Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются вкусовые пристрастия и привычки, модель пищевого поведения.
Темочки:
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Продукты питания
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Известно, что дошкольный период – это период интенсивного роста ребенка, период совершенствования функций всех внутренних органов. Все это требует правильной организации питания. Однако в семье этому вопросу уделяется не достаточно внимания. Этот недостаток – следствие телевизионных рекламных роликов о различных продуктах, которые не приносят человеку пользы, а зачастую наносят вред.
В учебной программе дошкольного образования отмечено: «Задача учреждений дошкольного образования – обеспечить полноценное, сбалансированное питание».
А цель педагогов – воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни, развитие умения внимательно относиться к своему здоровью. В соответствии с это целью были намечены следующие задачи работы с детьми в старшей группе :
• Систематизация представлений о продуктах питания, их влиянии на здоровье человека, о значении рационального питания;
• Упражнение в классификации продуктов (мясные, рыбные и т. д.);
• Закрепление правил сервировки стола, правил поведения за столом и пользования столовыми приборами;
• Развитие умения выбирать полезные для здоровья продукты, закрепление правил здорового питания;
• Расширение активного словаря словами - названиями приемов пищи, названиями блюд, которые можно приготовить из различных продуктов, способов приготовления пищи и глаголов, их обозначающих;
• Формирование представлений, взглядов родителей на организацию питания детей, повышение их педагогической грамотности по формированию знаний о правильном питании.
Работа с детьми проводилась в соответствии с перспективным планом по образовательному компоненту «Культура питания» образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе. Для организации образовательного процесса подобрали методическое обеспечение, тематические физкультминутки, логоритмические игры и упражнения, организовали соответствующую предметную среду.
Работа с детьми по формированию культуры питания проводилась в специальной организованной деятельности по всем образовательным областям, в нерегламентированной деятельности в соответствии с циклограммой совместной деятельности педагога и детей, в индивидуальной работе. Были организованы различные мероприятия, способствующие решению вышеизложенных задач, практической реализации детьми полученных знаний.
В образовательном процессе всегда принимала участие игровой персонаж большая поварская Книга.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Здоровое питание полезные и вредные продукты здоровье человека закладывается в детском возрасте](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928256.jpg)
Она «разговаривала» с ребятами, приводила своих друзей Волшебную Ложку, Умный ножик, Удивительный Чайник, сказочных героев, приносила сюрпризы, выступала партнером ребенка в играх, при выполнении заданий.
Основной формой организации образовательного процесса были занятия. С детьми проведены следующие занятия: «Блюда белорусской национальной кухни»,
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания закладываются вкусовые пристрастия и привычки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928304.jpg)
«Лук от семи недуг»,
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928343.jpg)
«Дапаможам ляльке Васілінке накрыць стол для гасцей»,
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Образовательная технология модель пищевого поведения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928383.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Темочки Здоровое питание полезные и вредные продукты Консультации для педагогов и воспитателей Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928424.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Все это требует правильной организации питания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928460.jpg)
«Вкусные истории» большой поварской Книги»,
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Однако в семье этому вопросу уделяется не достаточно внимания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928503.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Этот недостаток следствие телевизионных рекламных роликов о различных продуктах которые не приносят человеку пользы а зачастую наносят вред](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928545.jpg)
«Золотые правила питания»,
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В учебной программе дошкольного образования отмечено Задача учреждений дошкольного образования обеспечить полноценное сбалансированное питание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928587.jpg)
экскурсия на кухню,
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 А цель педагогов воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни развитие умения внимательно относиться к своему здоровью](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928626.jpg)
«Путешествие в страну Витаминию»,
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Работа с детьми проводилась в соответствии с перспективным планом по образовательному компоненту Культура питания образовательной области Ребенок и общество в старшей группе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928670.jpg)
«Что такое полезные продукты?»,
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Для организации образовательного процесса подобрали методическое обеспечение тематические физкультминутки логоритмические игры и упражнения организовали соответствующую предметную среду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928705.jpg)
рисование «Натюрморт «Овощи»,
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Были организованы различные мероприятия способствующие решению вышеизложенных задач практической реализации детьми полученных знаний](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928748.jpg)
