Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются вкусовые пристрастия и привычки, модель пищевого поведения.
Публикация «Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Известно, что дошкольный период – это период интенсивного роста ребенка, период совершенствования функций всех внутренних органов. Все это требует правильной организации питания. Однако в семье этому вопросу уделяется не достаточно внимания. Этот недостаток – следствие телевизионных рекламных роликов о различных продуктах, которые не приносят человеку пользы, а зачастую наносят вред.
В учебной программе дошкольного образования отмечено: «Задача учреждений дошкольного образования – обеспечить полноценное, сбалансированное питание».
А цель педагогов – воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни, развитие умения внимательно относиться к своему здоровью. В соответствии с это целью были намечены следующие задачи работы с детьми в старшей группе :
• Систематизация представлений о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека, о значении рационального питания;
• Упражнение в классификации продуктов (мясные, рыбные и т. д.);
• Закрепление правил сервировки стола, правил поведения за столом и пользования столовыми приборами;
• Развитие умения выбирать полезные для здоровья продукты, закрепление правил здорового питания;
• Расширение активного словаря словами - названиями приемов пищи, названиями блюд, которые можно приготовить из различных продуктов, способов приготовления пищи и глаголов, их обозначающих;
• Формирование представлений, взглядов родителей на организацию питания детей, повышение их педагогической грамотности по формированию знаний о правильном питании.
Работа с детьми проводилась в соответствии с перспективным планом по образовательному компоненту «Культура питания» образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе. Для организации образовательного процесса подобрали методическое обеспечение, тематические физкультминутки, логоритмические игры и упражнения, организовали соответствующую предметную среду.
Работа с детьми по формированию культуры питания проводилась в специальной организованной деятельности по всем образовательным областям, в нерегламентированной деятельности в соответствии с циклограммой совместной деятельности педагога и детей, в индивидуальной работе. Были организованы различные мероприятия, способствующие решению вышеизложенных задач, практической реализации детьми полученных знаний.
В образовательном процессе всегда принимала участие игровой персонаж большая поварская Книга.
Она «разговаривала» с ребятами, приводила своих друзей Волшебную Ложку, Умный ножик, Удивительный Чайник, сказочных героев, приносила сюрпризы, выступала партнером ребенка в играх, при выполнении заданий.
Основной формой организации образовательного процесса были занятия. С детьми проведены следующие занятия: «Блюда белорусской национальной кухни»,
«Лук от семи недуг»,
«Дапаможам ляльке Васілінке накрыць стол для гасцей»,
«Вкусные истории» большой поварской Книги»,
«Золотые правила питания»,
экскурсия на кухню,
«Путешествие в страну Витаминию»,
«Что такое полезные продукты?»,
рисование «Натюрморт «Овощи»,
творческое рассказывание «Как овощи о своей пользе спорили» и другие.
Нерегламентированная деятельность включала деятельность детей в условиях созданной предметной среды или совместную деятельность с педагогом, направленную на решение образовательных задач. В различных видах деятельности использовались следующие методы и приемы:
игра-викторина «Знатоки овощей и фруктов»,
электронные дидактические игры «Пачастуй казачнага героя»,
«Найди вредные продукты»,
«Назови блюдо из сказки»,
интерактивная игра «Юный кулинар», которая дает детям представления о рецептуре приготовления блюд,
дидактическая игра с презентацией «Здоровое питание»,
сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
ролевая игра «Реклама овощей»,
Для развития координации речи с движением, навыков регулирования темпа и ритма речи использовались логоритмические игры (например «Каша»).
Для развития мелкой моторики проводились пальчиковые игры «Печем колобок», "Компот", «Солим капусту», игра «Узнай крупу на ощупь».
В игровую деятельность детей также включали игру-фантазию на прогулке «Зеленый салат»,
подвижную игру с мячом в сопровождении презентации «З чым вы любiце пiць чай?»,
дидактические игры «Готовим салат (борщ, компот, пирог)», «Четвертый лишний», «Съедобное – несъедобное», «Объедини продукты с витаминами».
