Валентина Косюк
Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию»
Введение:
Речь – одна из линий развития ребёнка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живём. Но этот чудесный дар природы не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. К сожалению, в наши дни у детей становится всё больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. У детей с ФФН речи нарушается формирование всех компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток и на формирование неречевых психических процессов: наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения; при относительно сохранной смысловой памяти снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Так же известно, что у детей с нарушением речи, как правило, имеются и другие отклонения такие, как возрастное недоразвитие речи или её несформированность. При этом у детей остаётся развитие двигательной сферы : отмечается плохая координация, снижение скорости и ловкости общих движений, снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведёт к задержке темпа общего развития. Из всего вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолировано, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта, общим физическим развитием, двигательной активностью мелкой моторики.
Публикация «Проект „Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию“» размещена в разделах
Тип проекта : долгосрочный, педагогический с детьми старшей группы
Участники проекта : дети, родители и воспитатели группы.
Срок реализации: 3 года.
Цель проекта : развитие коммуникативной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ФФН через сенсорно – моторное развитие.
Задачи проекта :
1. Развивать навыки самостоятельной речевой деятельности детей.
2. Формировать сенсорные эталоны с помощью игровых приемов.
3. Развивать зрительно-моторную активность и тактильную чувствительность детей.
4. Организовать совместное сотрудничество детей и родителей в разных видах деятельности.
5. Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими, наглядными и методическими материалами по теме проекта.
Актуальность:
Доказано, что одним из показателей нормального физического, нервно – психического и уровня развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручных умений или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной и ручной.
Ожидаемый результат:
В результате реализации проекта дети должны знать :
Основные цвета и оттенки,
Величину предметов,
Форму предметов.
Дети должны уметь:
Различать правую и левую руку,
На ощупь обследовать предмет,
Создавать узор по образцу,
Группировать предметы по общему признаку,
Устанавливать логическую взаимосвязь,
Чередовать предметы по величине,
Соотносить движения пальцев рук со словами игры,
Ориентироваться на плоскости, в пространстве,
Согласовывать движения обеих рук.
У детей должны быть развиты :
Зрительное восприятие,
Вкусовые ощущения,
Мелкая моторика рук, графические навыки.
Этапы реализации проекта
1 этап – Организационно - подготовительный.
1. Изучение теоретических основ развития моторной деятельности и ее влияние на мышление, и речь детей дошкольного возраста.
В настоящее время нейропсихологическими исследованиями М. М. Кольцовой (1979) и других учёных доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.
Начало развитию мышления даёт рука. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов). Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?
1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т. д.
2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.
3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.
5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов (например, зерна, крупы, соли) учит ребёнка ощущать прикосновение ладони или пальцев.
Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки, крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию, осязанию.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
1. Разработка содержания и структуры проекта.
2. Содержание и структура педагогического проекта по развитию коммуникативных умений и навыков через сенсомоторное развитие.
3. Диагностика развития сенсомоторной деятельности детей на начальном этапе
В ходе диагностического обследования на начало учебного года выявила, что у большинства ребят отмечаются нарушения памяти, воображения, внимания, работоспособности, способности к анализу. Отметила выраженную в разной степени сенсомоторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, слабом развитии элементарной ловкости в обращении с мелкими предметами, предметной деятельности, пространственной ориентации, терпения, усидчивости. Особенно низкая работоспособность и усидчивость у легковозбудимых, расторможенных детей.
4. Составление перспективного плана по реализации проекта.
Сентябрь
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «У Антошки есть игрушки», «Дружба»
2. Фигурки из палочек (качели)
3. Соедини точки, раскрась картинку.
4. Дидактическое упражнение «Сложи горошины в синюю тарелочку, а фасоль в красную».
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Цветок», «Наши алые цветы»
2. Фигурки из палочек, цветных крышек (цветы).
3. Выкладывание узора на пластилиновой основе (фасоль).
4. Рисование на песке (пальцем правой руки (левой, обеими сразу).
