Раиса Шабаева
Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Научный аппарат исследования.
Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность исследования. Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Публикация «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигурах на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Актуальность исследования обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Воспитатели детских садов учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Объект исследования – процесс формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений о пространственных геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучение возможности формирования представлений о пространственных геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования :
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть особенности формирования представлений о пространственных геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику уровня развития представлений о пространственных геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы.
5. Составить соответствующие методические рекомендации.
Основными методами исследования выступили:
– теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, программ;
– экспериментальное исследование;
– количественные методы обработки данных.
Наиболее значимыми в данной работе являются исследования Ф. Н. Шемякина, Л. А. Венгера, В. П. Новиковой, Т. А. Павловой.
Научная новизна заключается в анализе психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость заключается в разработанных методических рекомендациях, которые могут быть использованы студентами факультета педагогического и художественного образования в практической работе.