Елена Боголюбова
Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Общение детей раннего возраста в игре»
Слайд 1
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Самые тяжёлые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятностью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства – любовь, признание, понимание – рождаются близостью и связанностью с другими.
Общение – это главное условие и основной способ жизни человека.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование навыков общения у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
Слайд 2
Особенно важна роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности. Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.
Слайд 3
Едва появившись на свет, ребенок постепенно овладевает социальным опытом через эмоциональное общение со взрослыми, через предметы, окружающие его, через игрушки, речь. Всему этому ребенок учится
1. в семье,
2. в общении со взрослыми – воспитателями и
3. сверстниками.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым и сверстниками является главным и решающим условием становления личности ребёнка. От количества и качества общения зависят уровень способностей, характер, будущее малыша. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущем.
Слайд 4
Очень точно, значение формирования коммуникативных способностей у дошкольников определяет известный детский психолог М. И. Лисина.
Ребенок, который мало общается не принимается сверстниками из-за неумения организовать общение, он чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность.
Слайд 5
Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития.
В возрасте 1.5 - 3-х лет все большее значение приобретает общение со сверстниками. Это связано с тем, что возникает содержательное общение
сверстников на равных, поэтому дети стремятся заинтересовать собой, привлечь внимание сверстника, а также чутко отзываются на любое действие сверстника. Контакты, возникающие между детьми по поводу игрушек или предметов, хотя они ещё непродолжительные, - это первые формы социального общения между ними.
Слайд 6
В целях развития общения детей взрослый помогает ребенку увидеть в сверстнике человека. Для этого он:
1. Организует совместные игры детей.
2. Учит доброжелательному общению.
3. Поощряет привлечение внимания к сверстникам, называние по имени ласковыми словами.
Слайд 7
В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, поэтому формировать навыки общения у детей можно через коммуникативные игры. В процессе таких игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных
целей. Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания.
Слайд 8
Я сейчас, давайте рассмотрим несколько вариантов игр, направленных на формирование навыков общения у детей младшего возраста.
Игра «Ищу друга»
Цель: Обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Ход: Детям раздают по одной игрушке (набор, состоящий из 2- 3 игрушек одного вида: зайцы, мишки, собачки и т. д.) Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут танцевать вместе со зверятами. Но одному зайчику, одному мишке танцевать скучно, поэтому, пока звучит музыка, каждый ребенок должен найти для своей зверюшки друзей. (На первом этапе воспитатель обращает внимание, что в наборе не один зайчик (мишка, собачка, а несколько). Когда начинает звучать музыка, дети ходят по комнате и ищут детей с парными игрушками, то есть подыскивают своей зверюшке друга. Когда друг будет найден, дети танцуют вместе с игрушками. (Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением животных или медальки, которые можно повесить на грудь).
Слайд 9
«Передай мяч»
Цель: формировать умение взаимодействовать со сверстниками.
Ход: Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Света»). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
Игра «Спаси птенца»
Цель: воспитывать заботливое отношение к окружающим
Ход: Детям раздают ватные комочки — это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.
Слайд 10
Игра «Флажок»
Цель: развивать умение реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам
Ход: Для игры понадобится флажок Дети встали в кружок: Дети становятся в круг. Увидали флажок: Флажок держит воспитатель. «Кому дать, кому дать, кому флаг передать?» Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок. Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними! Ваня берет флажок, поднимает его. Вот наш Ваня идет и флажок свой несет «Кому дать, кому дать, кому флаг передать!» Ваня выбирает ребенка, которому передает флажок, -- игра повторяется.
Слайд 11
Игра «Кто лучше разбудит?»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих
Ход: Один ребенок превращается в кошечку и засыпает - ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку» Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями, но всякий раз ласково.
Слайд 12
А сейчас я предлагаю вам самим немного поиграть.
«Колокольчик»
Цель учить проявлять симпатию к сверстникам Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик С колокольчиком играю динь-динь-динь. (2 раза. } С колокольчиком гуляю динь-динь-динь. (2 раза. } Позвеню и покружусь, всем ребяткам покажусь. Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой? Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.
«Звериное пианино»
Цель - развивать умение сотрудничать Дети садятся в одну линию. Они «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т п., голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.
Игра «Зеркало»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирования понимания того, что другой ребенок и взрослый такие же (может делать то же, похож и т. д.). Содержание: 1 этап- индивидуальный. Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает его внимание на изображение, появляющееся в нем. Затем говорит: «Теперь я буду зеркалом». Ребенок «смотрится в зеркало», а воспитатель повторяет его движения. Далее воспитатель и ребенок меняются ролями. Подобные упражнения воспитатель проводит со всеми детьми по очереди, отдельно. 2 этап – групповой. Условия игры усложняются. Все дети встают в круг (если маленькие – в одну линию, напротив воспитателя) и становятся «маленькими зеркалами». Воспитатель показывает движение, а они повторяют его. Воспитатель сопровождает движение словами: «Мой дружок, в меня смотри и за мной все повтори».
Слайд 13
В заключение можно сказать, что важнейшим условием психологического развития маленького ребёнка является общение. В общении есть ряд правил взаимодействия, которые могут быть отнесены и к правилам общения с ребёнком до 3х лет.
1. Проявляйте искренний интерес к ребёнку во время общения с ним;
2. Будьте хорошим слушателем; поощряйте детскую речевую активность;
3. Обращайте внимание не только на слово, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу
4. В общении с ребёнком искренне признавайте его достоинства;
5. Хвалите ребёнка, даже самый скромный успех и будьте искренни в своём признании.
Так как важным компонентом общения является доброжелательное отношение друг к другу, проявление любви и уважения к окружающим, закончить своё выступление мне хочется словами из песни Булаты Окуджава:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты --
ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью --
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, --
тем более, что жизнь короткая такая.