Редченко Ольга Николаевна
Формирование пространственных представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие ребенка – главная забота любого учителя-логопеда и родителей малыша. Прекрасная и незаменимая база для речевого развития – это формирование пространственных представлений в дошкольном возрасте. Вовремя сформированные у ребенка пространственные представления помогут предотвратить дисграфию и дислексию в школьном возрасте. Так как ведущей деятельностью дошкольника является игра, обратимся к конкретным играм на развитие пространственной ориентирове.
Существуют следующие виды пространственных представлений :
1. ориентировка в схеме своего тела,
Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников» размещена в разделах
2. ориентировка в пространстве,
3. ориентировка на плоскости.
Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева". Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса : вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела. Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".
"Якоря" для ориентировки в пространстве
Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Ребё нку говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы, допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".
Такой способ срабатывает не у всех. Например, среди моих воспитанников был мальчик, который прекрасно знал, что он левша. Но при этом путал правую и левую руки. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Ребёнок носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил "правое и левое". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные "фенечки". Только надо следить, чтобы браслет не снимался.
Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела"
Ориентировка в пространстве с помощью игр
Игра «Далеко - близко»
В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева, а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.
Игра "Дотронься до. "
Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даё т такие задания:
1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
2. погладь левой рукой правое колено,
3. почеши левой рукой левую ногу,
4. надуй правую щёку и т. д.
Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания
Игра «Весёлая зарядка»
Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой ориентировки в пространстве. Заниматься можно под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т. д. " Далее следуют шаги: "Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево". Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то дети научатся синхронизировать свои действия.
Игра "Куда змея ползёт"
Детям надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".
Игра "Найди клад"
Тоже классная игра для развития ориентировки в пространстве. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: "Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад".
Игра "Поставь игрушки, как я скажу"
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.
1. Поставь на столе перед собой собачку.
2. Справа от собачки поставь мишку.
3. Позади мишки поставь машинку и т. д.