Вероника Жидкова
Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире большинство родителей детей старшего дошкольного возраста задумываются о предшкольной подготовке. И это оправдано современной реальностью – программы в школе становятся все труднее, а требования, предъявляемые к первокласснику – все выше.
Однако по представлению большинства подготовка в школе включает в себя освоение счета, чтения и письма. Но как показывает многолетняя педагогическая практика и научные исследования, в основе готовности к обучению в школе лежит не столько освоение системы символов – цифр, букв, и их комбинаций – чисел и слов, как косвенный показатель развития познавательных процессов, сколько объективная готовность этих познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения.
Публикация «Формирование пространственных представлений у дошкольников с помощью метода SandArt,» размещена в разделах
И одним из важнейших факторов развития этих процессов является сформированность пространственных представлений. Ведь, если ребенок не может точно сказать, где левый верхний угол – он испытывает трудности в ориентации, в какой части листа начать писать. Многие дети, начав обучение в школе, обнаруживают незнание левой и правой сторон.
По словам профессора МГППУ, нейропсихолога А. В. Семенович «Пространственные представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучая которую, мы обращаемся к разным видам деятельности человека. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, соматогнозис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления. Это обусловлено тем, что пространственные представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых. То есть являются базовыми по происхождению…своевремнное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений».
Иными словами, это и ориентация в собственном теле (соматогнозис) – «Что выше – голова или ладонь? А если поднять ладонь вверх?» и т. д. ;
Это и ориентация в окружающем мире – далеко–близко, выше–ниже, левее–правее; это и ориентация во взаимоотношении двух предметов – за, перед, над, под, внутри, снаружи.
По сути, это и отражение навыков пространственного ориентирования в речевом развитии - именно с развитием пространственных представлений ребенок осваивает сложную и не опредмеченную (в отличие от существительных) систему наречий и предлогов, без которых невозможно развитие грамотной речи и математических способностей.
Только с развитием пространственных представлений (какой предмет идет до, что стоит после единицы, сначала один, потом два, следующая цифра – три и т. д. – простраивание закономерностей) в психике ребенка формируется ощущение времени. «Ведь время нам дано через ощущение, восприятие внешних ритмов, либо через отражение смены состояний и событий» - В. А. Семенович.
Как показывает экспресс-диагностика, дети 6-7 лет хорошо ориентируются в вертикальном направлении (выше-ниже, однако в ориентации по горизонтали (левая и правая стороны) без ошибок выполняют задания только 4 -5 дошкольников из 10.
Учитывая всю важность формирования пространственных представлений для всестороннего развития психики ребенка, результатом которого к семилетнему возрасту должен стать такой уровень зрелости психических процессов, который отражает действительную готовность к школе – а не просто механическое освоение счета, чтения и письма – в нашем саду была разработана и проходит апробацию программа развития пространственных представлений для подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.
Программа состоит из 12 занятий по 30 минут два раза в неделю.
Структура каждого занятия подразумевает несколько важных блоков:
Цель программы – развитие пространственных представлений и формирование навыков пространственного ориентирования у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться в схеме собственного тела;
2. Развивать навык ориентировки в двухмерном пространстве;
3. Обогащать речь дошкольников необходимым словарным запасом, обозначающим пространственное расположение (наречия, предлоги);
4. Развивать умение определять положение предметов в пространстве относительно себя, относительно других предметов;
В данной публикации мы бы хотели более подробно осветить такое направление работы по программе как развитие пространственной ориентации в двухмерном пространстве с использованием световых песочных столов.
Техника рисования на световом песочном столе стала очень популярной в последние годы и приобрела название «Sand-art», что дословно означает «песочное искусство».
Песок – это материал, который вызывает у детей неподдельный интерес и желание им манипулировать – пересыпать, строить из него, делать разнообразные формы. Процесс песочного рисования не требует специальных художественных навыков, а светящееся пространство под ним завораживает, успокаивает и фокусирует внимание.
