Саният Гусейнова
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки
▼ Скачать + Заказать документы
Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки
Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся еще в коляске трехмесячных детей уже привлекают висящие перед глазами игрушки. Ребенок тянется к яркому предмету, наталкивается на него ручонками, пытается ощупать, захватить его.
Вместе с ростом ребенка, накапливанием жизненного опыта, развитием наблюдательности, мыслительных способностей меняется и характер детских игр.
Публикация «Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
Появляются игры с замыслом. Правда, замысел еще довольно примитивен, не устойчив и легко меняется по содержанию в процессе игры, однако требует от играющего активности мысли, воображения и достаточного запаса впечатлений.
Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра – естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Выдающиеся психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Поэтому игра занимает важное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Известный отечественный педагог и врач Е. А. Аркин называл игру психическим витамином. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, поддерживают уверенность в своих силах. Играя, дети удовлетворяют свои социальные потребности, интересы, повышают жизненный тонус.
В работе по предупреждению нарушений осанки игры занимают немаловажное место. Профилактика и устранение нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия. Следовательно, дошкольника необходимо заинтересовать, увлечь многократным выполнением упражнений, то есть сформировать мотивацию на прилежные занятия оздоровительной физкультурой. Для этого используются объяснения, показ, беседы, эксперименты игровые упражнения и, конечно, игры.
Основой профилактики и лечения нарушений осанки является общая тренировка организма ребенка. В задачи игр входят: укрепление опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечного корсета позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно-сосудистой системы. В процессе проведения подвижных игр надо добиваться тренировки навыков в удержании головы и туловища в правильном положении, правильной ходьбе (грудь вперед, лопатки чуть сведены, подбородок приподнят, использовать игры, закрепляющие этот навык («Ходим в шляпах», «Тише едешь, дальше будешь», «Волшебные ёлочки»). Выработке правильной осанки помогают игры на координацию движений, равновесие («Ель, ёлка, ёлочка», эстафеты «Переложи предмет», «Бобслей», «Клоуны»). Игровые упражнения чередуются с дыхательными; игры большой интенсивности сменяются малоподвижными, играми на расслабление. В играх для формирования правильной осанки целесообразно использовать разгрузочные позы: исходное положение лежа на спине, животе («Гусеницы», «Лежачий футбол», «Голодная акула», сидя («Не выпусти мяч из круга», «Весёлые медвежата», «Сидячий футбол», коррекционные позы («Жучки и птица», «Кролики и лиса», «Журавль и лягушки», ходьбу на низких, средних, высоких четвереньках («Мыши в кладовой», «Грейдеры», «Черепахи-спасатели»).
Ниже приводятся игры, используемые на занятиях по оздоровительной физкультуре. С небольшими изменениями, их можно использовать для игр дома и в группе.
Игры
Подвижные игры средней интенсивности
«Ель, ёлка, ёлочка»
Цель: закреплять способность удерживать правильную осанку в свободном пространстве, формировать умение критически оценивать осанку у другого, развивать скорость реакции на сигнал.
Дети произвольно двигаются по залу. Взрослый дает команды: «Ель!» – дети принимают правильную осанку, сводят лопатки, макушкой тянутся вверх, чуть разводят руки в стороны, ладони вверх; «ёлка» – дети выполняют полуприсед, колени в стороны, руки слегка отведены от туловища; «ёлочка» – дети выполняют полный присед, колени разведены, руки в стороны под углом 45°, а затем снова начинают движение. Отмечаются дети, сумевшие при выполнении задания удержать спину прямой. Желательно, чтобы дети могли контролировать свои движения, глядя в зеркало.
«Дракон»
Цель: упражнять в ползании на четвереньках, развивать умение слаженно двигаться «паровозиком», не расцепляя рук, вызывать у детей положительные эмоции.
Дети стоят в кругу. К одному из них подходит воспитатель и говорит :
Я – иду, иду, иду,
Я – дракон, дракон, дракон,
Хочешь жить со мной в ладу?
Становись моим хвостом!
Если ребёнок соглашается, воспитатель предлагает ему проползти на четвереньках между ног и встать сзади него, взяв за талию. Игра продолжается до тех пор, пока змея не «соберёт» всех детей. После этого змея «ползает» по залу, поворачивая, огибая различные предметы.
