Елена Казанцева
Формирование начальных вокальных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Каждый человек с раннего возраста обладает волшебным инструментом – голосом. Это самый доступный инструмент, который развивается постоянно. Пение является одним из самых важных основ в музыкальном воспитании дошкольников. Пение для ребенка – это яркие и положительные эмоции, которые благотворно влияют на нервную систему ребенка, хорошо развивает внимание, речь, память, ну и конечно развивает и укрепляет голосовой аппарат. Правильная певческая установка способствует формированию правильной осанки. Дошкольный возраст весьма благоприятен для формирования основных вокальных навыков : дыхание, артикуляция, кантилена. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, великолепный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы, считал, что если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.
Публикация «Формирование начальных вокальных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
В большинстве случаев работа с детьми по пению сводится к простому - разучиванию песен, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью. Для того чтобы сформировать у детей основные певческие навыки, педагог должен знать основные механизмы вокализации и обладать особой способностью – вокальным слухом, позволяющим услышать, правильно ли поёт ребёнок, и выбрать нужные приёмы, чтобы его поправить.
В годы дошкольного детства голосовой аппарат ребенка еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием, так называемой вокальной мышцы. Во время обучения дошкольников пению следует знать возрастные особенности голоса и определить диапазон каждого ребенка и систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Возрастные особенности певческих диапазонов детей изучались многими исследователями. Н. Д. Орлова определяет так называемый рабочий диапазон, «звучащую зону» (в пределах звуков ми-си первой октавы, Е. И. Алмазов, Н. А. Метлов, Н. А. Ветлугина, А. Д. Воинова, Р. Т. Зинич, А. И. Катинене и др. отмечают, что не напряжено, естественно звучат детские голоса в пределах ре-си первой октавы, хотя многие ребята могут воспроизводить и более высокие звуки.
Общее развитие старших дошкольников, совершенствование процессов высшей нервной деятельности положительно влияют на формирование его голосового аппарата. Однако голосовой аппарат по – прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развита. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной развит слабее, чем головной, поэтому детский голос очень лёгкий, слабый, но звонкий. Малейшее форсирование, напряжение голоса приводит тому, что он теряет необходимую легкость, и приобретает неприятный горловой характер и переходит в крик. Педагогу важно знать, что происходит с голосовым аппаратом ребенка при естественном звучании голоса и при напряженном, чтобы не делать ошибок в работе.
Дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) могут петь уже в более широком диапазоне (ре 1 – до2, диапазон детей 6 – 7 лет расширен (до1 – ре2, удобными (примарными) звуками являются (ми) фа – си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до1 звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.
Для того чтобы правильно сформировать вокальные навыки у дошкольников педагогу надо следить за тем, как дети сидят, стоят, правильно ли они берут вдох и распределяют дыхание, четко ли произносят текс в песнях, насколько стройно и слитно звучат их голоса в ансамбле.
Для этого был создан и обоснован комплекс упражнений для формирования певческих навыков у старших дошкольников : дыхание, артикуляция, кантилена.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Если в повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, то в пении оно требует волевых усилий. Певческое дыхание состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. По типу вдоха различают верхнереберное (ключичное, нижнереберно – диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное (брюшное). Для детей характерно ключичное дыхание, но в певческой практике оно не приемлемо, так как дети поднимают плечи вверх. Целесообразным для пения дыханием является грудобрюшное, при котором верхний отдел грудной клетки остается спокойным, нижние ребра раздвигаются, диафрагма опускается, живот немного выдается вперед.
Овладеть навыком певческого дыхания детям помогут специальные упражнения. Но нужно помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции легких, поэтому на занятиях допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Упражнение 1: «Вдох и выдох». Дети кладут ладошки на живот. Педагог поднимает руку вверх и говорит: «Вдох!». Дети делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается вперед. На слово «Выдох!» дети выдыхают воздух через чуть прикрытые губы.
Упражнение 2:«Дирижер». Педагог – «дирижер» поднимает руки вверх (счет 3) – дети делают вдох через нос. «Дирижер» держит руки вверху и считает до 3 – дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук «дирижера» дети делают медленный выдох через рот (счет на 6).
