Раиса Митина
Формирование трудовых навыков детей средствами экологии
▼ Скачать + Заказать документы
Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети понимали необходимость трудовой деятельности и относились к выполняемой работе с радостью и любовью.
Потребность во всех видах деятельности, к которым относятся бытовая, трудовая, познавательная, игровая, исследовательская, коммуникативная, в которых ребёнок принимает участие, выполняют функцию воспитания личности, способствующей формированию высоконравственных качеств дошкольника.
Публикация «Формирование трудовых навыков детей средствами экологии» размещена в разделах
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Большое внимание уделяется разнообразному труду в природе, который всесторонне способствует развитию детей. Ухаживая за растениями в цветнике или в огороде, а также за комнатными растениями у детей проявляется активное представление о растениях, их строении, об основных стадиях развития, способов выращивания и ухода за ними. Участие детей в трудовой деятельности благотворно влияет на физическое развитие, так как в основном такая деятельность происходит на воздухе и благодаря своему разнообразию способствует развитию движений и укрепляет нервную систему ребёнка. Такой процесс становится для детей благоприятным трудовым действием, а приобретение практических навыков по уходу за растениями помогает создать им условия сенсорного развития. Дети, достигнув цели, смогут увидеть результаты своего труда, распознавая характерные признаки предметов. Развивая интерес к объектам природы, у детей воспитывается заботливое отношение к ней, проявляется любознательность и наблюдательность, дети приучаются трудиться в коллективе, помогая друг другу.
Важной ролью в формировании трудовой деятельности в природе, является создание развивающего пространства, как на территории детского сада, так и в группе. Организация работы должна осуществляться в виде коллективных и индивидуальных поручений, в которых поставленные цели должны создаваться на основе положительного эмоционального настроя детей, состоящего из сюрпризных моментов или решений проблемных ситуаций.
В процессе труда, при индивидуальной форме, ребёнок выполняет работы сам. Руководить действиями детей помогают индивидуальные поручения, при которых появляется возможность оказания помощи тем, кто в ней нуждается или дать советы и дополнительные разъяснения при выполнении трудовых операций. Всё это формирует прочные навыки и умения, воспитывая привычку и усилия к трудовым поручениям.
Коллективный труд способствует одновременному формированию у всех детей группы, трудовых навыков и умений, согласовывая общую цель труда.
Воспитывая коллективную ответственность, для выполнения заданий, у детей развиваются согласованные действия в планировании работы и оказанию необходимой помощи друзьям.
Трудовое воспитание формируется также во время прогулок, где дети помогают на участке сгребать листву и переносить её в отведённое место. В зимний период, ребята расчищают дорожки от снега, сгребают его под деревья и используют снег для построек и игр.
Ухаживая за «огородом на окне» и комнатными растениями в присутствии детей, воспитатель показывает, как пользоваться лейкой и наливать в неё воду, как протирать листья, постепенно привлекая детей к посильной помощи, формируя у них трудолюбие.
Главной задачей трудового воспитания детей является развитие трудовых усилий и формирование представления о том, как стать трудолюбивым.
Литература:
1. Бочкарева О. И. Трудовое обучение. ИТД «Корифей», 2008г.
2. Воспитание дошкольника в труде/ В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.