«Голодная акула».
Вариант 1.
Цель: укреплять мышечный корсет ребенка, внимание, скорость реакции.
Из числа детей выбирается водящий – «акула». Остальные дети – рыбки, резвящиеся в воде, которые, лежа на животе, выполняют разнообразные движения плавниками-руками, хвостиком – ногами. (Не более 1 минуты). По команде взрослого «Акула!» дети переворачиваются на спину, лежат неподвижно, расположив пятки, таз, плечи, голову на одной прямой – «зарывшись в ил». Водящий проверяет, все ли рыбки хорошо спрятались. Проигравшие (пошевелившиеся, лежащие не правильно) выбывают из игры.
Вариант 2.
Цель: закреплять умение удерживать грудь и ноги над полом, содействовать укреплению мышечного корсета.
Лёжа на животе, дети быстро работают ногами – «хвостами», чтобы не попасть голодной акуле в пасть. Как только у одной из рыбок хвост перестает работать, водящий осаливает её и занимает ее место. Игра длится 1-2 минуты; за это время все играющие должны побывать в роли акулы.
«Не выпусти мяч из круга».
Цель: развивать ловкость, координацию движений, укреплять суставно-мышечный аппарат ног, содействовать профилактике плоскостопия.
Дети располагаются на полу, сидя в кругу (упор руками сзади, ноги врозь). По команде начинают перекатывать мяч друг другу, без помощи рук. Выпустивший мяч из круга выходит из игры.
«Жучки и птица».
Цель: укреплять мышцы туловища и конечностей, создавать условия для разгрузки позвоночника, развивать внимание.
Водящий «птица» встает у стены и закрывает глаза. Дети – «жучки» – бегают на высоких четвереньках по залу. По сигналу «птица летит» жучки принимают «позу ребенка» (сесть на пятки, наклониться вниз, руки вдоль тела, голову на пол, прикрывают ладонями пятки). Кто не успел принять оговоренную позу – выходит из игры.
«Мышки в кладовой»
Цель: укреплять мышцы туловища и конечностей упражнять детей в подлезании, содействовать разгрузке позвоночника.
Дети изображают мышей. Они сидят на стульях по одну сторону площадки (мыши в норках). На противоположной стороне площадки на высоте 40—50 см натянута веревка, за которой находится «кладовая». Сбоку от детей сидит ведущий, играющий роль кошки. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую, они нагибаются и пролезают под веревку. Затем присаживаются на корточки и грызут сухари: «Хруп, хруп». Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и бегут в норки. Кошка ловит мышей. Поймав одного, кошка садит его отдельно и повторяет игру с остальными. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. По окончанию игры ведущий предлагает всем потянуться, поднять голову вверх: «Они теперь не мышки, а славные ребятишки, и будут хорошо расти». При этом необходимо контролировать осанку, смыкание губ.
«Журавль и лягушки»
Цель: развивать скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание.
Из числа детей по считалке выбирается водящий Журавль (если детей много, можно водящих может быть несколько). Остальные дети – лягушки. Они прыгают по залу на четвереньках. Как только прозвучит сигнал, журавли, прыгая на одной ноге, ловят лягушек, убегающих на четвереньках в «болото» - очерченный на полу круг в одном из углов зала. В «болоте» они спасаются, замирая в упоре лежа на животе. Журавлям разрешается менять ноги, если они устали.
«Совушка»
Цель: упражнять в удержании правильной осанки, развивать скорость реакции, умение оценивать осанку другого
Дети свободно располагаются в зале. После слов: «День наступает, всё оживает» они произвольно двигаются по залу. «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает» - дети останавливаются, принимают правильную осанку. Сова забирает к себе в дупло тех, кто стоит неправильно.
«Тише едешь - дальше будешь»
Цель: закрепление навыка правильной осанки, развитие внимания.
Вариант 1. Все участники игры выстраиваются у стены в одну шеренгу и принимают правильную осанку. По командам водящего: "Шаг вперед!", "Два шага назад!", "Присесть!", "Кругом!" и др. – все выполняют указанные движения, стараясь сохранить правильную осанку. Ведущий после каждой команды удаляет того, кто не смог сохранить правильную осанку. Выигрывает тот, кто достигнет финиша;
Вариант 2. Построение то же. Ведущий поворачивается спиной к играющим и произносит медленно: "Тише едешь – дальше будешь". После этого участники передвигаются вперед указанным ведущим способом, т. е. медленно. По команде "Стой!" ведущий поворачивается. Участники игры должны замереть, сохраняя правильную осанку. Те, кто не успел этого сделать или принял неправильное положение, возвращаются назад. Выигрывает тот, кто лучше всех сохраняет правильную осанку и делает меньше ошибок.
