Татьяна Грачева
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ».
В дошкольном учреждении старший дошкольный возраст – это главный период в личностном и психологическом развитии ребенка, в развитии внимания, мышления и воли. Это подготовительный возраст, после которого ребенок перейдет на новую ступень – это кризис 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности с игровой на учебный. Чтобы детям правильно пройти этот этап, необходимо взрослому знать возрастные особенности старших дошкольников. Здоровье вашего ребенка – это основа его успешного будущего, поэтому нужно не заставлять делать и уметь то, на что у него пока не хватает возможностей, а именно помогать.
Публикация «Методическая разработка „Формирование у детей старшего дошкольного возраста понятий об ОБЖ“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
В старшем дошкольном возрасте закладывается база будущей личности ребенка. У детей проявляется интерес к коллективным играм. Формируются морально-этические установки: чего делать нельзя, а что можно, что делать разрешено со своими игрушками и вещами, а с чужими – нельзя. Возникает потребность в одобрении и уважении окружающих, желание приносить пользу. Формируется образ своего «Я». Старший дошкольник начинает осознавать, какое место занимает в обществе и в семье.
Дети старшего дошкольного возраста учатся сдерживать свои желания и потребности.
Ближе к 7 годам самооценка у детей становится более реалистичной.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться наглядно-образное мышление и у детей закладываются основы абстрактно-логического мышления. Также формируется усидчивость, что является необходимым навыком, когда малыш пойдет в школу и переключится на учебную деятельность.
Познавая окружающий мир, дети зачастую попадают в ситуации, которые угрожают их жизни и здоровью. Это диктует о том. Что необходимо начинать обучать детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Часто взрослые и педагоги – это пытаются ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность нашим детям?»
Современные дети с удовольствием играют в компьютерные игры, в которых они могут прожить несколько жизней, поэтому возникает проблема, заключающаяся в том, что у детей чувство страха отсутствует. Необходимо в детях воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома, учить общаться с животными. Необходимо привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм.
В период дошкольного возраста происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс формирования основ безопасного поведения.
Основа безопасности жизнедеятельности - это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.
Главной задачей формирования основ безопасности детей старшего возраста является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, правильное поведение в различных ситуациях.
Существует много форм и методов работы по обучению детей основам безопасности жизнедеятельности. Я использую в работе старшей группы :
дидактические игры (см. Приложение 1).
Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей является игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно найти правильное решение и выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей и уровнем их подготовленности.
На тренингах я рассматриваю и обсуждаю возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель воспитателя - это научить детей, прежде всего застенчивых, неуверенных в себе, как себя вести. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим.
Использую художественное слово:
«Кошкин дом»,
«Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака,
Е. Пермяк «Как Огонь Воду замуж взял»;
Л. Толстой «Пожарные собаки»;
С. Михалков «Дядя Степа»;
Б. Житков «Пожар».
Е. Хоринская «Спичка-невеличка»;
М. Кривич «Где работает огонь»;
Б. Житков «Пожар в море»;
Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички»;
Т. Нуждина «История спички»;
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Электрическая лампочка» и другие произведения.
Доступным для дошкольника видом деятельности является игра - драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Сюжетно-ролевые игры: «Большое и маленькое «нет»»; «Семья»; «Прием гостей»;
«Один дома»; «Незнакомец»; «Машина»; «Если потерялся»; «Дорога домой».
Беседы с детьми: «Правила поведения на участке детского сада во время прогулки»; «Насекомые – польза и вред»; «Как вести себя в группе»; «Зимние дороги»; «Если подошел незнакомец»; «Пожар в доме»» «Если укусила пчела».
НОД по ОБЖ: «Опасные предметы»; «Моя безопасность в моих руках»; «Путешествие в страну здоровья»; «Спички не игра».
Спортивные развлечения: «Эстафета безопасности»; «Мы сильные и смелые»; «Путешествие в страну безопасности», «Дружба с дорожными знаками».
Квест-игры: «Тропа безопасности»; «Знатоки правил безопасности»; «Звонок в пожарную охрану»; «Тайны Феи Осторожность».
Викторина по обж: «Где? Когда?»; «Знатоки правил поведения»; «Один дома»; «Знатоки првил безоавсности».
Прогулки: «Наблюдение за движением транспорта»; «Правила для пешеходов»; Экскурсия по улице.
Для плодотворной работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье.
Я активно вовлекаю родителей в процесс познания и освоения детьми навыков здорового образа жизни, безопасного поведения на улице и в быту на родительских собраниях, открытых занятиях, семинарах и консультациях.
Взаимодействуя с родителями, я использую разные формы работы :
приобщение к чтению литературы о культуре поведения на дорогах;
индивидуальный диалог;
приглашение родителей на встречу по тематике безопасности с участием работников ГИБДД;
проведение открытых занятий, развлечений с участием родителей;
участие в конкурсах;
памятки, информационные стенды, папки-передвижки, где родителям даются рекомендации, как вести себя вместе с ребенком.
Таким образом весь материал носит познавательный, информационный и обучающий характер и помогает формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Все виды деятельности способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям по основам безопасности жизнедеятельности, пополняется опыт безопасного поведения. У детей проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
Приложение 1
Картотека дидактических игр по ОБЖ для детей старшей группы
«О чем говорит светофор»
Цель: закреплять знания о значении цветов светофора и правила поведения на улице.
Материал: цветные картонные кружки (красные, жёлтые и зелёные, макет светофора.
Ход игры: воспитатель раздаёт детям кружки красного, жёлтого и зелёного цвета. Последовательно «переключают» светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал. Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.
«Сто бед»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки с изображением детей в опасной ситуации.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, почему такое случилось с ребенком, что он сделал неправильно, что теперь делать ребёнку.
«Мы – спасатели»
Цель: закрепить представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях; развивать внимание; воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему.
Материал: картинки, на которых изображены дети в конкретных опасных ситуациях, набор карточек с изображением тех действий, которые необходимо выполнить в той или иной ситуации.
Ход игры: воспитатель на стол кладёт картинку с изображением опасной ситуации, ребёнок рассматривает её и из всех карточек с изображением действий выбирает две правильные, последовательно раскладывает их.
«Убери на место»
Цель: закрепить представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома, воспитывать чувство товарищества
Правило: не толкаться, не отбирать предметы друг у друга.
Материал: макет или игровой уголок с предметами домашнего обихода, картинки-предметы.
Ход игры: на макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире», объясняя свой выбор.
«Что мы знаем о вещах»
Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества
Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара, картинки с изображением различных, бытовых предметов.
Ход игры: в игре принимают от 2 до 4 детей, каждый из них берёт себе по картинке с изображением «травмы». Воспитатель поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей карточкой и взять картинку. При отборе ребёнок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила общения с ними.
«На прогулке»
Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображенное на картинках с правильными и неправильными
действиями при встрече с животными.
Материал: иллюстрации, 2 обруча.
Ход игры: несколько картинок лежат на столе изображением вниз. Ребёнок выбирает любую, рассматривает и рассказывает: что на ней изображено, правильно или неправильно здесь поступает ребёнок.
Или в один обруч положить картинки с изображением правильных действий при встрече с животными, а в другой – неправильными действиями.