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Компот», «Как у нашей Зины».
2. Конструкирование из бумаги «Корзинка».
3. Аппликация «Блюдо с фруктами».
4. Дидактические игры «Назови ласково», «Дорисуй узор», «Определи по вкусу», «Нанижи колечки на шнурок по цвету».
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Собери грибы», «Корзинка»
2. Рисование пластилином «Грибная поляна».
3. Ручной труд из природного материала «Грибы».
4. Аппликация «Грибы»
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Овощи», «Засолка капусты»
2. Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
3. Лепка «Овощи для игры в магазин» (соленое тесто)
4. Нетрадиционное рисование «Овощи» (линогравюра).
5. «Машины везут урожай» (и з геометрических фигур на ковролине).
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Осенние листочки», «Дождик»
2. Нетрадиционное рисование: «Осенняя веточка» (отпечатки листьев).
3. Нетрадиционная аппликация «Осеннее дерево».
4. Дидактические игры и упражнения: «Найди предмет такой же формы»
3 неделя:
1. Пальчиковая гимнастика «Новый дом».
2. Рисование пластилином «Салют в нашем городе».
3. Аппликация «Машины нашего города».
4. Конструирование «Детский сад».
5. Самомассаж колючими брусочками.
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Почтовый ящик», «Гости».
2. Аппликация «Открытка»
3. Ручной труд «Конверт»
4. Дидактические игры и упражнения: «Кто скорее закрутит крышки»
Ноябрь
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Петушок», «Домашние птицы», «Утята», «Гуси-гусенята», «Курочка».
2. Нетрадиционная аппликация из листьев «Уточки плавают в озере».
3. Конструирование - оригами «Цыплята».
4. Дидактические игры и упражнения: «Дорисуй узор», «Петушок»
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Скворушка прощается», «Птичек стая».
2. Аппликация – обрывание «Птицы улетают в теплые края».
3. Дидактические игры и упражнения: «Лебедь» (соедини точки по цифрам, «Птицы» (Игры с бобами горохом (рассортировать с закрытыми глазами, рисование на песке кончиком пальцев.
3 неделя:
1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
2. Дидактические игры и упражнения: «Дорисуй узор», «Клубочек» фигурки из фасоли, выкладывание из палочек знакомых букв и слогов.
3. Лепка из пластилина знакомых букв.
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Кто живёт в моей квартире», «Моя семья»
2. Конструирование из бумаги «Бусы в подарок маме».
3. Дидактические игры и упражнения: «Пальцы развиваем, буквы составляем», «Собери сказку (из кубиков)
4. Упражнение с песком «Найди игрушку на заданный звук.
Декабрь
1 неделя:
1. Пальчиковые игры: Зимние забавы», «Погреемся».
2. Нетрадиционное рисование из тополиного пуха «Зима».
3. Конструирование из поролона «Снеговик».
4. Лепка «Девочка в зимней шубке».
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Воробьи», «Голуби».
2. Ниткография «Зимний лес».
3. Аппликация – обрывание «Снегирь».
4. Лепка «Птицы на кормушке».
5. Дидактические игры и упражнения: «Волшебный шнурок», «Угадай букву» (прорисовать в воздухе, лабиринт «Помоги зайчику», «Птичка»
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Зимние забавы», «Снеговик»,
2. Аппликация – обрывание «Деревья в снегу».
3. «Зимний пейзаж» (работа с рисом).
4. Дидактические игры и упражнения: «Раскрась по образцу»
5. Упражнение для пальцев рук «Лыжи» (пробки от пластмассовых бутылок).
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Елочка», «Новогодние игрушки».
2. Аппликация «Петрушка на елке».
3. Украсим ёлочку цветными льдинками.
4. Фигурки из палочек, геометрических фигур, прищепок.
Январь
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Сапожки», «Варежки».
2. Аппликация «Шапочка» (осетинский орнамент).
3. Ручной труд из бумаги «Пилотка, кепка».
4. Дидактические игры и упражнения: «Зашнуруй сапожки», «Кто быстрее намотает клубочек» работа с пуговицами (нанизывание)
2 неделя:
1. Пальчиковые упражнения: «Коза», «Лошадки», «Собака», «Овечки».
2. Лепка «Собака со щенком».
3. Аппликация – обрывание «Котёнок»
4. Коллективная работа (квилинг) «Добрая овечка».
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Белочка», «Ёжик», «Зайчик».
2. Лепка «Зайчик».
3. Аппликация из листьев «Зайчик».
4. Выкладывание диких животных на ковролине (из геометрических фигур)
Февраль
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Животные жарких стран», «Слон»
2. Конструирование из бумаги «Лев».
3. Ручной труд «Черепаха» (природный материал).
4. Дидактические игры и упражнения: «Повтори движения», обследование буквы из гречки.
2 неделя:
1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки».
2. Аппликация «Аквариум».
3. Ниткография: «Волны».
4. Дидактические игры и упражнения: «Дни недели» (веревка с узлами, «Морской пейзаж» (из геометрических фигур на фланелеграфе, «Дорисуй узор и раскрась».
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Бойцы-молодцы», «Солдаты».
2. Лепка «Спортивные развлечения».
3. Работа с рисом «Салют», фигурки из палочек (танк, самолет, машины).
3. Выкладывание из фасоли на пластилиновой основе.
4. Конкурс «Кто больше завяжет уголков на верёвке.
5. Составление сказки, в которой живут геометрические фигуры.
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Посуда», «Засолка капусты»
2. Упражнение «Месим - месим тесто» (горох, фасоль).
3. Фигурки из палочек (ведро, кастрюля, разрезные картинки.
Март
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Дождик», «Цветочек».
2. Ручной труд из бумаги «Вертушка».
3. Скатывание из бумаги «Дождик лей».
4. Дидактические игры и упражнения: «Тактильные дорожки», выкладывание из палочек и крышек.
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Мамин день», «Мамочка»
2. Художественный труд (квилинг) «Веточка мимозы».
3. Дидактические игры и упражнения: «Собери букет», «Цветные бусы»
4. Работа с ножницами (вырезывание цветов на открытках).
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Маляры», «Строим дом».
2. Ручной труд из бросового материала «Дома».
3. Аппликация «Дома на нашей улице».
4. Конструирование «Гараж».
4 неделя:
1. Пальчиковая гимнастика «Комнатные растения».
2. Аппликация, ниткография «Цветок в горшке».
3. Дидактическая игра «Собери букет».
Апрель
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Плыл по морю чемодан».
2. Ручной труд из бросового материала «Мебель».
3. Упражнения «Орех» (между ладонями, «12 месяцев»
4. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось» выкладывание из геометрических фигур «Мебель».
2 неделя:
1. Пальчиковые игры: «Мы космонавты», «Игра ладонями»
2. Аппликация – обрывание: «Звезды на синем небе».
3. Работа с рисом на картоне, фигуры из палочек, крышек.
4. Выложить отгадки на загадки камушками.
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Пылесос», «Телевизор»
2. Дидактические игры и упражнения: «Кто больше назовет бытовых приборов» Наматывание клубочков по часовой стрелке и против нее.
3. Самомассаж с колючими брусочками.
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Пекарь»
2. Тестопластика «Крендельки».
3. «Колоски» (с пшеницей, «Хлеб» (с пшеном).
4. Фигурки из палочек «Мельница».
Май
1 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Мак, мак, василёк»
2. Аппликация «Красивые цветы».
3. Упражнение на дыхание «Сдуй лепесток».
4. Фигурки из пробок, палочек, крупной мозаики (Цветы)
2 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Солдаты», «Салют»
2. Ниткография «Вечный огонь».
3. Пластилинография «Моя русская красавица берёза».
4. Дидактические игры и упражнения: «Протяни дорожку», геометрические пазлы, фигурки из палочек, крышек.
