Наталья Капустина
Формирование оптико-пространственных представлений и предупреждение оптической дисграфии на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанниками группы комбинированной направленности являются дети с нормальным речевым развитием и общим недоразвитием речи. У многих из них имеются и пробелы в формировании психологических предпосылок к обучению грамоте. Можно ли на логопедических занятиях и работать над профилактикой нарушений чтения и письма? Безусловно, если самостоятельно разрабатывать или подбирать игры и упражнения, решающие задачи как коррекции звукопроизношения так и задачи, указанные выше. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии.
Публикация «Формирование оптико-пространственных представлений и предупреждение оптической дисграфии на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Так, мною разработан цикл занятий по коррекции звукопроизношения, на которых ведётся работа по развитию оптико-пространственных представлений и предупреждению оптической дисграфии. Почему именно этого вида дисграфии? Имея значительный опыт работы учителем-логопедом в начальной школе, могу утверждать, что оптические нарушения письма хоть и нечасты (слайд, но весьма стойки, трудно поддаются коррекции. Учителям начальных классов они хорошо знакомы. Необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно – для дифференциации близких по начертанию букв является достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений СЛАЙД
Какие задания, упражнения и игры могут быть включены в занятия по коррекции звукопроизношения?
На примере подгруппового занятия по автоматизации звука л.
Первый этап занятия : зрительное внимание и сосредоточение. СЛАЙД
1. Понимание пространственных предлогов. СЛАЙД
2. Самостоятельное называние ребенком пространственных предлогов. СЛАЙД
3. Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов по отношению друг к другу СЛАЙД
4. Представления о форме и величине предметов. СЛАЙД
5. Узнавание предметов в усложненных условиях. Тот же слайд
6. Состояние зрительного анализа и синтеза. СЛАЙД
7. Знание букв и узнавание их в усложненных условиях. СЛАЙД
Возможности технических средств обучения (компьютер и мультимедиапроектор, интерактивная доска) трудно переоценить в разработке таких занятий. Например, спецэффекты программы Microsoft Office Power Point (приближение, удаление, выделение объекта цветом, шрифтом, увеличение, уменьшение объекта, движение по определённой траектории, звуковое сопровождение демонстрируемого материала и мн. др.) активизируют работу зрительного и слухового анализаторов, способствуя построению коррекционной логопедической работы на основе как общедидактических принципов (доступность, наглядность, индивидуальный подход, так и специфических принципов логопедии (связь с другими сторонами психического развития ребёнка, принцип обходного пути). СЛАЙД
Итак, на занятиях по коррекции звукопроизношения, индивидуальных или подгрупповых, можно и нужно вести коррекционно-воспитательную работу, направленную на восполнение пробелов в формировании психологических предпосылок к овладению программным материалом общеобразовательной школы. СЛАЙД
Положительным итогом такой работы станет предупреждение и преодоление неуспеваемости по русскому языку (а в ряде случаев и по другим предметам) у детей, имевших нарушения устной речи в дошкольном возрасте. СЛАЙД.
Желаю успеха!