных способностей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Он послужит основой для формирования теоретического мышления.
Таким образом, исследовательская деятельность в рамках формирования экологической культуры совершенствует умения детей с нарушением зрения анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать, уметь сравнивать и обобщать свои наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
Разрабатывая перспективный план по формированию представлений неживой природы, разделила три модуля:
Модуль I «Полезные ископаемые» - знакомит детей с полезными ископаемыми и их свойствами через экологические опыты, мультимедийные презентации, слайд-шоу, видео. Для закрепления знаний детей по данной теме была разработана дидактическая игра «Полезные ископаемые», собрана коллекция полезных ископаемых под названием «Подземные богатства».
Модуль II «Вода» - знакомит детей с водой, ее свойствами и превращениями через экологические опыты и занятия с использованием мультимедийных презентаций. Для закрепления знаний о воде разработаны дидактические игры «Превращения воды», «Кому нужна вода»; электронные пособия: «Вода в природе», «Состояние воды».
Модуль III «Воздух» - знакомит детей с воздухом, его свойствами через экологические опыты, наблюдения, аудиотехнику. Для закрепления знаний у детей о воздухе разработано: игра «Где работает воздух?», электронный кроссворд «Кому нужен воздух?»; пособие «Где воздух чище?».
Учитывая, что семье принадлежит ведущая роль в развитии, становлении и социализации дошкольников, поставила перед собой задачу – сделать родителей своими союзниками. Поскольку при организации работы с семьёй необходимо хорошо знать её проблемы, сильные и слабые стороны. Мной были разработаны анкеты «Экологическое воспитание в семье», «Экологическая ситуация в нашем районе». Анализ результатов анкетирования показал, что родители недостаточно уделяют внимание экологическому воспитанию. Поэтому с целью повышения экологической культуры родителей была собрана библиотека «Экологическая азбука», разработана серия консультаций («Куда пойти в выходной день?», «Воздух, которым мы дышим», «Использование ИКТ экологической направленности в семье»; «Компьютер в жизни ребенка-дошкольника»); бесед («Экологическое и эстетическое воспитание через природу», «Путь к экологическому человеку») и т. д. Традиционным стало в нашей группе посещение в выходные дни краеведческого музея семьями воспитанников. Родители являются активными участниками в создании развивающих пособий с использованием современных информационных технологий.
Литература
1. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2004. – 189 с.
2. Каменева, Л. А. Мир природы и ребёнок : методика экологического воспитания дошкольников [Текст]/ Л. А. Каменева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. К. Саморуковой. – СПб. : Детство – Пресс, 2003. – 319 с.
3. Ковинько, Л. В. Секреты природы – это так интересно [Текст] / Л. В. Ковинько. – М. : Линка – Пресс, 2004. – 67 с.
4. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст] : пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. – Минск: Асар, 1999, - 124 с.
5. Молодцова, З. В. Занимательная экология [Текст] / З. В. Молодцова. – Новосибирск: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1997. – 113 с.
6. Николаева, С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой [Текст] / С. Н. Николаева // Воспитание дошкольников. – 2000. - № 7. – С. 31 – 38.