3 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Сороконожка», «Божьи коровки», «Осы»
2. Аппликация (квилинг) «Божья коровка».
3. Дидактические игры и упражнения: «Цветные бусы», Дорисуй рисунок в зеркальном отражении, обвести рисунок по точкам «Бабочка», работа с гречкой «Комар».
4. Кинезиологическое упражнение на песке «Бабочка»
4 неделя:
1. Пальчиковые гимнастики: «Весёлые ребята», «Пальчики отдыхают»
2. Аппликация «Весенний ковёр».
3. Дидактические игры и упражнения: «Волшебный шнурок», «Составь слово»
4. Пейзаж на ковролине «Где я буду отдыхать».
Подготовлена коррекционно-развивающая среда в группе.
Умело организованная среда позволяет вывести детей на качественно новые уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные задачи в умственном и психическом развитии. Организовала следующие мини – зоны:
- Зона эмоциональной разгрузки.
- Зона развития мелкой моторики рук.
- Зона речи.
6. Подготовлена информационная копилка (тексты консультаций, с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний.
7. Разработана картотека игр и упражнений на развитие сенсомоторной деятельности детей.
2 этап – основной
1. Составление конспектов коррекционно – развивающих мероприятий.
Сенсорно – моторное воспитание осуществляется во всех видах детской деятельности в течение дня - и в режимных моментах, и в самостоятельных играх детей, и в совместных со взрослым мероприятиях. Организованная образовательная деятельность по сенсомоторному развитию составляет часть моих фронтальных мероприятий. Осуществляется в виде игры дидактическими игрушками (матрёшками, пирамидками, картинками и др., в виде дидактической игры, подвижной игры, театрализованной игры, пальчиковой игры, игры с правилами, и обеспечивает выделение свойств отношений предметов. Художественное творчество в форме лепки, рисования, аппликации, требующих восприятия и воспроизведения свойств изображаемых предметов. Создаёт положительное эмоциональное отношение к предметам, с которыми они действуют, формируют познавательный интерес, развивают моторную активность и как следствие коммуникативные способности детей.
1. Использование игр и упражнений сенсомоторного развития.
Как известно, игра – прекрасное средство развития разнообразных способностей, она связывает детей между собой, детей с взрослыми, в единой целое. А игры для сенсомоторного развития повышают также интерес к занятиям, развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение программного материала.
Постепенно материал становился более мелким и задачи усложнялись: это пуговицы, бусины для сортировки и нанизывания, карандаши, счётные палочки для составления фигур, мозаика для раскладывания по цвету или составления узоров, конструктор, составление рисунка из геометрических фигур, выкладывание узоров из ниток, пуговиц, счётных палочек, прищепок, нанизывание бисера на леску, сюжетные изображения, узоры на пластилиновой основе.
Перед игрой игрушки рассматриваем, ощупываем. Знакомлю детей с правилами игры, активизирую словарь за счёт цвета, формы, назначения игрушек, действий, которые можно с ними совершать.
Дети очень любят сказки. Для составления и рассказывания было изготовлено режиссёрское поле, подобраны персонажи русских народных сказок. Дети медленно, но с интересом осваивали технику вождения куклы и с удовольствием разыгрывали хорошо знакомые сказки. Приобрела ковролин, оформила плоскостные картинки и фигуры на липучей ленте. Весь игровой материал распределила по звуковому принципу, чтобы пособие применялось для обучения пересказу и сочинению сказок, рассказов, насыщенных определённым звуком. Во время сочинения сказок я в игровой форме не только автоматизирую звук, но и закрепляю навыки словоизменения, знакомлю детей с образованием сложных слов.
В созданной мною коррекционно – развивающей зоне «В гостях у Соломыча» дети играют в такие игры как «Вершки и корешки», «Полезные – неполезные продукты» и др. Учатся использовать в речи обобщающие понятия «Овощи», «Фрукты», «Ягоды»; закрепляют навыки употребления в речи притяжательных; обучаются правильному употреблению в речи предлогов; активизируют словарь, развивают логическое мышление, мелкую моторику рук.
