МААМ-картинки

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР

Юлия Недоборенко
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс формирования графомоторных навыков

Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.

Процесс формирования графомоторных навыков физиологически и психологически сложен. При письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга, органы слуха, зрения, многие мышцы тела.

Для формирования этого навыка необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к его обучению.

Публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР» размещена в разделах

Анализ данных психофизиологических исследований детей в процессе письма показывает, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

Достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность слухомоторных и оптико-моторных координаций.

Графомоторный навык формируется в результате обучения, в результате формирования умений и на их основе выполнения ряда упражнений.

Графомоторные навыки достаточно сложны и складываются из различных приемов:

приемов, необходимых для письма,

самих приемов письма.

Процесс письма осуществляется при помощи инструмента для письма (ручка, карандаш, мел, который человек соответственно передвигает рукой, осуществляя нужные движения под контролем зрения и двигательным контролем пишущей руки. В зависимости от того, каким инструментом человек пользуется (ручка перьевая, шариковая, карандаш, мел, он осуществляет и соответствующие движения и приемы.

Приемы можно представить в виде следующей схемы.

Приемы, необходимые для письма

1) владение инструментом письма;

2) соблюдение правильного положения тетради и передвижение ее при письме;

3) соблюдение правильной позы, посадки при письме;

4) движение руки вдоль строки во время письма.

Приемы письма

1) умение сравнивать образец с результатом собственного письма;

2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;

3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);

4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и т. д.);

5) приемы сопоставления букв по высоте – соблюдение одинаковой высоты букв на строке;

6) письмо букв между линиями строки и на линии;

7) начало письма, запоминание строки;

8) приемы правильного наклона письма.

С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает длинный ряд задач по овладению разными приемами.

Формирование графомоторного навыка – процесс сложный и длительный.

В его формировании Т. П. Сальникова выделяет три основных этапа.

I этап – аналитический: вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания.

На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только, «что он должен сделать», но и «как это сделать правильно», в соответствии с требованиями.

Особенность организации письма данного этапа в том, что выполнение двигательного действия как бы разбивается на отдельные циклы: время движения и паузу перед движением, необходимую для осознания последующего движения.

Важным условием успешного формирования графомоторного навыка на данном этапе является развитие умения согласовывать действия глаза и руки. Пальцы должны уметь «слышать» информацию, которую им дают глаза. Использование шариковой ручки в качестве графического инструмента требует сложно координированных движений ведущей руки.

Внимание обращается на важность формирования осознанного «образа действия» – зрительно-двигательного образа буквы.

Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее элементов.

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, а с другой – закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Внимание следует обратить на то, что первый этап обучения может значительно удлиняться, затягиваться, если методика обучения не соответствует закономерностям формирования навыка и возрастным особенностям ученика.

II этап – условно назван синтетическим: соединение отдельных элементов в целостное действие.

Большая роль на этом этапе отводится формированию двигательного и зрительного контроля на письме. Ведущим при этом является зрительный контроль.

III этап– автоматизация: фактическое образование собственно навыка как действия, характеризующегося высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации являются быстрота, плавность, легкость выполнения. Но быстрота не навязанная, а являющаяся естественным результатом совершенствования движений, и плавность (связность, возникающая как естественный результат формирования навыка.

Без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но упражнение целесообразно и эффективно лишь на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа – это осознанная действительность (а не механические упражнения).

Длительность и особенности второго и третьего этапов обучения во многом определяются тем, насколько успешно шло формирование навыка на первом этапе.