«Пятнашки»
Цель: закреплять умение удерживать правильную осанку, развивать быстроту, увертливость.
Оговаривается положение, приняв которое, игрок может спастись от водящего. Например, на носках, ноги полусогнуты, пятки и колени соединены, спина прямая, руки – к плечам, голова прямо, или, стоя с прямой спиной, ладони соединить над головой, локти развести в стороны. Водящий старается догнать и запятнать того, кто не успел убежать от него и не принял нужного положения.
«Самолеты»
Цель: закреплять умение удерживать правильную осанку, развивать способность оценивать осанку у другого.
Детям предлагается отвести руки и плечи назад так, чтобы были сведены лопатки, правильно держать голову (голова немного приподнята). Такое положение тела ребенок удерживает в движении по залу, т. е. в полете. Водящий «диспетчер» следит за выполнением правил (оговоренного положения тела, иначе самолет считается неисправным и пилоту будет дана команда «на посадку».
«Кролики и лиса»
Цель: упражнять в подлезании, прыжках, развивать скорость реакции.
Кролики сидят на корточках в «норке» за канатом. По сигналу сторожа (воспитатель) : «Выходите погулять, травушку пощипать», кролики прыгают на четвереньках по площадке-лужайке. По сигналу: «Лиса идет», кролики быстро возвращаются в «норку» и принимают разгрузочную «позу кролика» (сесть на пятки, опустить грудь на колени, руки вытянуть вперед, расслабиться). Пойманные или выполнившие движение не правильно дети выходят из игры.
«Волшебные ёлочки»
Цель: закреплять умение принимать и удерживать правильную осанку.
Дети стоят у стены, прижавшись затылком, лопатками, ягодицами и пятками. (Волшебные ёлочки) По сигналу «ночь» они бегают, кружатся. По сигналу «лесник» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Тот, кто принял неправильную позу или не добежал до стены может быть осален лесником. Осаленный становится водящим.
«Солнечный зайчик»
Цель: укреплять мышцы брюшного пресса, развивать быстроту реакции.
Дети лежат на спине, телами образуя круг – «зеркало». У одного из них в руках мяч – «солнечный зайчик». Когда зазвучит музыка, ребенок садится (без помощи рук, и кладет мяч между щиколоток партнеру справа, а сам медленно ложится на спину. Игра продолжается пока звучит музыка. Воспитатель отмечает детей, быстро и правильно выполнивших движение.
«Грейдеры».
Цель: укреплять мышцы рук, ног, шеи, развивать способность держать голову прямо.
Дети встают на низкие четвереньки, и толкают головой набивной мяч до метки. Выигрывает тот, что достигнет ориентира первым.
Игры-эстафеты
«Черепахи-спасатели».
Цель: развивать координацию движений, умение удерживать легкий груз на спине.
Дети «черепахи» делятся на 2 команды. Их задача перевезти на берег спасенных из воды плюшевых игрушек. Дети встают на четвереньки, и по очереди ползут до ориентира и обратно. Выигрывает команда, первой окончившая эстафету и не уронившая игрушку.
Вариант: игра «Самолеты». Наклониться вперед, положить на спину мягкую игрушку или маленькую подушечку, развести руки в стороны, и, подняв голову, начать двигаться в направлении ориентира. Побеждает тот, кто не даст предмету упасть со спины.
«Быстрые лангусты»
Цель: упражнять в ползании на четвереньках вперед спиной, развивать координацию движений.
Дети делятся на 2 команды и встают на стартовых линиях на четвереньки напротив друг друга (на расстоянии 7-8 м, разворачиваются в противоположные стороны. По сигналу взрослого, дети начинают ползти задом наперед, навстречу друг другу до касания с игроком другой команды, а затем возвращаются обратно. Выигрывает команда, игрок которой первым пересечет линию. Взрослый должен следить за безопасностью передачи эстафеты
«Переложи предмет».
Цель: развивать координацию движений.
Команды строятся в колонны за условной линией. Напротив каждой команды вдоль зала расположены набивной мяч, три шнура на разной высоте, мешочки с песком, канат длиной 3 м, два обруча, в одном кегли по числу игроков.
По сигналу первые дети из каждой команды встают на четвереньки и, подталкивая рукой мяч, проползают под шнурами. Оставляют мяч у последнего шнура, встают, берут мешочек с песком и, удерживая его на голове, проходят по канату приставным шагом. Переставляют кегли в свободный обруч.
Возвращаясь обратно, выполняют прыжки на двух ногах вдоль каната, удерживая мешочек с песком между ног. С мячом в руках перешагивают шнуры, передают мяч игроку своей команды.
«Гребля».
Цель: укрепление мышц верхнего плечевого пояса, развивать умение удерживать правильную осанку.
Сесть на коврик, сложить ноги по-турецки. Руки это весла. Опереться ими об пол с двух сторон и, отталкиваясь, продвигаться вперед. «Грести» можно вперед и назад, устроив состязание. При выполнении движения необходимо контролировать осанку ребенка.
«Гусеницы»
Цель: укреплять мышечный корсет, содействовать разгрузке позвоночника, развивать умение действовать сообща,
Дети делятся на команды по 3 человека, ложатся на пол друг за другом в линию, берут друг друга ладонями на голеностопные суставы (гусеница загорает). По команде перекатываются вправо или влево названное количество раз. Выигрывает команда, не разнявшая рук, та, которая быстрее и точнее других выполнила задание. Также необходимо отметить всех детей, не опустивших руки и правильно выполнивших перекат (без скручивания туловища)
«Лежачий футбол».
Цель: укрепление мышц спины, живота, рук.
Дети делятся на 2 команды и ложатся на живот на противоположные края ковра. Задача игроков – прогнувшись, оттолкнуть большой мяч (фитбол) двумя руками вперед, в направлении ворот противоположной команды. Выигрывает команда, не пропустившая мяч в свои ворота.
«Сидячий футбол»
Вариант 1.
Цель: развивать мышцы ног и ступней, меткость, координацию движений.
Дети сидят на полу, одна команда напротив другой на расстоянии 3 метров. (И. П. Сидя, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу). Задача команд – сбить мячами наибольшее количество кеглей, стоящих по центру зала между командами. Условие: руками мячей не касаться.
Вариант 2.
Цель: закреплять умение двигаться на ягодицах, не теряя правильной осанки, развивать мышцы ног, ступней, координацию движений.
Дети сидят на полу, одна команда напротив другой на расстоянии 6-7 метров. (И. п. сидя, ноги вместе, руки за головой) Воспитатель кладет легкий мяч в центр зала и дает сигнал. Дети начинают двигаться сидя на ягодицах не сгибая колен (ходьба «муравьи»). Завладев мячом, нужно забросить его в ворота соперников. После этого команды возвращаются на исходные позиции. Брать мяч руками, вставать на ноги запрещается (игрок выходит из игры). Игра до 3 забитых голов
«Циркачи»
Цель: развивать умение действовать сообща, развивать равновесие, координацию движений.
Каждая команда состоит из трех человек. По сигналу один из участников, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на футбольный или баскетбольный мяч и, переступая, катит его к финишу. Для усложнения в процессе преодоления дистанции участники могут по очереди сменять стоящего на мяче. Побеждает команда, первой добравшаяся до финиша.
«Веселые медвежата»
Цель: закреплять умение двигаться на ягодицах, не теряя правильной осанки.
Дети делятся на 2 команды и выстраиваются на стартовой линии, сидя на ягодицах, гимнастическая палка на лопатках. По сигналу взрослого первые игроки начинают двигаться на ягодицах вперед до касания с ограничителем (8-10 шагов, и возвращаются обратно, передав эстафету партнеру по команде. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Отмечаются все дети, сумевшие удержать спину ровной на всей дистанции
«Подними соперника»
Цель: воспитывать умение работать в паре, развивать силовые способности.
Дети садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны. Повторить 4-5 раз.
«Клоуны»
Цель: укреплять мышцы рук, спины, учить слажено действовать в паре.