Упражнение 3:«Быстро-медленно».
Если педагог поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро – коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».
Упражнение 4: «Мороз». Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки.
Упражнение 5:«Муха» (по М. Л. Лазареву).
Исходное положение, стоя, ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Делается глубокий вдох носом без поднятия плеч, на выдохе негромко произносим звук «в» до полного выдоха
Упражнение 6: «Жук» (по М. Л. Лазареву).
Исходное положение, стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза, ладонь одной руки положить на грудь. Вдохнуть. На выдохе негромко произносим звук «з» до полного выдоха.
Упражнение 7:«Бабочки».
Взять одной рукой «бабочку» на ниточке, вырезанную из бумаги. И держать на уровне лица, на расстоянии 8 – 10 см. от губ. Делаем вдох через нос и плавный, равномерный выдох на «бабочку» через рот. Далее выполнить упражнение, делая резкий, сильный, активный выдох.
Артикуляция является непременным условием вокального исполнения. Многие дети дошкольного возраста имеют проблемы с произношением звуков. Артикуляционный аппарат детей, нуждается в постоянном развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активации. Здесь очень важно: умение отрывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – вес это влияет на качество исполнения. Одним из эффективных методов развития артикуляционного аппарата, является систематическое использование в процессе пения специальных упражнений.
Упражнение 1: «Мотоцикл».
Заводим мотор (Р!Р!Р). Поехали на мотоцикле (Р…Р… - пропевая глиссандо по вверх и вниз).
Упражнение 2: «Веселый ручеек».
Дети болтают языком, изображая бульканье ручейка.
Упражнение 3: «Большие и маленькие лошадки».
Пощелкать языком меняя объем рта так, чтобы звук высотность щелчка, менялась.
Упражнение 4: покусать кончик языка, высовывать его вперед и убирать назад, покусывая всю поверхность.
Упражнение 5:пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
Упражнение 6: покусать верхнюю губу и нижнюю губу по всей длине.
Упражнение 7: оттопырить нижнюю губу, придав лицу, обиженное выражение, затем поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки.
Главная задача педагога при работе над звуковедением – добиваться кантиленного пения. Осваивая приемы кантилены, рекомендуется приучать детей слышать себя и других. Для этого рекомендуются следующие упражнения:
Упражнение 1: «Разноцветные ниточки».
Это упражнение учит детей петь звуки протяжно, т. е. вокализировать. Педагог рассказывает детям, что «может изо рта вытянуть много разноцветных ниточек». Поднеся к губам сложенные 1 -2 – ой пальцы, начинает имитировать вытягивание ниточки изо рта и одновременно поет любой гласный звук на произвольной высоте, доступной детям. Дети, услышав звук, по жесту педагога подстраиваются к тянущемуся звуку, тоже имитируя вытягивание ниточки изо рта.
Упражнение 2: «Звездочки и лучики».
Педагог поет на одной ноте стаккато гласный звук «у», затем плавно переводит отрывистое пение в длинный, протяжный звук. Во время пения необходимо моделировать в воздухе отрывистые точки на одной линии, затем кистью протянуть линию.
При работе над напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «Поет, поет соловушка», «У Кота – воркота».
Пение – удивительное искусство, которое развивает музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость, способствует развитию памяти, внимания, мышления. Формирование у детей вокальных навыков – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагога большого терпения и умения и знаний.
Литература
1. Варламов А. Е. Полная школа пения ред. и комм. В. А. Багадурова. – М. : Музгиз, 1953 г.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М. : Просвещение, 1981.
3. Емельянов В. В., Трифонова И. А. Фонопедический метод развития голоса: I уровень: Развивающие голосовые игры. – СПб., 1999.
4. Лазарев М. Л. Воздушный волшебник. – М. : Моя книга здоровья, 2006.
5. Мерзлякова С. И. Учим петь детей. – С. : Вместе с музыкой, 2015.
6. Огороднов Д. Е. Методика музыкально - певческого воспитания. – Л. : Планета музыки, 2014