Стоит также отметить, что песочное изображение очень легко поменять, подправить, в результате чего ослабляется страх ошибки, ведь на листе исправить неправильное изображение значительно сложнее – «что написано пером – не вырубишь топором». Само рисование песком несет в себе широкий развивающий потенциал – повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук – ребенок рисует обеими руками, разными пальцами, может рисовать кулачками и ладошками – разнообразие вариантов и способов работы рук приводит к образованию новых нейронных связей, развивается межполушарное взаимодействие и зрительно-моторная координация.
С точки зрения развития пространственной ориентации стоит отметить важность динамики песочного рисования – песочное изображение можно поменять практически моментально. Дети осваивают ориентировку в пространстве в результате динамичных и веселых упражнений. Многие из них знакомы большинству педагогов и адаптированы для работы на песочном световом столе. Позвольте представить вам несколько примеров:
1. Упражнение «Следы». Психолог рассказывает детям, что песочный стол это снежная лесная поляна, по которой ходят лесные жители. Дети щепоткой пальцев обозначают следы жителей, и, слушая инструкцию психолога, направляют их в нужную сторону, например: сначала зайчик прыгнул в центр, потом поскакал налево, потом побежал вниз и т. д.
2. Упражнение «Муха». Хорошо известная математикам игра, которая направлена не только на развитие пространственных представлений, но также на развитие визуально-логического мышления, так как по мере освоения этой игры на бумаге или столе, очень часто ребенку предлагается играть в нее мысленно. Стол делится на 9 (или 16) квадратов – три по вертикали и три по горизонтали. Вместо мушки мы использовали камушек, который дети передвигают по поверхности песочного стола. В процессе игры дети учатся делить рабочее пространство на центр, левые и правые, нижние и верхние углы.
3. «Рисуем человечка». Целью данного упражнения является не только освоение двухмерного пространства, но и опосредованный соматогнозис. Психолог задает детям вопросы, например - какая самая верхняя точка нашего тела? – голова. Дети рисуют голову, далее спрашивается, что находится ниже головы, соответственно дети рисуют все детали корпуса сверху вниз. Отдельно прорисовываются руки и ноги, задерживается внимание на зеркальном отображении левой и правой сторон. В процессе упражнения используется песенка Е. Железновой «Вот левая, вот правая»
4. "Антиотзеркаливание"Цель упражнения заключается в том, чтобы дети, которые уже ориентируются в пространстве, умеют его правильно делить, научились адекватно изображать левую и правую стороны. Пространство песочного стола делится на две равные части, с каждой стороны стоит по участнику. Их задача состоит в том, чтобы создать одинаковый рисунок. Участники действуют по очереди – один рисует, другой повторяет, каждый раз меняясь ролями. Если один ребенок начал рисовать трубу на доме справа, то другой участник тоже должен нарисовать ее справа, а не слева, как в случае «отзеркаливания». В конце упражнения участники меняются местами и оценивают, насколько похожи их рисунки, анализируют ошибки.
Большинство заданий по ориентированию на плоскости можно адаптировать к выполнению на песочном световом столе. Можно сказать о том, что метод Sand-art является инструментом, уникальным по широте поставленных задач, обладающим как развивающим, так и психотерапевтическим потенциалом. Ведь в процессе песочного рисования ребенок не просто осваивает навык ориентации в пространстве, но еще и расслабляется, сосредотачивается на процессе взаимодействия с песком, ощущениях соприкосновения песка с кожей рук, расширяет социальную зону руки. По опыту проведения занятий можно сказать, что дети часто могут отвлекаться в процессе выполнения задания на листе бумаги, но в случае с рисованием песком, они начинают взаимодействовать с песком еще до того, как им объяснили задание, а само задание выполняют с видимым удовольствием.
Список используемой литературы:
1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил.
2. Семаго Н. Я. Формирование пространственных представлений у детей. Дошкольный и младший школьный возраст: Методическое пособие и комплект демонстрационных материалов. – М. : Айрис-пресс, 2005. (Библиотека психолога образования)
3. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов. Под общ. ред. М. М. Семаго. М. : Аркти, 2001.- 133 с.
4. Семенович А. В. «Введение в нейропсихологию детского возраста»: Учебное пособие. – 5-е изд., испр. И доп. – М. Генезис, 2017. – 319с.
5. Тупичкина Е. : Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике "Sand-Art". ФГОС. Изд-воАРКТИ – 2017. - 112 с.