Раиса Шабаева
Статья «Формирование пространственных представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формирование пространственных представлений"
Формирование пространственных представлений имеет особую роль для всех видов деятельности человека, охватывая всевозможные стороны их взаимодействия с действительностью.
Пространственные представления – представления о пространственных свойствах и отношениях: величине, форме, относительном взаиморасположении объектов [2, с. 263].
Публикация «Статья „Формирование пространственных представлений“» размещена в разделах
Формирование у детей пространственных представлений идет не только в реальном мире, но и на занятиях по математическому развитию, изобразительному искусству, на индивидуальных занятиях, на музыкальных и физкультурных.
Во многих философских, психолого-педагогических исследованиях показано огромное значение освоения предметного и социального пространства в моделировании ребенком полной картины мира, осознании своего места в нем. Проникая во все области взаимодействия ребенка с действительностью, пространственные представления оказывают воздействие на развитие его самосознания, личности и, таким образом, являются неотъемлемой частью процесса социализации. Полноценное развитие детей дошкольного возраста не может проходить без развития у него пространственных представлений.
Вопросами формирования пространственных представлений занимались А. В. Белошистая, Ф. Н. Блехер, Л. С. Выготский, А. М. Леушина, С. Д. Луцковская, М. Монтессори, Т. А. Мусейибова, Т. Д. Рихтерман, Н. Я. Семаго, А. А. Столяр, М. Фидлер, Е. И. Щербакова и др. Многие из них отмечают, что пространственная ориентировка идет на основе непосредственного восприятия пространства и вербального обозначения пространственных отношений (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
А. М. Леушиной были разработаны методы и содержание формирования у детей пространственных представлений, которые применялись на практике. Предложенная ею концепция формирования элементарных математических представлений послужила источником для большинства современных исследований. Большое значение А. М. Леушина отводит способам организации занятий [2, с. 27].
С. Д. Луцковская, изучая процесс формирования у ребёнка дошкольника пространственных представлений, писала, что в дошкольном возрасте ребенок помещен в неоднородное пространство, так как его социальные связи не имеют еще четко обособленной и заданной ориентации в пространстве, обозначаемой социально значимым взрослым. Его ориентировка в пространстве осуществляется в большей мере неоднородно, разделенно, дискретно, потому что на этот процесс влияет множество факторов, которые имеют различные источники, часто в меньшей степени связанные между собой. Представления о пространственных характеристиках существуют в сознании ребенка фрагментами и с разной степенью осознанности [2, с. 18].
Формирование пространственных представлений происходит поэтапно. Так, Т. А. Мусейибова выделила четыре этапа в формировании пространственных представлений детей дошкольного возраста: ориентировка «на себе», от «любых предметов», вербальная система отсчета по основным направлениям, воплощение полученных знаний в окружающем пространстве и на плоскости.
Первоначальные представления о пространственных направлениях связаны с восприятием ребенком собственного тела. В старшей группе у детей пяти-шести лет происходит последующее овладение пространственными характеристиками, с которыми дети познакомились в предыдущей группе : слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Так же предполагается последующее совершенствование знаний о расположении предметов в пространстве, назывании помещений дошкольного учреждения, о более близких объектах на улице. Формируются пространственные ориентировки не только на чувственной, но и вербальной основе.
У детей развивают и закрепляют навыки ориентировки в пространстве при помощи условных обозначений (стрелок-указателей, планов, маршрутов и схем; учат находить направление движения различных объектов и отражать в речи их расположение между собой. Особое место в формировании пространственных представлений занимает проведение работы по развитию умения ориентироваться на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т. п.). Наряду с этим у детей развивают умения:
– находить точку, строчку, столбец на клетчатой бумаге по описанию их места, верхний и нижний, правый и левый край листа, левый верхний (левый нижний, правый нижний (правый верхний) угол;
– располагать предметы в определенном направлении : слева (направо, справа (налево, снизу (вверх, сверху (вниз, соблюдая одинаковые расстояния.
Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на плоскости, давать задания на составление композиций с последующим речевым обозначением их расположения между собой [1, с. 91].
Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. Дидактические игры – это игры, специально создаваемые или приспособленные для целей и задач обучения, воспитания и развития детей.
В. А. Сухомлинский писал: «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Руководя дидактической игрой, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Задачи, правила, действия игры и ее результат взаимосвязаны. Если отсутствует хотя бы одна из этих составных частей, то нарушается целостность игры, что снижает ее воспитательное значение. Совокупность составных частей будет эффективнее развивать интегративные качества дошкольников.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Педагогами-теоретиками воспитателями разработано большое количество дидактических игр, в том числе и для формирования пространственных представлений дошкольников. Опыт работы со студентами факультета дошкольного и начального образования показывает, что при подготовке студентов к практике и при написании ими выпускной квалификационной работы нужно обращать их внимание на то, чтобы не просто использовали отдельные игры, а умели составлять комплекс дидактических игр с учетом содержания и методики работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников разных возрастных групп.
Заметим, что «этапы пространственной ориентации «на себе», от себя» и «от объектов», «от другого человека» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» – не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов» [4, с. 137].
Учитывая это, на формирующем этапе эксперимента был составлен комплекс дидактических игр и упражнений по формированию пространственных представлений у старших дошкольников, который состоит из 4 групп:
– 1 группа. Игры и упражнения на различение основных пространственных направлений в процессе изменения положения в пространстве и ориентировке «на себе»; Игры и упражнения на ориентировку в пространстве (усложнение – с закрытыми глазами);
– 2 группа. Игры и упражнения на нахождение местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними;
– 3 группа. Игры и упражнения, направленные на вербальное обозначение положения предметов в пространстве;
– 4 группа. Игры и упражнения для ориентировки на плоскости листа.
Представленные группы дидактических игр и упражнений, направленные на ориентировку в пространстве, различны по своим целевым установкам и конкретным дидактическим задачам. Также их содержание, характер, игровые действия и правила различаются по степени трудности.
Формирование пространственных представлений имеет огромное значение: благодаря этому активизируется речь, пополняется словарный запас; формируются навыки ориентировки на улице и проезжей части; ориентировка на своем теле дает возможность познать части тела как отдельные анатомические единицы; ориентировка на листе бумаги готовит ребенка к обучению в школе; развивается логическое мышление, воображение, кругозор.