Татьяна Анатольевна Мордвинова
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. Поэтому особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело оказывает большое влияние на состояние его здоровья, придает ребенку приятный внешний вид.
Большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном возрасте осанка : для работы органов пищеварения, дыхания, кровообращения, нормальной деятельности нервной системы.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Могут обуславливать наследственные факторы похожие варианты осанки у родителей и детей. Условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Осанка может нарушаться при резком изменении условий внешней среды. Особенно легко это может произойти в дошкольном возрасте. Поэтому любое нарушение условий её формирования приводит к патологическим изменениям. Легче предупредить возникновение неправильной осанки, чем проводить работу по её исправлению, следовательно, важно соблюдение гигиенического режима (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор мебели по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).
В процессе всей жизни важно постоянное наблюдение за положением тела каждого ребенка. П ри активном участии и контроле медицинского персонала, общими усилиями воспитательного учреждения, можно добиться формирования правильной осанки у детей. На протяжении последних лет в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе и детей. Большой процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Причиной такого положения является недостаточная двигательная активность, слабая организация закаливающих мероприятий и физкультурно - оздоровительной работы. Развитию нарушений осанки способствуют острые респираторные, инфекционные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Мебель подбирают в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей. Конструкция стола и стула должна обеспечивать, во-первых, опору для туловища, рук, ног, во-вторых, симметричное положение головы и плечевого пояса. Размер мебели должен соответствовать росту ребенка: длина сиденья стула - длине бедер, высота ножек – длине голени. Хорошо, если спинка стула имеет небольшой наклон назад, что позволяет откинуться, расслабиться, дать отдых позвоночнику. Стопы должны стоять на полу.
Постель не должна быть слишком мягкой, подушка - большой. Длина кровати больше роста ребенка на 20-25 см, чтобы он смог свободно вытянуться.
Поза ребенка в любых видах деятельности должна быть постоянно в центре внимания взрослых.
Если ребенок стоит, надо следить, чтобы нагрузка равномерно распределялась от тяжести тела на обе ноги. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.
При движениях сохранение осанки более сложно. Мышцы должны действовать, напрягаясь и расслабляясь, и этим поддерживать равновесие тела.
При ходьбе ребенка с хорошей осанкой плечи на одном уровне, грудная клетка расправлена, лопатки чуть-чуть отведены назад, живот подтянут, смотреть надо прямо. Двигаться нужно, не сутулясь, ногами не шаркать, спокойная ходьба сопровождается легкими взмахами рук, быстрая – энергичными движениями рук (Е. А. Лебедева, Е. В. Русакова).
Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, стопы на полу. При такой позе голеностопный, коленный и тазобедренный суставы образуют прямой угол. Нельзя допускать, чтобы дети сидели, скрестив ноги, зацепляя их за ножки стула.
Следует после наиболее трудных упражнений давать кратковременный отдых с выполнением дыхательных упражнений в положении сидя, лежа на спине.
Очень эффективны упражнения, проводимые в игровой и соревновательной формах. Например, «кошка» - выгибание спины, «лыжник» - приседания с отведением рук назад и др.
Упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости (касание спиной, затылком, ягодицами, пятками степны или гимнастической стенки, очень полезны. И упражнения с держанием на голове предмета (мешочек с песком, деревянный кубик, резиновый мяч). Упражнения хорошо выполнять у зеркала, чтобы ребенок фиксировал правильное положение тела.
Система физического воспитания, разработанная Н. Н. Ефименко, имеют большой интерес. Любую форму двигательной активности он предлагает начинать из горизонтальных положений (лежа). И постепенно усложнять двигательный режим к более вертикальным, нагрузочным.
Занятия Ефименко проводят в форме спектаклей с определенным сюжетом, что очень нравится детям. Все движения мягкие, плавные, пластичные, выполняются под музыку с использованием элементов хореографии. Режим горизонтальных поз обеспечивает позвоночнику оптимальное положение для разгрузки и расслабления. Деятельность сердечно-сосудистой системы также находится в щадящем режиме. Музыкальность программ позволяет создать положительный эмоциональный фон.
Таким образом, раннее выявление и коррекция нарушений приносит более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте. Различные варианты нарушений осанки, установленные у воспитанников детских учреждений, не требует выделения этих детей в какую-либо специальную группу. Прежде всего, необходимо выяснить причины, повлекшие за собой нарушения осанки. Устранения причины задерживает дальнейшее развитие нарушений. Работа по формированию правильной осанки следует вести со всеми детьми. Необходимые упражнения нужно включать в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры.