Ирина Князева
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования и молодёжной политики администрации г. о. г. Бор Нижегородской области
МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 «Полянка»
План работы по самообразованию
на 2020 – 2021 учебный год
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу и мультфильмы
Воспитатель Князева И. В. ,
высшая кв. категория
г. о. г. Бор
2020
Тема: «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу и мультфильмы»
Публикация «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Дружба. Учимся дружить
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Цель:Сформировать навыки культурного общения и дружеские взаимоотношения между детьми.
Задачи:
• Формировать представления о дружбе. Воспитывать дружеские отношения между детьми;
• Формировать представления о культуре общения. Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;
• Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты;
• Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе и хорошиммультфильмам.
Предполагаемый результат:
- у педагога: повышение педагогической компетенции;
- у детей : сформированы представления о дружбе; дети относятся друг к другу с уважением, взаимопониманием; заботятся друг о друге; повысился уровень культуры общения со сверстниками и взрослыми;
- у родителей:
Актуальность:
В настоящее время в средствах массовой информации, популярных видео – играх полным ходом пропагандируется жестокость и насилие, пагубно влияющая на неокрепшую психику ребенка. Как результат – растущее с каждым годом количество «трудных воспитанников», которые не умеют себя вести в общественных местах, на улице, дома, в детском саду, пренебрежительно относятся к взрослым, обижают сверстников. В процессе наблюдения за детьми были выявлены некоторые проблемы: в соблюдении правил поведения, в умении решать спорные вопросы и улаживать конфликты, используя речь, в культуре общения детей со сверстниками и взрослыми. В беседах с детьми выяснилось, что дети недостаточно понимают и могут пояснить понятия нравственности, как «дружба», «добро», «зло», сравнивая их просто с действиями или узкой оценкой (хорошо, плохо). Этим и обусловлен выбор моей темы.
Почему художественная литература и мультфильмы?
Детская художественная литература всегда являлась средством воздействия на чувства ребенка. Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных произведений для детей, где проявляются все нравственные качества человека.
Мультфильм – один из первых аудиовизуальных образов, через который ребёнок начинает свой путь познания мира. Мультипликация объединяет в себе живопись, литературу, графику, музыку, элементы театра и танца, что очень благотворно влияет на развитие воображения ребёнка, его памяти, мыслительной и речевой активности, а также на раскрытие творческого потенциала. Понятный детскому восприятию и русскому менталитету сюжет, выразительность образов, красивая и правильная речь героев, высокохудожественное музыкальное сопровождение заставляют маленького зрителя сопереживать героям мультфильма и вызывают сильную эмоциональную реакцию, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную и речевую активность детей, обогащает их чувственную основу и нравственный потенциал.
Качественные и умные мультфильмы способны донести до ребёнка высшие нравственные ценности, привить интерес к получению новых знаний, к чтению художественной литературы. Обсуждение просмотренных мультфильмов активизирует словарь ребёнка, разговорную речь, формирует социальную активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Конечно, воспитание культуры общения дошкольников не может ограничиться рамками детского сада. Должна быть обязательная связь с воспитанием детей в семье. Кто как не родитель, главный пример для подражания в глазах ребенка. Идеал поведения и отношения к другим людям, к обществу. Мною запланированы беседы, консультации для родителей на тему «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста», «Выбор правильной книги», «Как правильно выбрать мультфильмы для детского просмотра» и т. д.
Перспективный план работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы (итоговые мероприятия)
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2. – С. 54-59.
2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3. – С. 41-46.
3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с.
4. Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12. - С. 91-93.
5. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с.
6. Кобелева Г. Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис.. канд. психол. наук. Самара, 2014. - 24с.
7. Лялина Н. А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками : дисс.. канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 214с. Написание перспективного плана на год.
Работа с детьми Октябрь Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости», «Зачем говорят – Здравствуй», «Вежливая просьба».
Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».
Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».
Ноябрь Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки».
Просмотр м/ф «Последний лепесток».
Чтение произведений авторов: А. Барто «Вовка – добрая душа», В. Сутеева «Яблоко» и выявление основного смысла. Рассматривание иллюстраций по произведениям, краткий пересказ.
Этические беседы «Секрет вежливости», «Воспитанность и вежливость».
Инсценировка и показ сказки «Яблоко» для групп младшего дошкольного возраста.
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг?».
Декабрь Этические беседы о дружбе : «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным».
Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».
Знакомство с творчеством Л. Н. Толстого, чтение произведений «лев и собачка». Обсуждение с детьми нравственного смысла.
Просмотр м/ф «Мешок яблок».
Создание наглядного пособия «Цветок нравственности».
Январь Этические беседы о взаимопомощи : «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».
Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы».
Просмотр м/ф «Просто так».
Февраль Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».
Просмотр м/ф «Умка».
Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.
Подготовка к показу кукольного театра «Заюшкина избушка» - русская народная сказка (чтение книги, рассматривание иллюстраций).
Заучивание с детьми новые игры на создание безконфликтной обстановки в группе: «Давай познакомимся», «Всем – всем, до свидания».
Показ кукольного театра «Заюшкина избушка».
Март Этические беседы одоброжелательности: «Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи».
Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».
Просмотр м/ф «Кот Леопольд».
Чтение рассказа В. Осеева «Волшебное слово». Разобрать с детьми смысл «волшебных» слов.
Продолжать знакомить детей с зарубежными писателями: «Шарль Перро, Андерсен. Чтение и обсуждение некоторых произведений «Ослиная шкура», «Свинопас».
Создание наглядного пособия «Волшебная корзина» на определение положительных и отрицательных качеств человека.
Апрель Этические беседы на тему «Правда — неправда» : «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается».
Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».
Просмотр м/ф «Голубой щенок». Промежуточные результаты за год, опрос детей о понятиях «дружба», «добро», «зло» и т. д.
Сочинение рассказов, сказок детьми, рисунки на темы нравственности (добро и зло, о дружбе и т. д).
Май Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».
Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка».
Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай».
Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите».
Исполнение песни «Настоящий друг».
Рисование на шариках лица друга. Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки».
Работа с семьёй Октябрь Консультации для родителей «Детская дружба», «Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
Родительское собрание «Как выбрать мультфильмы для детского просмотра».
Декабрь Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок». Консультация «Художественная литература как средство нравственного воспитания детей».
Апрель Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?».
Май Проведение родительского собрания с использованием нетрадиционных методов (круглый стол). Просмотр мультимедийной презентации «Наша дружная группа «Улыбка»
Самореализация Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией).
Используемая литература
1. Гришина Е. И. «Доброта с экрана» (воспитание мультфильмом, Нижний Новгород, 2018
2. Н. Иванова «Воспитание добрых чувств» - 2009.
3. В. И. Петрова, Т. Д. Стульчак «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
- 2013.
4. В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста».
5. https://www.detskiysad.ru/
6.https://knowledge.allbest.ru/