Людмила Кокарева
Консультация-презентация для воспитателей «Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация – презентация для воспитателей
Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников
для успешного овладения грамотой
(по программе «От рождения до школы»)
Подготовила учитель-логопед Кокарева Людмила Анатольевна.
Публикация «Консультация-презентация для воспитателей „Формирование звукового анализа и синтеза у дошкольников“,» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Дошкольное отделение нашего комплекса работает по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», разработанной на основе ФГОС ДО. Система работы по развитию речи детей представлена в пособиях, написанных Валентиной Викторовной Гербовой, кандидатом педагогических наук, автором многих пособий по методике развития речи детей и приобщения их к художественной культуре.
Одно из направлений работы образовательной области «Речевое развитие» - овладение звуковой культурой речи, являющееся обязательным условием успешного речевого (и не только) развития дошкольников. Занятия по звуковой культуре речи включают воспитание её произносительной стороны (произношение, речевое дыхание, дикция и т. д., воспитание интонационной выразительности, воспитание речевого слуха и фонематического восприятия и, наконец, подготовку к обучению грамоте, предполагающей обучение навыкам языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова.
Занятия по звуковой культуре речи проводятся 1 раз в месяц (8-9 занятий в год). Отдельные упражнения, как пишет В. В. Гербова можно и нужно включать в другие занятия – не реже 1 раза в неделю. «Например, 5-7 минут можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях, как заучивание стихотворения или занятие по картинке». Кроме того, автор предлагает дополнительно индивидуально поработать с детьми, которые часто ошибаются или не выдерживают заданный темп работы.
Разделение процесса овладения звуковой культурой речи на разные виды работы достаточно условно. Так, например, обучение звуковому анализу невозможно без достаточной сформированности фонематического восприятия. Более того, звуковой анализ и есть его высшая ступень. Другими словами, не развив у детей способность воспринимать и различать звуки речи, мы не сможем научить их расчленять слова на составляющие их звуки.
Развитию фонематического восприятия в Программе уделено достаточно много времени. Начиная со средней группы, детей учат дифференцировать наиболее часто смешиваемые звуки: шипящие и свистящие, звонкие и глухие, сонорные.
В Программе реализуется добукварный период звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Исходный принцип метода состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами (букварному периоду) должен предшествовать чисто звуковой период обучения. Прежде, чем дети начинают знакомиться с буквами, их надо научить узнавать и различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Таким образом, в основе метода лежит звук. На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. Дети учатся:
• делить предложение на слова;
• составлять предложение по опорным словам;
• делить слова на слоги;
• объединять слоги в слова;
• дополнять слог до слова;
• выделять звуки из слогов и слов;
• объединять звуки и слоги в слова;
• последовательно выделять все звуки в слове.
Проводя работу в соответствии с Программой, мы «формируем звуковую аналитико- синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте» (ФГОС ДО).
Анализ и синтез – операции мышления. Чтобы успешно выполнять их, ребенок должен:
1) дозреть до этих операций по возрасту;
2) систематически упражняться в совершении этих операций.
К концу дошкольного образования, согласно целевым ориентирам Программы, детям
надо дать представление о предложении (без грамматического определения, научить их составлять предложения, членить простые предложения (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Научить детей делить двухсложные и трехсложные слова на слоги и составлять слова из слогов.
Научить выделять последовательность звуков в простых словах.
Так как в звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте за основу берется звук, педагогу необходимо знать фонетическую систему русского языка.
В русском языке 42 звука. В алфавите 33 буквы.
Звуки подразделяются на гласные и согласные. Гласные – звуки, которые можно петь. Воздух не встречает преград. Согласные – звуки, при произнесении которых воздух всегда встречает какую-нибудь преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки делятся на глухие и звонкие. Глухие согласные состоят из шума, звонкие - из шума и голоса. В Программе звучание согласных названо «песенками». Например, [С] – «песенка водички», [З]- «песенка комарика», [Ш] – «песенка змеи».
Согласных букв – 23, а звуков – 36. Большинство согласных звуков имеют пару по твердости - мягкости.
Гласных букв- 10, а звуков- 6. Йотированные гласные (Я, Е, Ё, Ю) играют двойную роль. Они либо кодируют два звука: в начале слова (яма, после разделительных мягкого или твердого знаков (вьюга, после гласного (маяк); либо обозначают мягкость (лес). Полный звуковой анализ слов с йотированными гласными представляет объективную трудность даже для школьников, поэтому такие слова для фонетического разбора дошкольникам давать не надо. А также нужно помнить, что в русском языке не всегда звучание слов соответствует их написанию. Это касается слов с безударными гласными (вода, оса, а также слов с оглушенными согласными звуками (дуб, лодка, ложка, сад). Такие слова целесообразно оставить на букварный период, когда ребенок сможет зрительно запомнить их написание, а позже подключить знание орфографии. Таким образом, педагог должен уметь правильно выбирать слова для разбора, предварительно дав фонетическую оценку звукового состава слова.
Весь процесс формирования навыков звукового анализа можно разделить на 3 этапа. Первый этап – выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия или отсутствия звука в слове. Психологи говорят о том, что этот навык формируется спонтанно. В настоящее время у большинства детей имеется фонетико-фонематическое недоразвитие речи, и этот навык формируется либо неполноценно, либо с задержкой. В Программе работа на первом этапе начинается в средней группе в начале учебного года. Эта работа не обозначается как формирование навыков звукового анализа. В целевых ориентирах это называется «уметь различать слова с заданным звуком», т. е. даются упражнения на развитие фонематического восприятия. Но, как мы знаем, звуковой анализ является высшей ступенью развития этого процесса. Здесь важно то, что педагог начинает переключать внимание детей от семантики слова к его звуковому составу, т. е. учит ориентироваться не на смысл слова, а на его звучание.
Второй этап – определение позиции звука в слове. Работа на этом этапе начинается в старшей группе.
Третий этап, самый сложный, – определение последовательности звуков в слове. Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения. Работа на этом этапе начинается в подготовительной группе с анализа открытого слога.
Важно заметить, что этапы работы не сменяют, а дополняют друг друга. I этап: выделение слова с заданным звуком.
Несмотря на то, что выделение звука на фоне слова считается элементарной формой фонематического анализа, необходимо учитывать, что умение вычленять звук зависит от характера звука, положения в слове, от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные узнаются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче всего выделяются из начала слова. С большим трудом дети определяют гласный звук в середине слова и выделяют его в конце слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается детьми не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного звука.
Из согласных звуков легче других выделяются щелевые и сонорные звуки, как более длительные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные – наоборот, из конца слова.
В Программе первыми выделяются звуки [з] и [з’] - звонкие щелевые согласные. Прежде уточняется артикуляция звуков, затем детей упражняют в произношении изолированных звуков, в произношении их в словах и слогах. Только после многократного прослушивания и повторения звуков, педагог предлагает выделить слова с данными звуками из прочитанного стихотворения, не забывая про прием интонационного выделения:
На зелёной на лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка погудочка.
II этап: определение позиции звука в слове.
Работа на этом этапе начинается в старшей группе. Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше – позже). Причина в неразличении самих понятий «раньше – позже», «первый – последний». Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие – дети рисуют «решетки», делят лист бумаги на три части.
В Программе работа данного этапа начинается с определения позиции звуков, стоящих в конце и в середине слов – пес, кусок, нос.
Вычленить первый согласный звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове муха, он вместо [м] называет «му». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует звуковому анализу. Первый согласный звук выделяется легче, если есть стечение согласных, как в слове шмель.
III этап: полный звуковой анализ слова.
Работа на этом этапе начинается в подготовительной группе с анализа открытых слогов.
Фонетический разбор слова предполагает определение количества звуков, их последовательности и характеристики (согласный/гласный, твёрдый/мягкий).
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие (по теории П. Я. Гальперина) проходит определённые этапы формирования и развития.
1) формирование умственного действия фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства.
Детям предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. По мере выделения звуков в слове дети с помощью фишек заполняют схему, которая представляет модель звукового строения слова.
2) Освоение действия в плане громкой речи. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.
3) Освоение действия в умственном (внутреннем) плане. На этом этапе дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слов, основываясь на слухо - произносительные представления.
Работа с фишками, обозначающими звуки – распространенная педагогическая практика, так как звук – материя невидимая и неосязаемая, а у детей дошкольного возраста наглядно-действенное мышление. Педагоги придумывают разнообразные символы – наглядные обозначения для узнавания и различения звуков. В качестве примеров можно привести методику Т. В. Александровой «Живые звуки» или символы звуков Т. А. Ткаченко. В Программе «От рождения до школы» предлагается использовать жестовые символы песенок-звуков.
Слоговой анализ и синтез.
Работа начинается в подготовительной группе.
Целевые ориентиры: учить детей делить двухсложные и трёхсложные слова с открытыми слогами на части. Учить составлять слова из слогов.
Этапы работы:
1. Формирование понятия слога как части слова.
2. Формирование у детей осознания принципа слогового строения слов.
Прием: «Дополните слог до слова».
3. Выделение гласного звука, как слогообразующего.
«Сколько в слове гласных, столько и слогов".
4. Подсчет количества слогов, определение последовательности, выкладывание
фишек, обозначающих слоги.
5. Составление слов из слогов.
Помня о теории формирования и развития умственных действий, мы начинаем делить слоги на части с помощью внешних действий – подставляем тыльную сторону руки под подбородок. Сколько раз подбородок нажмет на руку, столько гласных, а значит и слогов в слове.
Работа с предложением.
Работа с предложением как с единицей речи начинается в подготовительной группе.
Этапы работы:
[/i ]1. Знакомство с понятием «предложение» в практическом плане.
2. Определение предложения: «Несколько слов, связанных друг с другом».
3. Определение количества слов в предложении.
4. Определение последовательности слов в предложении.