Дети делятся на команды по 2 человека. Они – клоуны. Один из них – Самый сильный, другой – Самый Ловкий. Самый Сильный берет за щиколотки Самого Ловкого, который, переступая ладонями двигается до флажка. Пара, преодолевшая дистанцию первой, выигрывает.
«Бобслей»
Цель: укреплять мышцы верхнего плечевого пояса, рук, спины, груди.
Дети делятся на команды. По сигналу взрослого они ложатся на живот на санки, и, отталкиваясь руками от снеговой дорожки, преодолевают дистанцию. Взрослый следит за тем, чтобы голова и плечевой пояс были приподняты повыше. Обратно дети возвращаются легко бегом и передают санки следующему игроку. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее.
Игры малой подвижности
«Замри».
Цель: закреплять навык правильной осанки, умение оценивать осанку у другого.
Дети спокойно идут по кругу, водящий идет противоходом и указывает детей, сгорбивших спину. (Свое решение он должен обосновать). Игроки, нарушившие правило, замирают на месте, а водящий исправляет их осанку.
«Угадай, что нарисовано»
Цель: учить детей прислушиваться к своим ощущениям, дифференцировать их.
Дети делятся на пары. Один из них рисует пальцем что-либо на спине другого, лежащего на животе. Если отгадка верна, дети меняются местами.
«Восточный официант»
Цель: формировать стереотип правильной осанки, укреплять мышечный корсет, развивать способность удерживать легкий груз на голове.
Взрослый предлагает поиграть в «восточного официанта» и показывает, как на Востоке переносят грузы на голове. Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Теперь нужно положить книгу или поднос с кубиком на голову и пройти вперед. Выигрывает тот, кто дальше пройдет. Ведущий должен следить, чтобы мышцы не были слишком напряжены. После игры следует провести расслабляющие движения: руки вверх (на цыпочках) и вниз, согнуться в поясе, расслабиться — и так несколько раз. Руки должны быть полностью расслабленными.
«Ходим в шляпах»
Цель: формировать стереотип правильной осанки, укреплять мышечный корсет, развивать способность удерживать легкий груз на голове.
Ребенок должен выпрямиться, принять правильную осанку. Ему на голову кладется легкий груз: мешочек с песком, деревянная плашечка, кубик или книга и предлагается подвигаться по залу. Выигрывает тот, кто дольше удержит груз на голове.
Игру можно усложнить: предложить детям совершать различные задания – ходить боком, приставным шагом, на носках, пятках, скрестным шагом, спиной вперед и т. д.
Для совершенствования навыка правильной осанки можно проводить игру в соревновании (индивидуальном или командном). Дети должны пройти (пробежать) по гимнастической скамейке, не уронив «шляпу»
«Гуляющие черепахи»
Цель: формировать стереотип правильной осанки, укреплять мышечный корсет, развивать способность удерживать легкий груз на голове.
Ведущий натягивает веревку над ковром и показывает, как ползает черепаха: передвигая вперед одновременно правую руку, левую ногу, затем левую руку, правую ногу. Затем просит ребенка повторить. Лучше, чтобы игра проходила с группой детей. Дети-«черепахи» ползают по ковру под натянутыми веревками, стараясь не задеть их. Задевший веревку считается пойманным и выходит из игры. Ведущему следует внимательно следить за правильным выполнением движений.
«Запасливые хомячки»
Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, координацию движений.
Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо, шагая по «кочкам», преодолеть «болото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и переходит через болото, ступая в обручи – «кочки». На другой стороне оставляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и так же возвращается обратно.
Затем начинает снова, пока не перенесет все фанты. Ведущий следит за точностью выполнения игры и награждает того, кто справился быстрее всех и не оступился с «кочек».
Расставить посты
Цель: развивать скорость реакции, закреплять навык правильной осанки, умение оценивать осанку у другого.
Дети, построенные колонной, во главе с «командиром» идут друг за другом. Когда «командир» хлопнет в ладоши, замыкающий колонну должен остановиться. Игра заканчивается, когда «командир» расставит всех участников игры («часовых»). После того, как посты расставлены, «командир» проверяет правильность осанки играющих.
«Пантомима»
Цель: развивать пластику, выразительность движений, двигательное воображение.
Водящий загадывает какого-либо сказочного персонажа и выразительно показывает его другим. Дети должны назвать показанного персонажа, кратко охарактеризовать его осанку и движения.