Получи документы

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»

Татьяна Грачева
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»

Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ».

В дошкольном учреждении старший дошкольный возраст – это главный период в личностном и психологическом развитии ребенка, в развитии внимания, мышления и воли. Это подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – это кризис 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности с игровой на учебный. Чтобы детям правильно пройти этот этап, необходимо взрослому знать возрастные особенности старших дошкольников. Здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому нужно не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей, а именно помогать.

Публикация «Методическая разработка „Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ“» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте закладывается база будущей личности ребенка. У детей проявляется интерес к коллективным играм. Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нельзя. Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу. Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе и в семье.

Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности.

Ближе к 7 годам самооценка у детей становится более реалистичной.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и у детей закладываются основы абстрактно-логического мышления. Также формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность.

Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, которые угрожают их жизни и здоровью. Это диктует о том. Что необходимо начинать обучать детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Часто взрослые и педагоги – это пытаются ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?»

Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, поэтому возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует. Необходимо в детях воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома, учить общаться с животными. Необходимо привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.

В период дошкольного возраста происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс формирования основ безопасного поведения.

Основа безопасности жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Главной задачей формирования основ безопасности детей старшего возраста является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, правильное поведение в различных ситуациях.

Существует много форм и методов работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности. Я использую в работе старшей группы :

дидактические игры (см. Приложение 1).

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно найти правильное решение и выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей и уровнем их подготовленности.

На тренингах я рассматриваю и обсуждаю возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель воспитателя - это научить детей, прежде всего застенчивых, неуверенных в себе, как себя вести. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим.

Использую художественное слово:

«Кошкин дом»,

«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,

Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;

Л. Толстой «Пожарные собаки»;

С. Михалков «Дядя Степа»;

Б. Житков «Пожар».

Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;

М. Кривич «Где работает огонь»;

Б. Житков «Пожар в море»;

Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;

Т. Нуждина «История спички»;

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка» и другие произведения.

Доступным для дошкольника видом деятельности является игра - драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Сюжетно-ролевые игры: «Большое и маленькое «нет»»; «Семья»; «Прием гостей»;

«Один дома»; «Незнакомец»; «Машина»; «Если потерялся»; «Дорога домой».

Беседы с детьми: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»; «Насекомые – польза и вред»; «Как вести себя в группе»; «Зимние дороги»; «Если подошел незнакомец»; «Пожар в доме»» «Если укусила пчела».

НОД по ОБЖ: «Опасные предметы»; «Моя безопасность в моих руках»; «Путешествие в страну здоровья»; «Спички не игра».

Спортивные развлечения: «Эстафета безопасности»; «Мы сильные и смелые»; «Путешествие в страну безопасности», «Дружба с дорожными знаками».

Квест-игры: «Тропа безопасности»; «Знатоки правил безопасности»; «Звонок в пожарную охрану»; «Тайны Феи Осторожность».

Викторина по обж: «Где? Когда?»; «Знатоки правил поведения»; «Один дома»; «Знатоки првил безоавсности».

Прогулки: «Наблюдение за движением транспорта»; «Правила для пешеходов»; Экскурсия по улице.

Для плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.

Я активно вовлекаю родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.

Взаимодействуя с родителями, я использую разные формы работы :

приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;

индивидуальный диалог;

приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;

проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;

участие в конкурсах;

памятки, информационные стенды, папки-передвижки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком.

Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности, пополняется опыт безопасного поведения. У детей проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.

Приложение 1

Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы

«О чем говорит светофор»

Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.

Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные, макет светофора.

Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

«Сто бед»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.

«Мы – спасатели»

Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.

Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.

Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.

«Убери на место»

Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества

Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.

Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.

Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.

«Что мы знаем о вещах»

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.

Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.

«На прогулке»

Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными

действиями при встрече с животными.

Материал: иллюстрации, 2 обруча.

Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.

Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.

Публикации по теме:

Методическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка логоритмической песенки с игрой в оркестре для детей старшего дошкольного возраста Логоритмические песенки помогают детям с речевыми нарушениями преодолеть речевые и сопутствующие нарушения путем развития и коррекции неречевых.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Методическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка конкурса-игры «Как я провёл лето» для детей и родителей старшего дошкольного возраста Собирает лето чемоданы Говорят, июль - макушка лета. Взбиралось-раскачивалось лето долго, а теперь катится, не останавливаясь! Не успеем.

Методическая разработка игры «Космос» для старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (для старшего дошкольного возраста) I. Планомерное обогащение опыта детей 1. Рассматривание энциклопедий: - «Почему.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Методическая разработка занятия, посвящённого Дню Победы, для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка по воспитанию военно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Пояснительная записка Уважаемые.

Методическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка проекта по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста Актуальность. Личная гигиена — это совокупность навыков и привычек, которые приобретаются уже в дошкольном возрасте и применяются в течение.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»
Опубликовано: 9 марта 2021 в 11:05
+153Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД