Маркова Регина
Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»
▼ Скачать
Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ».
Целью исследования является формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в сюжетно-ролевых играх.
Для реализации данной цели был разработан и реализован проект: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ».
В рамках реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Беседа в старшей группе на тему: «Играем вместе».
Публикация «Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры „В поисках сокровищ“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пираты и сокровища
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры. Проекты
- Темочки
Данная беседа направлена на расширение представлений об игровой деятельности, усвоение правил поведения во время игры, а так же на ознакомление с новыми играми.
Предполагаемые результаты: В результате беседы дети ознакомились с понятием игра, узнали для чего она нужна. Вспомнили правила и познакомились с новыми играми. Развивали навыки доброжелательного и положительного общения.
2. Развивающая дидактическая игра «По морям по волнам»
На данном занятии дети вспомнили морские профессии. Совершенствовали умение работать в группах. Развивали связную речь, творческие способности, пространственное воображение, фантазию. Учились работать с игровым материалом.
Предполагаемые результаты: Дети больше узнали о морских профессиях и атрибутах данных профессий.
Научились выкладывать из деталей картинки (якорь, корабли, маяк, подзорную трубу).
Развивали навыки доброжелательного и положительного общения.
3.Развивающая дидактическая игра «Путешествие в страну точек».
Во время игры дети познакомить с понятием «точка». Совершенствовали умение и навыки действовать в соответствии с шифром. Воспитывали в себе усидчивость, умение выслушивать товарищей.
Предполагаемые результаты: В игре дети научились последовательно соединять точки, вспомнили цифры от 1 до 10, развивали зрительную и слуховую память. Развивали навыки доброжелательного и положительного общения.
4.Беседа в старшей группе на тему: «Фрукты».
Закреплять представления детей о фруктах. Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать тактильные ощущения. Развивать координацию движения с речью. Формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Предполагаемые результаты: В ходе беседы дети вспомнили виды фруктов, об их признаках и пользе. Развивая тактильные ощущения, закрепляли знание о том какие фрукты на ощупь. Научились правильно виды соков, сделанных из определённых фруктов. Развивали навыки доброжелательного и положительного общения.
5.Просмотр и обсуждение мультфильма: «Кораблик».
Формировать представление детей о доброжелательных взаимоотношениях. Совершенствовать грамматический строй речи. Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Учить понимать, оценивать чувства и поступки других. Воспитывать культуру общения, умение слушать товарищей, не перебивать друг друга.
Предполагаемые результаты: Просмотрев мультфильм, дети повысили навыки доброжелательного общения. Научились слушать товарищей, не перебивать друг друга.
6.Беседа в старшей группе на тему: «Дружба».
Сформулировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других. Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Знакомить детей с правилами дружеских отношений, Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему. Воспитывать стремление дружить с окружающими сверстниками и взрослыми. Активизировать в речи слова: дружба, друг, комплимент; прилагательные: дружелюбный, скромный, добрый, щедрый, прекрасный, честный.
Предполагаемые результаты: Дети вспомнили о том, что такое дружба и какими качествами должен обладать настоящий друг. Развивали навыки доброжелательного и положительного общения. Ощутили волну положительных эмоций.
7.Сюжетно-ролевая игра: «В поисках сокровищ».
Учить внимательно слушать задание, отгадывать загадки; учить детей ориентироваться в пространстве. Закреплять умение показывать и повторять движения. Развивать воображение, внимание, память, логическое мышление ребёнка. Развивать у детей умение распределять роли, действовать в соответствии с ролью, самостоятельно делать необходимые постройки, находить выход из сложившейся ситуации. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Предполагаемые результаты: В итоге дети обрели навыки ориентироваться в пространстве, распределять роли, действовать в соответствии с ролью, самостоятельно делать необходимые постройки, находить выход из сложившейся ситуации, сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Описание:
Игры и беседы проводились во время самостоятельной деятельности детей в коллективной форме. В ходе беседы на тему: «Играем вместе», дети познакомились с понятием «Игра», высказывали своё мнение и отвечали на вопросы, такие как: - Любите ли вы играть? - Какие ваши любимые игры? - В какие игры вам нравиться играть с друзьями?
Познакомились с правилами, которые должны присутствовать в каждой игре, чтобы играть было интересно и не обидно. После ознакомления с несколькими простыми правилами детям были предложены несколько простых игр:
- первая игра под названием «Встаньте те, у кого…», направлена на разогрев группы, снижение напряженности и активизацию внимания. В игре один ребёнок выходит вперёд и говорит, например: «Встаньте те, у кого светлые волосы», а оставшиеся дети выполняют действие, словосочетания в данной игре могут быть совершенно любыми, главное чтобы дети понимали их смысл. В роли ведущего охотно участвовали абсолютно все дети.
- вторая игра, с которой познакомились дети, называется «Передай игрушку по кругу», целью данной игры является, разминка, развитие внимания, быстроты реакции, умения действовать сообща. Стоя в кругу, дети передают друг другу игрушку под весёлую, задорную музыку. По мере увеличения скорости передачи игрушек, увеличивается и их количество. В игре с удовольствием принимали участие все дети, в том числе и малоактивные.
- третья игра под названием «Пожелание», выступает в качестве рефлексии и проводится с целью: воспитывать интерес к партнёру по общению. Дети садятся в круг и, передавая мяч, высказывают друг другу пожелания, например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас» и так далее. В ходе игры малоактивные дети затруднялись с формулировкой пожелания и выбором ребёнка, которому оно адресовано. Таким детям требовались подсказки, подталкивающие их к продолжению игры.
В конце беседы детей опрашивали и задавали вопросы: - О чём вы узнали на сегодняшнем занятии? - Что понравилось? - Какие правила игры вы запомнили? - Понравились ли игры, в которые мы сегодня играли? Ответы на данные вопросы были положительными, но больше всего внимание детей завоевала игра «Передай игрушку по кругу». После опроса в качестве сюрприза выступили небольшие медали с изображением Микки и Мини Маусов (розовые для девочек и красные для мальчиков).
В ходе сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ», дети отправятся в дальнее плавание, поэтому необходимо расширение и уточнение представлений детей о морских профессиях, об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы. Для этого было проведена развивающая дидактическая игра «По морям по волнам». Дети отправились в путешествие по морям по волнам. По пути знакомились с морскими профессиями и с необходимыми, для работы инструментами, отвечали на вопросы, разгадывали загадки и головоломки. Научились выполнять задания сообща, дружной командой. При выполнении заданий собери картинку, дети испытывали затруднения, не слушали друг друга, прибивали. В связи с этим потребовались подсказки и небольшие советы, по выполнению совместной работы. В конце дети попросили провести полюбившуюся им игру «Передай игрушку по кругу».
Следующим проведённым мероприятием стала развивающая дидактическая игра «Путешествие в страну точек». Задачами данное мероприятие являются развитие зрительной и слуховой памяти, воображения, изобретательности, нестандартного мышления. Воспитание умения выслушивать товарищей. Знакомство детей с понятием «точка», учить соединять их между собой.
Для реализации выше перечисленных задач, детям было предложено отправиться в страну точек. Собираемся в путь! Но для начала необходимо собрать нужные вещи. В этом детям помогла игра «Запомни и назови», на доске выкладываются десять картинок с изображением предметов (рюкзак, кружка, ложка, фонарик, карта, палатка и т. д.). За пять минут дети запоминают картинки, после чего педагог убирает их, а дети должны по памяти перечислить все десять предметов. В данной игре детям потребовалась подсказка, которая заключается в том, что картинки можно разделить между собой, чтобы запоминать было легче.
Далее ребят ждала следующее задание, им были разданы карточки с дорожкой в виде точек, которые нужно аккуратно соединить, чтобы продолжить путь. Соединив точки, дети добрались до ворот, которые нужно открыть, повторив мерцание волшебных огоньков. У каждого ребенка по 6 кружочков: 2 красных, 2 желтых и 2 синих. Воспитатель показывает полоску, на которой цвета расположены в разной последовательности, дети запоминают и по памяти выкладывают кружочки перед собой.
Открыв ворота, дети попадают в страну точек, перед ними множество заколдованных животных, которых можно расколдовать, только соединив точки (дети выходили к доске и брали понравившуюся карточку с изображением точек и цифр). В процессе возникали сложности, требовались подсказки, дети сомневались в правильности выполняемого задания, но в итоге все ребята справились с заданием. Получив изображение, каждый ребёнок озвучил его.
В конце игры была проведена рефлексия «Солнышко». На мольберте прикреплено солнышко, детям раздавались лучики желтого и голубого цветов. Нужно прикрепить лучики: желтого цвета - мне очень понравилось путешествовать, голубого - не понравилось.
Беседа на тему «Фрукты», проводилась с целью закрепить и систематизировать знания детей о фруктах, совершенствовать грамматический строй речи, формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Дети вспомнили виды фруктов, разгадывая загадки, отвечая на вопросы, высказывая своё мнение.
В гости к ребятам пришла Лисичка, которой нужна помощь, ребята должны помочь ей узнать всё - всё о фруктах. Для развития тактильных ощущений, детям предложено сыграть в дидактическую игру «Чудесный мешочек», ребята по очереди опускают руку в мешочек, берут в руку фрукт и на ощупь угадывают, как он называется. Совершенствовать грамматический строй речи помогла дидактическая игра «Что из чего?», педагог показывает картинки с соком, а дети говорят: из чего он приготовлен и как называется, например: сок из граната (гранатовый, сок из сливы (сливовый) и так далее. Игра «Четвертый лишний», способствовала развитию внимания, умению выслушивать товарищей. А дидактическая игра «Назови ласково», помогла формированию доброжелательности.
В заключении дети вспоминали, то о чём говорили в ходе беседы. В качестве благодарности, за помощь Лисичка подарила ребятам бумажные землянички. Занятие детям очень понравилось, но особое внимание уделялось бумажной Лисичке, ребята с удовольствием подходили, чтобы погладить и рассмотреть её.
На следующем мероприятии проводился просмотр и обсуждение мультфильма по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик». Целью данного мероприятия являлось формирование представления детей о доброжелательных взаимоотношениях. Дети смотрели мультфильм по мотивам сказки В. Сутеева «Кораблик», отвечали на вопросы, задаваемые по сюжету мультфильма. Высказывали своё мнение, в адрес поступков героев. Играли в дидактическую игру «Назови ласково», с целью формировать ласковое отношение к окружающим. В заключении детям предлагалось нарисовать понравившегося персонажа из сказки.
В качестве последнего мероприятия была проведена беседа на тему «Дружба». Данная беседа направлена на то чтобы сформулировать понятия «друг», «дружба». Учить понимать, оценивать чувства и поступки других. Показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни. Знакомить детей с правилами дружеских отношений. Продолжить формировать нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему.
На данное мероприятие к ребятам пришла гостья «Принцесса Роза», которая попросила ребят о помощи, научить её дружить. В ходе беседы дети вспомнили, что такое дружба, с чего она начинается и какими должны быть настоящие друзья. Ребята играли в игры «Что нас объединяет?», «Узнай своих друзей по голосу» и «Ручеёк».
Для закрепления полученных умений и навыков, была проведена сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». В данной игре дети отправились в дальнее плавание на поиски сокровищ. Они построили корабль и выбрали капитана. Прибыв на остров, решали загадки и головоломки, такие как: «собери картинку», «отгадай загадку», «соедини точки» и «что лишнее?». Ребята работали слажено, слушая и помогая друг другу. Продемонстрировали навыки и качества, полученные в ходе предыдущих мероприятий. Отыскав клад, ребята на корабле вернулись в группу и поручили капитану открыть сундук с сокровищами. Внутри их ожидали медали и поздравительные дипломы.
Таким образом, был составлен и реализован проект, направленный на формирование доброжелательных взаимоотношений у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.