Лариса Камерер
Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников.
Из опыта работы. Мастер класс.
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.
Публикация «Мастер-класс, Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом растёт число детей, имеющих речевую патологию. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики. При тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие речевыми нарушениями и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения. Поэтому целью моей работы было совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный (июнь - август).
анализ предстоящей деятельности июнь педагоги
подбор методической литературы,
выбор средств, методов и приёмов,
разработка перспективного плана. Июнь-июль
Ориентировка детей в пространстве,
развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз.
Руководитель, родители
2. Основной (сентябрь-апрель).
Ориентировка детей в пространстве
и на листе бумаги, уточнение предлогов
ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.
Развитие крупных движений (ритмопластика,
физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители
Муз. Руководитель,
воспитатели, логопед
коррекционно-развивающие занятия
(фронтальные занятия у логопеда,
занятия по развитию речи и
обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед
Развитие мелкой моторики
(художественно-эстетические занятия,
пальчиковая гимнастика, массаж и
само-массаж рук) Воспитатели, родители,
учитель-логопед
Работа с простым карандашом в тетради
«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.
из серии Школа для дошколят Учитель логопед, воспитатели
Работа в тетради в клеточку (печатание букв,
графический диктант на слух) Учитель-логопед. родители
3. Заключительный (май).
Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.
• Праздник письма. Учитель-логопед, муз руководитель
Работая над данной проблемой, мною решались следующие задачи: Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;
Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)
Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило. (Графические диктанты)
Презентация методов и приемов
слайд 9 В своей работе старалась применять новые, в том числе информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии. В работе использовались такие методы, как дидактические игры и упражнения, графические упражнения и диктанты, пальчиковая гимнастика которая сопровождается стихами. Также предлагались задания на исследование сформированности пространственных ориентировок (например, ориентировка в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив, умение ориентироваться на листе бумаги, развития кинестетической основы движений (опустить кисти рук вниз, сжать кисти обеих рук в кулак и т. д., зрительно-моторной координации движений (выполнение движений по словесным инструкциям). ИГРА ЦЕПОЧКА Пальчики перебираем и цепочку собираем, ЧЕРЕПАШКИ
Слайд 10 Для детей с речевой патологией характерны некоторые нарушения общей моторики, пространственной ориентировки, затруднения в дифференциации пространственных понятий, нарушения зрительно-моторной координации. Особые затруднения связаны с недостаточно сформированной способностью к переключению с одного движения на другое. Моторика детей отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью. Дети отстают от сверстников в ловкости и точности движений. Дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме. Использовала приёмы здоровьесберегающей технологии, такие как Су-Джок терапия. Детям предлагалось поочерёдно надевать массажные кольца на каждый пальчик, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики, зажимать кольца между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука, работать по инструкции взрослого. Предлагала также проводить массаж и карандашами, самомассаж (валяние пальчиками). ИГРА ПТИЧКИ СО ВЗРОСЛЫМИ
Слайд 11 Дети очень любят играть с палочками. Из палочек модно сложить не только буквы, но и фигуры. Эти упражнения развивают мелкую моторику пальцев рук, а также способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, создают функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц.
СЛОЖИТЬ ИЗ ПАЛОЧЕК ФИГУРУ
Слайд 12 Ниткография- средство развития зрительно-моторной координации – это рисование с помощью верёвочек, который реализует следующее: совершенствует зрительное восприятие, развивает зрительно-моторную координацию, формирует плавность и точность движений, готовит руку к письму, закрепляет навыки рисования, развивает мелкую моторику и воображение, а также развивает связную речь.
ВЫКЛАДЫВАНИЕ ИЗОРА ИЗ НИТОК
Слайд 13 Очень часто мы видим, что ребенок держит карандаш неправильно. Чтобы рука ребенка не уставала при письме, важно научить его держать письменные принадлежности правильно. Вот некоторые способы приучить ребенка держать ручку правильно. (с помощью веревочки и бумажки и корректора рыбка)
Слайд 14, 15 (Демонстрация тетради) Работая над развитием мелкой моторики и графомоторных навыков детям давались разнообразные задания, проводились графические диктанты, давались упражнения в обведении трафаретов, рисование линий, фигур по клеточкам.
Слайд 16 Для профилактики дисграфии предлагала детям буквы из наждачной бумаги, обводить букву на бумаге, проводила игру «Найди правильную букву», отремонтируй букву.
Слайд 17 Для развития орфографической зоркости, произвольного внимания, пространственного воображения, развития мелкой моторики проводила с детьми графические диктанты.
Положительных результатов в развитии графомоторных навыков помогала достигнуть совместная деятельность с воспитателями группы и музыкальным руководителем. Проводя свою непосредственно образовательную деятельность, они значительное внимание уделяли развитию мелкой моторики. Невозможно добиться каких-либо положительных результатов без поддержки родителей. Родителям давались консультации, проводились беседы.
У большинства детей произошли положительные качественные изменения при формировании кинестетической основы движений и зрительно-моторной координации движений, а именно в развитии кинестетической основы движений руки, оптико-кинестетической организации движений, в формировании пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений. Дошкольники после обучения стали намного сосредоточеннее, усидчивее, перестали чрезмерно напрягать руку во время выполнения заданий, стали словесно описывать свои действия, перестали “вращать” тетради. До начала занятий состояние графомоторных навыков у детей находилось на среднем и низком уровне. После проведенных занятий состояние графомоторных навыков начало улучшаться, перешло на более высокий уровень, возросло количество детей со средним уровнем, сократилось количество детей с низким уровнем. При продолжении работы по формированию графомоторных навыков, дети, несомненно, будут давать положительную динамику.