Татьяна Гродина
Формирование коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада
Гродина Т. Ф.,
воспитатель МК ДОУ №262 г. Новосибирска[/b]
Проблема коммуникативной культуры является актуальной в связи с повышением требований общества и современной системы образования к процессу взаимодействия людей.
ФГОС Дошкольного образования, в частности ставит такие цели для дошкольников в области социально-коммуникативного развития :
Публикация «Формирование коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Формирование коммуникативной культуры вдвойне актуально для детей с нарушениями речи, в частности с общим недоразвитием речи любого уровня.
Старшие дошкольники с нарушениями речи (по данным моего педагогического наблюдения и данным научных исследований) характеризуются:
- обедненностью словарного запаса, упрощенностью речи;
- сложностью в построении и понимании фраз;
- бедностью невербального общения, сложностью в распознавании эмоциональной составляющей речи.
Эти особенности сказывается на коммуникации дошкольников, снижая потребность в общении, затрудняя формирование отдельных форм коммуникации (монологической и диалогической речи). У данной категории детей отсутствуют или слабо развиты умения ориентироваться в ситуации общения, развит негативизм, характерна эмоциональная незрелость и неустойчивость.
Характерно, что в старшем дошкольном возрасте появляются более сложные формы игры, требующие более активного общения со сверстниками и взрослыми. Появляется новая форма общения со сверстниками, видоизменяются формы общения со взрослыми. Эти изменения доступны не всем детям данного возраста и проявляются у каждого ребенка по-разному.
Построение общения со сверстниками вне семейного круга требует от ребенка определенных социальных навыков, поиска психологических «ключей» к миру партнера по общению. Внеситуативный характер обшения является началом умения дружить, устанавливать и сохранять длительные отношения с интересным партнером. Эти навыки, появляющиеся в данном возрасте, закладывают кирпичики в общий фундамент социальных навыков человека. Эти положения свидетельствуют об актуальности данной темы статьи.
В своей работе в детском саду я опираюсь на понимание коммуникативной культуры как интегративного образования личности, включающего 3 компонента:
1) познавательный компонент, включающий знания о межличностном общении, знание норм межличностного общения;
2) эмоциональный компонент, включающий эмпатийность и эмоциональный интеллект;
3) поведенческий компонент, реализующийся в действиях установления сотрудничества, дружеских отношений и т. д.
Все компоненты неразрывно связаны и реализуются в коммуникативной компетентности старшего дошкольника.
Таким образом, для развития коммуникативной культуры необходимо формировать компетентности в области эмоционального реагирования и общения.
В психологии особое место занимает понятие социального интеллекта и его составляющей – эмоционального интеллекта. В контексте формирования коммуникативной культуры данные виды интеллекта играют важнейшую роль и на их развитие следует также направить деятельность воспитателя в процессе взаимодействия с детьми.
Проведя анализ имеющихся методов и форм работы, мной выделены такие направления по формированию коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушениями речи :
1. Развитие эмоциональности, эмпатии, эмоционального интеллекта:
- игры, упражнения, направленные на снятие психического дискомфорта;
- игры и упражнения, направленные на коррекцию страхов окружающих и зависимости от окружающих, сказкотерапия;
- игры и упражнения, направленные на снятие агрессивности, сказкотерапия;
- психогимнастика.
2. Развитие навыков коммуникации :
- игры и упражнения для формирования паралингвистических средств общения;
- игры и упражнения, направленные на развитие интонационной стороны речи;
- игры-драматизации.
3. Развитие навыков совместной игровой деятельности :
- любые сюжетно-ролевые игры;
- игры-драматизации;
- составление совместных рассказов, придумывание совместных сказок.
4. Развитие собственно коммуникативной культуры, культуры взаимодействия :
- игры и упражнения, направленные на развитие внимания (умения слушать);
- игры и упражнения, направленные на развитие произвольности поведения;
- игры и упражнения, направленные на закрепление норм этикета.
Предлагаю примеры игр и упражнений, направленных на формирование коммуникативной культуры детей.
«Профессии».
Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию логопеда, веселого и грустного художника, танцора, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой веселого, и каждый раз при смене ролей дети меняются по эмоциональному предъявлению.
«Художник».
У каждого ребенка на столе стоит зеркало. Воспитатель предлагает детям представить, что они художники, а потом посмотреть в зеркало и нарисовать того, кого они в нем видят. Для того чтобы «художнику» было понятнее, как этот человек выглядит, следует изменить выражение лица. Воспитатель просит детей изобразить на лице радость (грусть, испуг, злость, удивление).
«На меня посмотри. Скажи, что изменилось на лице».
Воспитатель выбирает ведущего и просит его сделать веселое лицо. Затем комментирует, обращаясь к детям: «Посмотрите на лицо, какое оно - веселое или грустное? Глаза прищурены? Краешки губ подняты вверх или опущены вниз?» и т. д. Потом предлагает детям закрыть глаза, а ведущего просит сделать печальное (злое, испуганное, удивленное) лицо. Дошкольники по команде Воспитателя открывают глаза и определяют, что изменилось в выражении лица ведущего.
«Какое настроение у ежика».
Воспитатель произносит предложения, рассказывает небольшие истории от лица ежика с различными интонациями (грусти, веселья, испуга, злости, удивления). Ребята внимательно слушают и определяют, какое настроение у ежика, а затем показывают соответствующую пиктограмму.
«Ушки на макушки!».
Воспитатель предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
«Какая маска говорит».
На доске вывешено пять масок (пиктограмм, которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Воспитатель произносит различные реплики, высказывания якобы от лица масок, а ребята должны определить, какая маска говорит.
«Повтори фразу».
Воспитатель называет фразу, например «у меня есть компьютер», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением. Со страхом, с грустью.
Игра «Передай другому».
Цель игры: снятие эмоционального напряжения, развитие невербальных средств общения.
Условия игры: с помощью рукопожатия, улыбкой, радостным выражением лица передать рядом сидящему ребенку свое хорошее отношение к нему.
Игра «Пролезь через руки».
Цель игры: объединение группы, установление контакта.
Условия игры: сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать «в замке», не отпуская.
Игра «Путаница».
Цель игры: объединение группы, координация движения.
Условия игры: выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться (с помощью психолога). Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, также, не разнимая рук у детей.
Игра «Паровозик».
Цель игры: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, формирование умения подчиняться требованием одного.
Условия игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. Паровозик везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия.
Игра «Поводырь».
Цель игры: формирование ответственности за другого человека, привитие ребенку новых форм поведения.
Условия игры: упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий водит ведомого с повязкой на глазах. Затем дети меняются местами.
Игра «Фотография».
Цель игры: выработка чувствительности к переживаниям другого.
Условия игры: детям предлагается рассмотреть фотографию и сказать, что в данный момент чувствует этот человек; если переживает, то каковы возможные причины этих переживаний и т. п. На фотографии должно четко прослеживаться эмоциональное состояние человека.
Игра «За что меня можно любить?».
Цель игры: помочь осознать свою значимость, почувствовать уверенным в себе человеком.
Условия игры: дети поочередно отвечают на вопрос «За что меня можно любить?». Если ребенок затрудняется, то дети помогают ему в этом.
Игра «Молчок».
Цель игры: привитие ребенку новых форм поведения, снятие застенчивости.
Условия игры: детям предлагается исполнить роль Молчка (после чтения стихотворения А. Бродского «Новичок»). Ребенок, исполняющий роль Молчка, сначала робко сидит на стуле, а затем согласно тексту преображается в смелого. Данную роль предлагают исполнить робким, застенчивым детям.
В работе по формированию коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушениями речи следует придерживаться таких принципов, как принципов системного воздействия, последовательности, учета индивидуальных особенностей ребенка.
Немаловажным является организация работы с родителями – повышение их психологической культуры, что будет способствовать развитию их коммуникативной культуры и как следствие, повышению культуры детей.
В целом, следует отметить, что процесс формирования коммуникативной культуры старших дошкольников с нарушениями речи является длительным, но эффективным, при соблюдении вышеуказанных принципов и применении всех групп игр.