Считается, что формирование навыка завершается к 10–11 годам, то есть тогда, когда становится стабильным почерк, когда увеличение скорости или какие-то дополнительные внешние «помехи» – грамматические задания, необходимость сосредоточить свое внимание на содержании текста, и необходимость выразить свою мысль письменно, не будут искажать почерк, не приведут к его изменению, нарушению

Ребенок, обучаясь письму, должен овладеть тремя основными группами навыков, а именно:

техническими – правильно пользоваться письменными принадлежностями, координировать движения рук, придерживаться гигиенических правил;

графическими – правильно изображать буквы, элементы букв, слоги, слова, писать буквы с нужным наклоном, определенной высоты и ширины, равномерно располагать на рабочей стороне, правильно соединять их;

орфографическими – правильно определять звуковой и буквенный состав слов, комментировать их описание.

Таким образом, формирование графического навыка письма – длительный и сложный процесс. Сложный, как по структуре самого акта письма, так и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе.

Письмо и реализуемый при этом графомоторный навык – очень сложная по организации и реализации функция организма. Однако в этой сложности организации графомоторного навыка и заложен его общеразвивающий и коррекционный потенциал

Особенности формирования графомоторных навыков у детей с ОНР

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам речи.

При общем недоразвитии речи отмечается позднее ее начало, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.

Условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется не только с помощью жестом, сопровождаемых лепетными обрывками слов, но и посредством достаточно постоянных, хотя и очень искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств.

Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, но наблюдаются выраженные лексико-грамматические и фонетические отклонения, имеются пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Отчетливо выступают недостатки чтения и письма.

Четвертый уровень речевого развития характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка.

Формирование графических навыков у детей с ОНР осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными нарушениями.

Низкий уровень познавательной активности, замедленность процесса переработки сенсорной информации, несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности, а также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками детей с ОНР, а также приводят к ошибкам при письме.

У детей отмечается недостаточность моторных систем и плохо развитое чувство ритма, что является необходимым условием для развития графомоторных навыков как залога успешного усвоения процесса письма. У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.

Кроме того, в состоянии общей моторики отмечается снижение двигательной памяти и самоконтроля, затруднения при переключении движений у большинства детей, нарушения темпа и ритма движений.

Таким образом, дети с ОНР, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.

Все это обуславливает трудности процесса формирования графомоторных навыков у детей данной категории. Поэтому родители, включаясь в работу по обучению ребенка письму, должны быть готовы к тому, что: графомоторный навык будет формироваться медленно и с большими трудностями; не все дети с ОНР овладеют графомоторным навыком написания всех букв (не говоря уже об их соединениях). Этот процесс и его результат сугубо индивидуален.

Исследование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР.

Для определения уровня развития графических навыков у ребенка с ОНР - использовались следующие методики:

методика определения ведущей руки ребенка (М. Г. Князевой, В. Л.

Вильдавского),

методика изучения состояния пальцев ведущей руки (Н. О. Озерецкого, Н. И. Гуревич,

методика исследования состояният графических навыков (Д. Элтон, Д. Тейлор,

методика «Домик» (Н. Н. Гуткиной).

Условия проведения исследования:

1. Взрослый сидит напротив ребенка.

2. Все нужные пособия и предметы кладутся перед ребенком строго на

середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

3. Обстановка тестирования спокойная. Взрослый не сообщает ребенку

цель проведения исследования.

Установка: «Давай поиграем вместе: я буду давать тебе задания, а ты

старайся их хорошо выполнять».

Методика определения ведущей руки заключается в проведении следующих проб на выявление, какой рукой ребенок выполняет основные действия, а какой помогает, качество работы, выполненной правой и левой рукой:

«Построй что-нибудь из палочек (кубиков)» -активные действия

выполняет ведущая рука: берет, укладывает, поправляет;

«Открой несколько (2-3) банок (бутылочек) с завинчивающимися

крышками»;

«Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем — другой»

«Протри тряпочкой мебель (стол, шкаф и др.)»- если ребенок протирает

левой рукой, его просят поймать брошенную ему тряпку и перебросить ее в корзину, находящуюся в 4-5 шагах от него. Леворукие дети все эти действия выполняют левой рукой;

«Подними лежащий на полу предмет» - праворукие очень редко берут

его левой рукой;

«Нанизывай бусины на иголку с ниткой» - ведущей считается та рука,

которая выполняет активное движение не зависимо от того, в какой руке ребенок держит иголку;

«Развяжи узелки», «Заведи часы (заводную игрушку)» - ведущая рука

выполняет активные действия- развязывает, заводит.