Оформила сенсорный столик, за которым может играть как один, так и группа детей. При совместной и самостоятельной деятельности детей за сенсорным столиком решаются следующие задачи:
Закрепление знаний о цветовой гамме и оттенков цветов;
Упражнение детей в прямом и обратном счёте, решение простейших арифметических задач;
Составление слов и слогов.
Играя за столиком, дети проявляют инициативу, самостоятельность, стимулируют детскую активность.
Пополнила зоны развивающими играми : «Почини ковёр»,«Квадрат Воскобовича», «Геоконд», с помощью которых дети осваивают сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, тренируют тактильно – осязательные анализаторы, развивают мелкую моторику, внимание, память.
Изготовила настольные тренажёры, на которых дети выполняют кинезиологические упражнения: плетение косичек, собирание палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы, прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками. Такие игры и упражнения вызывают у детей особый интерес и положительные эмоции.
Из цветных ленточек сделала пособие – тренажер для упражнений на дыхание: Цель этих упражнений – тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного выдоха.
Зрительно – координатный тренажёр, разработанный по методике В. Ф. Базарного, расположила на стене, противоположной окнам. Яркая красочная схема привлекает внимание детей. Для выполнения упражнений на этом тренажёре я подобрала материал в соответствии с возрастными особенностями детей и лексической темой недели. Все упражнения на офтальмотренажёре выполняются только в положении стоя. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физминуток (вперёд – назад; влево – вправо; по и против часовой стрелки; по «восьмёрке»).
Оформила зону для упражнений с песком. Играя с песком или водой, дети получают эмоциональное удовлетворение, развивают мелкую моторику рук, учатся составлять сказки, рассказы, загадки, развивать воображение, творчество.
Кроме того, все выше перечисленные игры и упражнение имеют ещё и здоровье сберегающую направленность.
1. Работа с родителями:
На очередных собраниях, беседах, консультациях с родителями раскрывала значение сенсомоторного развития в речи детей. В ходе бесед и консультаций я давала родителям конкретные рекомендации о создании и приобретении игр, о том, как важна увлечённость всех членов семьи. Знакомила их с новыми играми, давала рекомендации по изготовлению игр, игрушек.
В родительский уголок помещала информацию о значении сенсомоторного развития речи детей, приемах руководства, методическую литературу. Изготовила папку – передвижку для родителей «Развитие речи детей средствами сенсорных способностей и развития мелкой моторики рук». Активно привлекала родителей к расширению зоны действия коррекционно – развивающей среды. Приглашала родителей к участию в совместных мероприятиях и развлечениях, проводимых в группе. Таким образом, за время реализации проекта, родители стали нашими союзниками и помощниками.
Консультация для родителей «Игры с использованием нестандартного оборудования для сенсомоторного развития дошкольников»
Консультация для родителей «Развивающая кинезиологическая гимнастика для детей»
Логопедический тренинг с участием родителей «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»
3. этап – обобщающий
Проведение открытого мероприятия для районного методического объединения.
Итогом реализации проекта стало открытое мероприятие для районного методического объединения – организованная образовательная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования «Осенние листочки», за которое мы получили оценку «отлично».
Подведение итоговой работы с детьми (диагностика)
Диагностика развития сенсомоторного развития у детей по завершении основного этапа
Диагностическое обследование показало, что у детей по окончании реализации проекта сформированы сенсорные эталоны, а также моторная активность на высоком уровне.
Традиционными в нашей группе стали организации выставок – конкурсы творческих семейных работ.
ИТОГИ ПРОЕКТА :
Анализ реализации проекта показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Но, пожалуй, самым ценным и значимым стало эмоциональное отношение детей к заданиям. Из моих наблюдений и отзывов родителей, дети стали проявлять к ним устойчивый активный интерес. В свободное время предпочитают игры с материалом в сенсорном уголке, с удовольствием играют в развивающие, театрализованные игры.