Папки-передвижки

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»

Татьяна Грачева
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ».

В дошкольном учреждении старший дошкольный возраст – это главный период в личностном и психологическом развитии ребенка, в развитии внимания, мышления и воли. Это подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – это кризис 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности с игровой на учебный. Чтобы детям правильно пройти этот этап, необходимо взрослому знать возрастные особенности старших дошкольников. Здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому нужно не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей, а именно помогать.

Публикация «Методическая разработка „Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ“» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте закладывается база будущей личности ребенка. У детей проявляется интерес к коллективным играм. Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нельзя. Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу. Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе и в семье.

Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности.

Ближе к 7 годам самооценка у детей становится более реалистичной.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и у детей закладываются основы абстрактно-логического мышления. Также формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность.

Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, которые угрожают их жизни и здоровью. Это диктует о том. Что необходимо начинать обучать детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Часто взрослые и педагоги – это пытаются ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?»

Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, поэтому возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует. Необходимо в детях воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома, учить общаться с животными. Необходимо привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.

В период дошкольного возраста происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс формирования основ безопасного поведения.

Основа безопасности жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Главной задачей формирования основ безопасности детей старшего возраста является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, правильное поведение в различных ситуациях.

Существует много форм и методов работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности. Я использую в работе старшей группы :

дидактические игры (см. Приложение 1).

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно найти правильное решение и выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей и уровнем их подготовленности.

На тренингах я рассматриваю и обсуждаю возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель воспитателя - это научить детей, прежде всего застенчивых, неуверенных в себе, как себя вести. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим.

Использую художественное слово:

«Кошкин дом»,

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;

Л. Толстой «Пожарные собаки»;

С. Михалков «Дядя Степа»;

Б. Житков «Пожар».

Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;

М. Кривич «Где работает огонь»;

Б. Житков «Пожар в море»;

Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;

Т. Нуждина «История спички»;

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка» и другие произведения.

Доступным для дошкольника видом деятельности является игра - драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Сюжетно-ролевые игры: «Большое и маленькое «нет»»; «Семья»; «Прием гостей»;

«Один дома»; «Незнакомец»; «Машина»; «Если потерялся»; «Дорога домой».

Беседы с детьми: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»; «Насекомые – польза и вред»; «Как вести себя в группе»; «Зимние дороги»; «Если подошел незнакомец»; «Пожар в доме»» «Если укусила пчела».

НОД по ОБЖ: «Опасные предметы»; «Моя безопасность в моих руках»; «Путешествие в страну здоровья»; «Спички не игра».

Спортивные развлечения: «Эстафета безопасности»; «Мы сильные и смелые»; «Путешествие в страну безопасности», «Дружба с дорожными знаками».

Квест-игры: «Тропа безопасности»; «Знатоки правил безопасности»; «Звонок в пожарную охрану»; «Тайны Феи Осторожность».

Викторина по обж: «Где? Когда?»; «Знатоки правил поведения»; «Один дома»; «Знатоки првил безоавсности».

Прогулки: «Наблюдение за движением транспорта»; «Правила для пешеходов»; Экскурсия по улице.

Для плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Я активно вовлекаю родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Взаимодействуя с родителями, я использую разные формы работы :

приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

индивидуальный диалог;

приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

участие в конкурсах;

памятки, информационные стенды, папки-передвижки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком.

Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности, пополняется опыт безопасного поведения. У детей проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

Приложение 1

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы

«О чем говорит светофор»

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные, макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Сто бед»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

«Мы – спасатели»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Убери на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

«Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

«На прогулке»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными.

Материал: иллюстрации, 2 обруча.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 11:05
+153Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Грачева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД