Оксана Филиппова
Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки у детей с ОВЗ
Выступление на педагогическом совете по теме
«Реализация оздоровительно – образовательной технологии
«Здоровый дошкольник»
Познакомившись с технологией «Здоровый дошкольник» мы определили для себя тему для дальнейшего изучения и внедрения в нашей работе «Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки». Считаем, что данная тема является важной для детей, так как дыхательная гимнастика - это отличное дополнение к самым разным терапиям:
Публикация «Формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
-профилактика заболеваний органов дыхания;
-укрепление иммунитета;
-развитие дыхательной системы детей;
-улучшение кислородного обмена в организме;
-нормализация работы сердечно – сосудистой и пищеварительной системы;
-овладение элементарными навыкам саморегуляции.
-формирование речи.
Целью данной работы мы определили формирование правильного дыхания у детей.
Поставили перед собой задачи:
o Развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы.
o Улучшение работы головного мозга, сердца, нервной и пищеварительной системы.
o Выработка сопротивляемости организма к заболеваниям дыхательной системы.
o Укрепление общего состояния здоровья.
o Формирование направленной воздушной струи, правильного речевого дыхания. постановке звуков,
o Формирование основ здорового образа жизни.
o Осведомленность родителей оздоровительной работой с детьми.
Обучив ребенка простым и веселым дыхательным упражнениям, мы решим поставленные задачи и внесем неоценимый вклад в его здоровье.
Мы продумали удобное время проведения упражнений в режиме дня и составили комплексы.
Режимные моменты, в которые включены дыхательные упражнения :
Утренняя гимнастика
Игры на моторно – двигательное развитие (3 раза в неделю)
Дыхательная гимнастика после сна
Подготовка ко второму завтраку
Подготовка к прогулке (II половина дня)
Чтобы мы хотели видеть результатом работы
Планируемые результаты:
o Сформированность правильного дыхания у детей.
o Снижение простудных заболеваний.
o Формирование у детей элементарных основ здорового образа жизни.
o Улучшение динамики речевого развития.
o Сформированность положительной психологической адаптации к новой оздоровительной методике.
o Повышение компетентности педагогов и родителей в оздоровительной работе с детьми.
Для мониторинга детей мы сформулировал критерии наблюдения.
-Продолжительность вдоха и выдоха
-Положение туловища во время выполнения упражнения
-Выполнение движения в полном объеме
-Желание выполнять упражнения
Работу по данной технологии мы начали внедрять в мае прошлого года. На летний период был составлен комплекс для детей 1и 2 этапа. На начало нового учебного года комплекс был переработан для детей подготовительного этапа, на котором находятся наши дети.
Чтобы охватить все задачи в работе, мы подобрали дыхательные игры и упражнения, направленные на решение разных целей.
Важным моментом в дыхательной гимнастике является сформировать у детей направленность воздушной струи. Мы столкнулись с тем, что дети не умеют дуть. Либо в щеки, либо открытым ртом. Покажем игры, которые мы использовали для решения данной задачи. Как научить ребенка правильно дуть? Мы не можем просто посадить ребенка и сказать «дуй». Мы нашли интересные способы увлечь детей.
«Мыльные пузыри». Это не просто игрушка, это отличный инструмент для формирования направленной воздушной струи. Обычно дети любят ловить пузыри, но мы просим подуть пузыри. Показываем, как делаем губы вперед хоботком (как у слоника, лучше перед зеркалом. И дуть.
«Крутилки», «Ветряки», «Пропеллеры», «Мельница». Предлагаем подуть – завести мотор – мотор завелся. Если появляется сложность увлечь упражнением, предлагаем выбор разные игрушки, на которые можно подуть, буде результат. Не нужно задавать вопрос – «Будешь дуть?». Говорим – «Каким ветряком будешь играть: красным или оранжевым? Какой ты будешь заводить мотор?». Можно использовать усложнение – отодвигать предмет, тем самым дать ребенку возможность усилить воздушную струю. Отличный способ разнообразить игру – предложить разные цвета моторчиков.
«Перышко». Очень нравится детям перышки. Предлагаем положить на ладошку и подуть – сдуть – запустить. Сначала показываем сами, потом ребенок. Разнообразим цветными перышками, разными по форме. Усложнить можно предложением– подудь так, чтобы перышко летело дольше и дальше. Можно использовать как соревновательный момент - двоим детям: кто дальше задует. Очень простое и увлекательное упражнение.
Большой популярностью пользуется игра «Футбол», «Воздушный футбол». Импровизированные ворота и легкий мячик. Просим задуть мяч в ворота. Это не так просто, потому что мяч очень легкий. Используем соломинку. Тоже бывает проблемно, некоторые дети начинают ее жевать. Поэтому подходим индивидуально к выполнению, учим на своем примере. Можно поставить вторые ворота и поиграть вдвоем с ребенком, тем самым сделать игру более продолжительной, содержательной и соревновательной. Обязательно акцентируйте внимание эмоциональностью: «Гол! Мимо! Ура! Победа! Штанга!».
«Свеча». Подсвечник «Домик». - «Выключи свет в доме». Игра со свечкой. Я решила показать вам вот такой подсвечник. Так как мы подбираем игры в соответствии с темой недели, или сезоном, сейчас очень подходит вот такой зимний дом. Ставим свечу, зажигаем. Предлагаем ребенку выключить свет в доме, задув свечу. Не будем напоминать правила безопасности, понятно, что выполняем с осторожностью, под присмотром, но у нас проблем не было, свеча маленькая, и задувается быстро, но все равно будьте аккуратны и внимательны. Чтобы разнообразить игру, можно предложить разные цвета свечей и разные подсвечники. – «С какой свечой будешь заниматься? Выбирай свечу. Какой подсвечник?». Для детей очень важен выбор. Усложнение – отодвигаем как можно дальше. Можно провести с эмитацией, представь, что горит свеча, и задуй ее.
