Елена Злобина
Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит активное развитие психики ребёнка. Если опыт детей дошкольного возраста еще ограничен, то у ребёнка дошкольника запас временных связей значительно возрастает.
Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.
Публикация «Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре» размещена в разделах
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний. Для того, чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в дошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.
Дошкольный возраст - замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Всё это происходит в собственной активности ребёнка- в игре, рисовании, конструировании, танцах, пении.
Игровая деятельность- ведущая для ребёнка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в развитии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того. Чтобы научить ребёнка чему-то новому, надо учить его в игре.
Игра для ребёнка- это не только удовольствие и радость. Это мир, котором он живёт, через который постигает жизнь, учится строить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, мышление, воображение – психические функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе.
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть всё необходимое для полноценного развития ребенка. И в этом её незаменимое значение. В играх ребёнок формируется как активный деятель : он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете.
Самостоятельность, активность, саморегуляция – важнейшие характеристики свободной игровой деятельности - играют неоценимую роль в формировании личности будущего дошкольника. Если сюжетно – ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника. То игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребёнком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребёнку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и тому подобное); чтобы её решить, надо выполнить определённые действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно – печатные, требуют от ребёнка довольно сложных действий, выполняя одновременно несколько условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.