В рамках недели здорового питания проводились рекламные акции «Мой любимый сок!», «Пейте дети молоко, будите здоровы!», конкурс «Кефирные усы».
В уголке юного книголюбителя дети рассматривали энциклопедическую, познавательную литературу,
правила праздничной сервировки стола,
тематический альбом «Каталог витаминов».
В инсценировке «Нет овощей и полезней, и нужней» дети закрепляли представления о значении овощей в жизни человека, у них формировались умения моделировать образ с помощью образно-пластических действий (жестами, походкой, голосом).
В процессе общения проводились беседы о режиме питания, о культуре поведения за столом, обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых дети рассуждали, самостоятельно находили правильные решения. В познавательную практическую деятельность включалось элементарное экспериментирование: «Удобно ли есть суп вилкой?», «Можно ли разрезать кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».
Традиционными для детей, стали вечерние видеопросмотры.
Так дети смотрели видеофильм «Как правильно питаться», мультфильмы «Нехочуха», «Колобок», «Гуси лебеди», «Красная Шапочка», «Малыш и Карлсон» и другие.
Индивидуальные задания дети выполняли в учебном пособии для воспитанников старших групп «Свет вакол мяне. Рабочы сшытак» Дубининой Д. Н.
Важным методом в закреплении правил культуры питания является чтение художественной литературы, которая обогащает словарный запас детей, приобщает к народному фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом.
В процессе работы собрана картотека детской художественной литературы по теме, составлена картотека методических материалов на тему «Правила питания».
Итогом совместной деятельности воспитателя и детей стала групповая фотогазета «Мы за здоровое питание»
и электронная презентация «Золотые правила питания».
Дети под руководством педагога придумали их графическое изображение.
Особое место в организации работы с детьми по формированию культуры питания занимало взаимодействие с семьей. Цель взаимодействия: вовлечь родителей в процесс формирования у детей правил здорового питания, раскрыть роль правильного питания в развитии ребенка. Использовались разнообразные формы работы с родителями.
В целях повышения компетенции родителей по вопросам организации питания детей дошкольного возраста подготовлены тематические папки «Организация правильного питания детей в семье», «Организация питания детей в ДУ».
Родители принимали участие в выставке «Фирменное блюдо», в конкурсе семейных рецептов «Рецепты на бис», которые проходили в учреждении. Результатом участия родителей в конкурсе стала книга «Рецепты на бис. Группа № 5».
С помощью родителей оформлен «Каталог витаминов»,
сшита новая форма для дежурных по столовой,
составлена картотека дидактических и электронных игр на тему «Продукты питания», картотека обучающих фильмов для детей по проблеме.
В результате проведенной работы у детей сформирована культура питания, представления о: значении рационального питания для здоровья человека, о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом, о необходимости уважительного отношения к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи. благодарить за приготовленные блюда. Особое почтительное отношение у детей сформировано к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.
Ребята владеют умениями, связанными непосредственно с приемом пищи, умениями пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом. Дети умеют при подготовке к приему пищи накрывать столы, выбирать полезные для здоровья продукты, готовить блюда из них. Воспитанники без напоминания применяют культурно-гигиенические навыки, связанные с приемом пищи (после еды полоскать рот, пользоваться салфеткой, внимательно относятся к своему здоровью, выражают негативное отношение к вредным привычкам, связанным с питанием.
Наши ребята имеют представления о влиянии продуктов на здоровье человека, витаминах, других полезных веществах (белках, жирах, углеводах, минералах, их роли для сохранения здоровья и поддержания активной жизнедеятельности людей, полезных и вредных продуктах, о правилах сервировки стола для приема гостей, о правилах столового и гостевого этикета.
Материал из опыта работы был представлен на итоговом педсовете в мае.
Желаем Вам крепкого здоровья и приятного аппетита!
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!