Еще один работающий момент увлечь детей – куклы – помощники. «Какой будешь заводить моторчик? Ты сегодня забил отличный гол! Тебе нравиться задувать свечи? У тебя все получиться!»
Упражнения, требующие ритмичности, проводим под музыку. Для этого подобрали фонотеку.
Мы покажем как сделать гимнастику нескучной. Давайте вместе попробуем выполнить упражнение «Веселые ритмы».
Оно подойдет детям любого дошкольного возраста, если они смогут выполнять движения. Такие упражнения используется как общеоздоравливающая технология.
2 отрывистых вдоха, хлопаем себя по носику, 2 задержка, 4 выдоха.
Подойдет любая ритмичная музыка, где прослушивается восьмерка.
Дожидаемся музыкальной фразы, дышим вместе с ребенком. Чтобы ребенок не уставал, даем отдохнуть. Еще подышым. Следите за тем, как ребенок дышит, показываем выполнение своим правильным примером.
Упражнения дыхательной гимнастики нужно прекращать, если у ребенка наблюдается учащенное дыхание, ребенок резко побледнел или покраснел, жалуется, что у него онемел ручки, начали дрожать кисти его рук. В этом случае возможно произошла гипервентиляция легких.
Вывод
Работу с детьми по реализации оздоровительно –воспитательной технологии проводили в индивидуальной форме до выработки правильного выполнения. Были соблюдены все здоровьесберегающие мероприятия (проветривание, кварцевание, удобная одежда детей). Учитывали эмоциональное и физическое состояние каждого ребенка, определяли степень усталости детей, наблюдали за состоянием детей в время выполнения упражнений. Активизировали детей с помощью дидактических игрушек и иллюстраций. Большинство детей посещали детский сад без пропусков, что было удобно для непрерывного и систематичного проведения комплексов. Так как дети находились в периоде адаптации и у них еще не были сформированы организационные навыки, это создало большие трудности в данной работе. В связи с этим нам пришлось первую неделю отказаться от проведения упражнений на улице. Комплекс проводился в помещении, согласно режиму. Многие дети первое время испытывали трудности в выполнении, не проявляли эмоциональный отклик, отказывались от действий. Есть дети, которые до сих пор не понимают инструкций в силу индивидуальных особенностей. Они не выполняют упражнения, так как не понимают обращенную речь. (Кузовлева, Барков, Макаров, Домашних. Исраилов) Надо отметить, что и другие дети не могли действовать по показу и выполнять инструкцию педагога. Приходилось не однократно повторять показ. У Баркова Славы после выполнения упражнений иногда наблюдалось учащенное дыхание и у нас это вызывало чувство тревоги. Упражнение прекращали. У Медведева Димы, Первова Вани. Колышевой Саши, Поповича Ертема, Ковалева Саши, проявляется эмоциональный интерес, правильность выполнения и желание повторять упражнение. У этих детей появился навык правильного выполнения вдоха и выдоха. У Колышева Егора, Набиулина Юры, Дроздова Егора, Домашних Андрея проявляется негативизм, раздражительность, протест в выполнении. С этими детьми работа в данном направлении идет со значительными трудностями. У некоторых был замечен затрудненный вдох и выдох, дети сопят, а не вдыхают. Для этого проводили дополнительное упражнение для отработки правильного вдоха и выдоха : сначала ртом, потом носом. Медленный вдох помогает ребенку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением, раздражением.
У некоторых детей во время выполнения упражнений наблюдалось снятие нервного напряжения, агрессии, повышалась эффективность социализации. У Перова В., Ковалева С., Попович А. появилось звуковое сопровождение в выполнении, проговаривание звуков.
Диагностика По результатам проведенной диагностики, дыхательные упражнения дают видимый положительный результат. У детей наблюдаются успехи в реализации проводимой работы. Дети быстрее адаптируются к предметно-пространственной среде, к сверстникам и взрослым, повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность, происходят положительные результаты в физическом развитии детей, эмоциональной устойчивости, поведенческих навыках, за счет постановки правильного дыхания исправляются речевые нарушения, что повысит динамику речевого развития.
Изменения Используя составленный комплекс на первое полугодие, мы пришли к выводу внесения изменений на второе полугодие. Некоторые упражнения мы заменили на наиболее простые, но для каждого упражнения дополнили усложнение для тех детей, которые справляются с выполнением.
В силу особенностей развития детей необходимо внести больше игровых, сюрпризных моментов, наглядности, задействовать любимых персонажей мультфильмов, сказок, эмоциональной, музыкальной окраски.
Так как цель нашей темы предполагает формирование правильной осанки у детей, планируем внести эту задачу в работу.
В рамках оздоровительно – воспитательной работы мы используем все средства, формирующие полноценное дыхание. Сюда входит не только обучение технике дыхания, но и упражнения в беге, ходьбе, развитие у детей правильной осанки, постановки певческих навыков. Для этого используем различные игры с движением и пением.
Так же большое влияние на успешный результат в работе оказывает организация дыхательных упражнений на фоне благоприятного психологического комфорта в группе, положительного настроя педагога. В жизнерадостной атмосфере создаются ситуации, способствующие освоить упражнения правильно, с удовольствием, что способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.