творческое рассказывание «Как овощи о своей пользе спорили» и другие.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 В образовательном процессе всегда принимала участие игровой персонаж большая поварская Книга](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928791.jpg)
Нерегламентированная деятельность включала деятельность детей в условиях созданной предметной среды или совместную деятельность с педагогом, направленную на решение образовательных задач. В различных видах деятельности использовались следующие методы и приемы:
игра-викторина «Знатоки овощей и фруктов»,
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Она разговаривала с ребятами приводила своих друзей Волшебную Ложку Умный ножик Удивительный Чайник сказочных героев приносила сюрпризы выступала партнером ребенка в играх при выполнении заданий](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928831.jpg)
электронные дидактические игры «Пачастуй казачнага героя»,
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Основной формой организации образовательного процесса были занятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928870.jpg)
«Найди вредные продукты»,
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 С детьми проведены следующие занятия Блюда белорусской национальной кухни](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928914.jpg)
«Назови блюдо из сказки»,
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Лук от семи недуг](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928955.jpg)
интерактивная игра «Юный кулинар», которая дает детям представления о рецептуре приготовления блюд,
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Дапаможам ляльке Вас л нке накрыць стол для гасцей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496928999.jpg)
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Вкусные истории большой поварской Книги](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929036.jpg)
дидактическая игра с презентацией «Здоровое питание»,
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 Золотые правила питания](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929076.jpg)
сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 экскурсия на кухню](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929106.jpg)
ролевая игра «Реклама овощей»,
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 Путешествие в страну Витаминию](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929149.jpg)
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 Что такое полезные продукты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929193.jpg)
Для развития координации речи с движением, навыков регулирования темпа и ритма речи использовались логоритмические игры (например «Каша»).
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 рисование Натюрморт Овощи](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929288.jpg)
Для развития мелкой моторики проводились пальчиковые игры «Печем колобок», "Компот", «Солим капусту», игра «Узнай крупу на ощупь».
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 творческое рассказывание Как овощи о своей пользе спорили и другие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929382.jpg)
В игровую деятельность детей также включали игру-фантазию на прогулке «Зеленый салат»,
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Нерегламентированная деятельность включала деятельность детей в условиях созданной предметной среды или совместную деятельность с педагогом направленную на решение образовательных задач](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929442.jpg)
подвижную игру с мячом в сопровождении презентации «З чым вы любiце пiць чай?»,
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 В различных видах деятельности использовались следующие методы и приемы игра викторина Знатоки овощей и фруктов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929482.jpg)
дидактические игры «Готовим салат (борщ, компот, пирог)», «Четвертый лишний», «Съедобное – несъедобное», «Объедини продукты с витаминами».
В рамках недели здорового питания проводились рекламные акции «Мой любимый сок!», «Пейте дети молоко, будите здоровы!», конкурс «Кефирные усы».
В уголке юного книголюбителя дети рассматривали энциклопедическую, познавательную литературу,
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 электронные дидактические игры Пачастуй казачнага героя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929548.jpg)
правила праздничной сервировки стола,
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Найди вредные продукты](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929586.jpg)
тематический альбом «Каталог витаминов».
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Назови блюдо из сказки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929642.jpg)
В инсценировке «Нет овощей и полезней, и нужней» дети закрепляли представления о значении овощей в жизни человека, у них формировались умения моделировать образ с помощью образно-пластических действий (жестами, походкой, голосом).
В процессе общения проводились беседы о режиме питания, о культуре поведения за столом, обсуждение проблемных ситуаций, в ходе которых дети рассуждали, самостоятельно находили правильные решения. В познавательную практическую деятельность включалось элементарное экспериментирование: «Удобно ли есть суп вилкой?», «Можно ли разрезать кашу ножом?», «Какая ложка лучше?».
Традиционными для детей, стали вечерние видеопросмотры.
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 интерактивная игра Юный кулинар которая дает детям представления о рецептуре приготовления блюд](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929722.jpg)
Так дети смотрели видеофильм «Как правильно питаться», мультфильмы «Нехочуха», «Колобок», «Гуси лебеди», «Красная Шапочка», «Малыш и Карлсон» и другие.
Индивидуальные задания дети выполняли в учебном пособии для воспитанников старших групп «Свет вакол мяне. Рабочы сшытак» Дубининой Д. Н.