Методика изучения состояния пальцев ведущей руки исследует:

объем и амплитуду движений пальцев рук - удерживать сжатые

кулачки под счет от 1 до 5, под счет раз-два сжимать и разжимать ладони(5-6 раз);

переключаемость с одного вида движений на другое (динамической

организации) - «Зайчик» -«Коза», «Зайчик» - «Кольцо»;

уровень сформированности умения удерживать заданную позу пальцев

доминантной руки (статической координации) - соединить кончики указательного и большого; кончики среднего, указательного и большого пальцев рук под счет от 1 до 5. Остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу;

точность выполнения движений пальцами - делать колечки двумя

пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем;

Методика исследования состояния графических навыков заключается в определении состояния пространственной ориентировки, состояния графических навыков и зрительно-моторной координации – это рисование на плоскости листа нелинованной бумаги схемы движения машины, узора по инструкции, проведение прямых линии (от точки до крестика, не отрывая руки, пройти по лабиринту, графический диктант на листке бумаги в клетку, штриховки, продолжить «узор» до конца строчки

(последовательность графических элементов, дорисовать фигуру.

Методика «Домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Эта методика выявляет умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, особенность развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

По ходу работы ребенка также фиксируется: какой рукой он рисует правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом, исправляет ли неточности после проверки.

Упражнения и задания для формирования графомоторного навыка у детей с ОНР на занятиях.

Работа по формированию графомоторных навыков у детей с ОНР проводится по следующим этапам:

I. Диагностический этап.

Цель: выявление начального уровня сформированности графомоторных навыков.

Для достижения данной цели используются следующие задания:

Проведение линий по прямым дорожкам.

Проведение линий по волнистым дорожкам.

Обведение по контуру.

Обведение по точкам.

Раскрашивание.

Штриховка.

Письмо элементов букв.

II. Коррекционная работа по формированию графомоторных навыков.

Цель: формирование графомоторных навыков.

Для достижения данной цели широко используются задания и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственного восприятия. Упражнения для развития мелких мышц кисти руки проводятся как в повседневной жизни, так и во время специально организованных занятий с ребенком, при этом необходимо использовать различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений.

Упражнения (по нарастающей сложности) выстраиваются в следующем порядке:

1. Специальные упражнения для развития мелких мышц кисти рук (пальчиковая гимнастика). Здесь проводится массаж и самомассаж кистей, ладоней, пальцев рук с использованием вспомогательных предметов (массажные шарики с шипами, прищепки, грецкие орехи и др., работа с песком, манной крупой (рисование, письмо на манной крупе, перебирание гречки, пальчиковый бассейн и т. д., игры (лото, пазлы, мозаика и др., лепка (работа с пластилином – прищипывание, размазывание, сплющивание, скатывание колбасок). В качестве пальчиковой гимнастики могут быть использованы как классические упражнения («ребро – ладонь – кулак», «коза», «пальчики здороваются», «моем руки» и др., так и упражнения в стихотворной форме, импровизации взрослого.

2. Обведение по трафарету, контуру, соединение по точкам различных геометрических фигур относительно крупных форм. Данные упражнения не только развивают мелкую моторику, но и пространственную ориентацию. Необходимое условие – использование крупных форм. Это подготовит учеников к работе с более мелкими деталями.

3. Рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий. Научить ребенка «видеть» строку в тетради – важный этап формирования графомоторных навыков. Рисование различных бордюров послужит в этом хорошим решением.

4. Рисование предметов, по форме напоминающих буквы. Различные «капельки», «петельки», «ёжики» и т. д. не только подготовят руку к письму, но и покажутся детям увлекательным самостоятельным упражнением.

