Светлана Георгиевна Семехина
Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем
▼ Скачать + Заказать документы
Семехина Светлана Георгиевна, учитель-логопед
МДОУ «ЦД «ЖЕМЧУЖИНКА», г. Клин
Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем.
Сформировать связную речь у дошкольников с речевыми нарушениями - важнейшая задача, которая стоит перед логопедом. Вопросы развития связной речи изучали Ушинский К. Д., Флёрина Е. И., Бородич А. М. и другие. Связная речь – это развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Связная речь подразумевает последовательно связанные друг с другом мысли в правильно построенных предложениях, выраженные точными словами. (Слайд №2) По мнению профессора Текучева А. В. под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой единое целое и самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.
Публикация «Формирование связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями при помощи стимульных картинок и картинно-графических схем» размещена в разделах
У детей с нормальным речевым развитием происходит постепенное развитие связной речи. Они осваивают описание, повествование и отчасти рассуждение с опорой на наглядный материал и без него. (Слайд №3) В предшкольный период эти дети имеют достаточно хорошо развитую связную речь.
Дети с ОНР имеют недостаточно сформированную или несформированную связную речь. Это связано с ограниченным словарным запасом: дети перечисляют только действия. Рассказ-описание малодоступен детям с ОНР, обычно происходит перечисление отдельных предметов и их частей. При пересказе могут неправильно передать логическую последовательность, пропускают отдельные звенья. Творческое рассказывание часто не сформировано, так как у детей возникают трудности в определении замысла рассказа, соблюдении последовательности событий, в языковой реализации. Для логопеда важно формировать у детей умение планировать высказывание, определять содержание своего высказывания. Пересказ повествовательного, а особенно описательного текста без наглядной опоры большинству детей с общим недоразвитием речи недоступен. (Слайд №4) Поэтому предлагается использовать вспомогательные средства, облегчающие процесс слухового запоминания у ребенка развернутого смыслового высказывания. Одним из таких средств является наглядность. (Слайд №5).
Многие авторы предлагают развивать связную речь, используя наглядные методы.
Несомненно эффективна методика наглядного моделирования. К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.
Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.
Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно – схематическими моделями. Ткаченко Т. А. предлагает оригинальную и эффективную систему в работе над связной речью у детей с ОНР, с использованием наглядности и моделирования плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания.
(Слайд №6).
Остановимся на системе работы Бардышевой Т. Ю., Моносовой Е. Н. Авторы отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики и технологии развития связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа. (Слайд №7). Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.
В пособии «Логопедические занятия в детском саду» в старшей группе к любой из 12 сюжетных картинок прилагаются тексты, вопросы и картинно-графические схемы каждого предложения рассказа, которые играют роль мнемотаблиц.
В картинно-графических схемах используются следующие обозначения (Слайд №8):
3
Слова-предметы обозначены предметными картинками.
Авторы предлагают следующие виды работы:
1. Составление и пересказ рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы.
2. Пересказ рассказа к картинке с использованием картинно-графических схем.
3. Пересказ рассказа цепной структуры.
4. Составление рассказа по серии картинок.
5. Пересказ рассказа по сюжетным картинкам.
6. Пересказы к картинкам.
7. Составление текста по серии картинок с использованием элементов творческого рассказа. (Слайд №9).
Остановимся на составлении рассказа и пересказе с помощью картинно-графических схем. Проводить эту работу целесообразно в несколько этапов. (Слайд №10)
1) Предложить детям рассмотреть картинку.
2) Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
3) Попросить детей послушать получившийся рассказ, который необходимо пересказывать четко по схеме, привлекая внимание детей.
Помнить, что каждому слову соответствует определенный символ.
4) Дать задание придумать название рассказу.
5) Предложить двум-трем детям пересказать рассказ.
Рассмотрим методику работы над составлением рассказа и пересказом в старшей логопедической группе в рамках лексической темы «Фрукты».
1. Рассмотрите картинку.
2. Ответьте на вопросы (вопросы задаются в соответствии с текстом, ответы формируются в соответствии со схемой предложения). (Слайд №11)
1) Что было около дома?
2) Кто пришел в сад?
3) Что делает семья?
4) Что мама сварит из фруктов?
5) Какими будут компот и варенье?
3. Послушай получившийся рассказ (используются схемы, привлекая внимание детей к схемам предложений). (Слайд №12)
Наш сад
Около дома рос фруктовый сад.
В сад пришла семья.
Семья собрала созревшие фрукты.
Из фруктов мама сварила компоты и варенье, выжала разные соки.
Компоты, варенье и соки получились очень вкусными.
4. Перескажите наш рассказ по нарисованному плану.
В подготовительной группе продолжается работа с символами и картинно-графическими планами. Для некоторых детей 6-7 лет характерно специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности событий, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют малоинформативные, короткие предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, мало сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них. В своем пособии Бардышева Т Ю., Моносова Е. Н. для составления рассказов предлагают сюжетные картинки, серии картинок с фабульным развитием действия, стимульные картинки, выполняющие функции мнемотаблиц, картинно-графические планы рассказов. Также даны картинки для формирования навыка подбора родственных слов и словообразования.
В подготовительной логопедической группе используются следующие символы:
Для обозначения слов-предметов используются также предметные картинки. (Слайд №13)
Составление рассказа с опорой на картинно-графические планы также проводится поэтапно:
1) Предложить детям рассмотреть картинку.
2) Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.
3) Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей.
4) Попросить детей придумать название рассказа.
5) Предложить 2 – 3 детям пересказать получившийся рассказ.
Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов осуществляется с помощью следующих этапов:
1) Предложить детям послушать текст, привлекая внимание к каждой схеме предложения, к каждому его символу.
2) Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.
3) Дать детям послушать рассказ еще раз. Рассказ должен быть изложен педагогом четко по схеме.
4) Попросить детей придумать название рассказа.
5) Предложить 2 – 3 детям пересказать весь рассказ.
Рассмотрим методику работы над составлением рассказа и пересказом в старшей логопедической группе в рамках лексической темы «Осень».
1. Предложить детям рассмотреть картинку «Осень и ответить на вопросы:
1) Какое время года наступило?
2) Как греет солнце?
3) Чем затянуто небо?
4) Какой моросит дождь?
5) Что происходит с листьями?
6) Какой дует ветер?
7) Что делают люди?
8) Что становится короче, а что длиннее?
9) Куда улетают перелетные птицы?
(Слайд №14)
2. Предложить детям рассмотреть картинно-графический план рассказа, уточнить используемые в нем символы. Попросить расшифровать предложения: каждое предложение, затем весь рассказ.
3. Предложить детям придумать название рассказа.
Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опадают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме. (Слайд №15)
В своей работе я активно использую методику формирования связной речи, основанную на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов. Предварительно, изучая слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, «маленькие слова» - предлоги, я обязательно включаю в занятия определенную символику, которую использую в дальнейшем. Например, подбирая слова-признаки к предмету, можно взять два или три треугольника, разделенных запятыми и ребенок подбирает три прилагательных к имени существительному., , .
Также можно подбирать глаголы к существительным и наоборот – к существительным глаголы., . (Солнце светит, греет)., . (Бежит мальчик, ручей). Незаменимы символы при изучении предлогов. Наряду с предметными картинками используется символ определенного предлога. (Слайд №16). Легче получается научить ребят составлять словосочетания и предложения.
Благодаря данной методике дети смогут адекватно употреблять различные виды предложений, пересказывать тексты и составлять рассказы с опорой на картинно-графические планы, вопросы и самостоятельно. Ребенку легче будет усвоить такие понятия как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», выделить предлоги и понять значение каждого из них.
Активное использование данных символах и схем позволяет легче добиться положительных результатов в коррекционной работе.