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 дидактическая игра с презентацией Здоровое питание](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929769.jpg)
Важным методом в закреплении правил культуры питания является чтение художественной литературы, которая обогащает словарный запас детей, приобщает к народному фольклору, учит детей быть вежливыми, гостеприимными, воспитывает культуру поведения за столом.
В процессе работы собрана картотека детской художественной литературы по теме, составлена картотека методических материалов на тему «Правила питания».
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 сюжетно ролевая игра Магазин](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929817.jpg)
Итогом совместной деятельности воспитателя и детей стала групповая фотогазета «Мы за здоровое питание»
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 ролевая игра Реклама овощей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929877.jpg)
и электронная презентация «Золотые правила питания».
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Для развития координации речи с движением навыков регулирования темпа и ритма речи использовались логоритмические игры например Каша](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929935.jpg)
Дети под руководством педагога придумали их графическое изображение.
![Смотреть фотографию №37 Фото №37 Для развития мелкой моторики проводились пальчиковые игры Печем колобок Компот Солим капусту игра Узнай крупу на ощупь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496929976.jpg)
Особое место в организации работы с детьми по формированию культуры питания занимало взаимодействие с семьей. Цель взаимодействия: вовлечь родителей в процесс формирования у детей правил здорового питания, раскрыть роль правильного питания в развитии ребенка. Использовались разнообразные формы работы с родителями.
В целях повышения компетенции родителей по вопросам организации питания детей дошкольного возраста подготовлены тематические папки «Организация правильного питания детей в семье», «Организация питания детей в ДУ».
![Смотреть фотографию №38 Фото №38 В игровую деятельность детей также включали игру фантазию на прогулке Зеленый салат](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930022.jpg)
Родители принимали участие в выставке «Фирменное блюдо», в конкурсе семейных рецептов «Рецепты на бис», которые проходили в учреждении. Результатом участия родителей в конкурсе стала книга «Рецепты на бис. Группа № 5».
![Смотреть фотографию №39 Фото №39 подвижную игру с мячом в сопровождении презентации З чым вы люб це п ць чай](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930066.jpg)
![Смотреть фотографию №40 Фото №40 дидактические игры Готовим салат борщ компот пирог Четвертый лишний Съедобное несъедобное Объедини](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930106.jpg)
С помощью родителей оформлен «Каталог витаминов»,
![Смотреть фотографию №41 Фото №41 Продукты питания продукты с витаминами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930142.jpg)
сшита новая форма для дежурных по столовой,
![Смотреть фотографию №42 Фото №42 В рамках недели здорового питания проводились рекламные акции Мой любимый сок Пейте дети молоко будите здоровы конкурс Кефирные усы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930188.jpg)
составлена картотека дидактических и электронных игр на тему «Продукты питания», картотека обучающих фильмов для детей по проблеме.
В результате проведенной работы у детей сформирована культура питания, представления о: значении рационального питания для здоровья человека, о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами, поведения за столом, о необходимости уважительного отношения к труду повара, мамы, других взрослых по приготовлению пищи. благодарить за приготовленные блюда. Особое почтительное отношение у детей сформировано к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей.
Ребята владеют умениями, связанными непосредственно с приемом пищи, умениями пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть, принимать правильную позу за столом. Дети умеют при подготовке к приему пищи накрывать столы, выбирать полезные для здоровья продукты, готовить блюда из них. Воспитанники без напоминания применяют культурно-гигиенические навыки, связанные с приемом пищи (после еды полоскать рот, пользоваться салфеткой, внимательно относятся к своему здоровью, выражают негативное отношение к вредным привычкам, связанным с питанием.
Наши ребята имеют представления о влиянии продуктов на здоровье человека, витаминах, других полезных веществах (белках, жирах, углеводах, минералах, их роли для сохранения здоровья и поддержания активной жизнедеятельности людей, полезных и вредных продуктах, о правилах сервировки стола для приема гостей, о правилах столового и гостевого этикета.
Материал из опыта работы был представлен на итоговом педсовете в мае.
Желаем Вам крепкого здоровья и приятного аппетита!
![Смотреть фотографию №43 Фото №43 В уголке юного книголюбителя дети рассматривали энциклопедическую познавательную литературу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-943971-1496930217.jpg)
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!