5. Письмо элементов букв. Если у ребенка имеются значительные нарушения в функционировании какого-либо анализатора, то нужно оказывать ему особую помощь. Так, в случае сложного нарушения зрительно-пространственной ориентировки рекомендуется ставить на строчке ориентиры в виде особых значков, обводить в тетрадях детей линии цветным карандашом, упражнять их в вычерчивании бордюров по контурам.

Такой последовательности придерживается педагог, работая с ребенком в группе, такой же последовательности должен придерживаться родитель, организуя развивающую деятельность ребенка на дому.

В реализации конкретных упражнений также желательно согласование деятельности педагога и родителей по времени. Каждое занятие должно сопровождаться: пальчиковой гимнастикой; упражнениями, повышающими энергетический потенциал: массаж и самомассаж «точек здоровья», ушей, пальцев, ладоней (возможно и с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика – наждачная бумага, головы, шеи, плеч; упражнениями для развития графомоторных навыков; упражнениями на расслабление. Из предложенных заданий и упражнений родители составляют свои варианты. Все упражнения выстраиваются от простого к сложному.

III. Мониторинг уровня сформированности графомоторных навыков.

Цель: выявление динамики сформированности графомоторных навыков.

Для достижения данной цели в конце учебного года проводится обследование и сравнительный анализ уровня сформированности графомоторных навыков учащихся. Этот этап очень важен. Только постоянный систематический анализ проведенной работы позволит оценить ее правильность.

Проводить итоговую диагностику можно не только в конце учебного года, но и в течение учебного года. Все виды диагностики в течение одного учебного года проводятся через анализ результатов выполнения одних и тех же заданий.

Список литературы.

1. Буцыкина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. –2005. – № 3. – С. 13–16.

2. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. – М., 2006.

3. Гаврина, С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е, Гаврина, Н. Л. Кутявина. - М. : Просвещение, 2006. - 93с.

4. Гатанова, Н. В. Развиваю мелкую моторику / Н. В. Гата- нова, Е. Г. Тунина. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. –19 с.

5. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М., «Просвещение», 2006.

6. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн. заведений. /Под ред. Б. П. Пузанова. – М. : 2014.-268c.

7. Мальцева, Е. В. Организация коррекционного развивающей работы по подготовки к письму воспитанников коррекционных групп в старшем дошкольном возрасте / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 2002. – № 2. – С. 60–62. 20

8. Утехина, К. А. Развитие графических навыков письма у дошко- льников [Текст] / К. А. Утехина // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 5.

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего возраста В работе дошкольного учреждения уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно- гигиенических навыков. В каждой возрастной группе.

«Я сам!» Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста АКТУАЛЬНОСТЬ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо.

Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей первой младшей группы «Разноцветный мир»Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей первой младшей группы «Разноцветный мир» Для того чтобы ребенок гармонично рос и получал грамотное воспитание, необходимо особое внимание уделять его сенсорному развитию. Отдельное.

Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей второй младшей группы «Дикие животные»Дидактическое пособие для развития сенсорно-моторных навыков детей второй младшей группы «Дикие животные» Пособие выполнено из фетра в виде книги. В ней всего 4 страницы, но они яркие, красочные, а самое главное все предметы на липучках, пуговицах. Все.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей 3–4 лет В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование здорового.

Формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогеФормирование у детей навыков безопасного поведения на дороге Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге - важнейшая задача дошкольного образовательного учреждения. Через самые различные.

Конспект ООД по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР Конспект ООД по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР старшего дошкольного возраста «В гостях у Карандашкиной» Воспитатель логопедической.

Консультация для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» Уважаемые родители! Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков – необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-гигиенические.

Консультация для воспитателей «Развитие графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием» Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Письмо – один из базовых школьных навыков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР
Опубликовано: 7 сентября 2019 в 00:16
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Недоборенко (УИ 394606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД