Елена Сергеева
Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать навыки согласования прилагательных с существительными
в роде и числе;
Задачи:
• направлять внимание детей с ОНР на окончание вопроса («какой,какая?», «какое?»);
• учить детей с ОНР устанавливать прочную взаимосвязь между окончанием вопроса и окончанием прилагательного;
• закреплять полученные навыки в словосочетаниях и предложениях;
• формировать навыки дифференциации контрастных форм прилагательных;
Публикация «Формирование навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Актуальность и значимость проблемы:
Несформированность навыков согласования прилагательных и существительных в роде и числе наиболее часто встречается в устной речи старших дошкольников с ОНР. Данное нарушение отрицательно влияет на весь процесс формирования лексико-грамматического строя, затрудняет построение предложений, нарушения в понимании и употреблении грамматических конструкций замедляет развитие мышления дошкольников с ОНР.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что совершенно необходимо формировать навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
Значимость проблемы:
Затруднения в устной речи впоследствии будут отражаться на письме, что, значительным образом, создаст ряд проблем при обучении в школе. Грамотная устная и письменная речь является важнейшим показателем гармоничного личностного развития, которое так необходимо для успешного включения ребёнка с ОНР в современное общество.
Содержание методики:
Наиболее распространённой является проблема неправильного употребления родовых окончаний прилагательных. Это связано с тем, что дети с ОНР недостаточно владеют навыками согласования прилагательных и существительных в роде и числе. Данная методика посвящена этой проблеме. Она базируется на дидактических принципах:
- онтогенетический принцип;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип использования различных анализаторов;
Методика формирования навыков согласования выстраивается в следующей последовательности:
первоначально работа ведётся над прилагательными с ударным окончанием (мужского рода, единственного числа);
далее отрабатываются прилагательные данного типа, имеющие безударные окончания;
затем по такому же принципу отрабатываются прилагательные женского рода, среднего рода единственного числа.
Используется приём многократного повторения и проговаривания. Это способствует запоминанию правильной формы прилагательного детьми с ОНР.
Многократное повторение – это основополагающий принцип и он реализуется через многократное использование и применение игровых ситуаций во избежание утомляемости дошкольников с ОНР.
Методика основана на игровом сюжете: «Путешествие паровозика».
Соблюдается принцип наглядности и полисенсорности, полимодальности восприятия. Качественно новым подходом является то, что пособия к данной методике созданы на основе моделей реальных предметов (игрушек). Поэтому у детей с ОНР появляется возможность ощупать, потрогать, ощутить фактуру, строение, материал реальных предметов, а не только посмотреть на картинку, которая даёт только лишь зрительный образ.
Многократное повторение реализуется при отработке различных моделей:
(золотой, голубой, цветной и соответственно – золотая, голубая, цветная и т. д.)
Многократность повторения реализуется на основе различных лексических тем.
Модели согласования прилагательных и существительных в роде и числе формируются и отрабатываются не только в процессе занятий, но и в процессе режимных моментов, в бытовых ситуациях повседневной жизни, в игровой деятельности и других видах деятельности детей дошкольного возраста. Таким образом навык правильного согласования прилагательных и существительных в роде и числе развивается беспрерывно, что и обеспечивает эффективность данного подхода, а также результативность методики, основанной на принципе многократного повторения отрабатываемого лингвистического материала.