Елена Мясникова
Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС
Задачи:
Определить сущность понятия «коммуникативные
навыки»;
Рассмотреть особенности коммуникативных навыков у детей с РАС;
Рассмотреть специфику методов коррекции
коммуникативных нарушений в младшем школьном возрасте у детей с РАС.
Публикация «Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Обычно выделяют три основные области, в которых аутизм проявляется особенно ярко:
речь и коммуникация;
социальное взаимодействие;
воображение, эмоциональная сфера.
Очень важно отличать коммуникативные навыки от речевых. Часто детей с расстройствами аутистического спектра определяют, как «не разговаривающих», и поэтому существует предположение, что если их обучить говорить, то все проблемы общения разрешатся сами собой. На самом деле наиболее важным компонентом общения является именно коммуникация, а не разговорный язык. Даже не сказав ни слова, мы способны объяснить, чего хотим, привлекая внимание с помощью жестов и взгляда. Именно этого не умеют делать аутичные дети.
Ранние проявления нарушений коммуникативной сферы
Протестная реакция вплоть до сильнейшего возбуждения и истерики.
Стеснительность.
Попытки установления контакта с окружающими при возникновении актуальной потребности.
Абсолютная отрешённость.
Нарушение речевого развития у детей с РАС
Первые слова появляются гораздо позже, они не типичны.
После 11-18 месяцев ребёнок может замолчать.
Эхолалии.
О себе говорит во втором или третьем лице.
Может не пользоваться речью.
Основные формы проявления аутизма
Полная отрешённость от происходящего.
Активное отвержение.
Захваченность аутистическими интересами.
Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
у детей с РАС состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет
свои цели и задачи.
1 этап — диагностический
2 этап — установление эмоционального контакта.
3 этап — формирование импрессивной коммуникации.
4 этап — развитие экспрессивной коммуникации.
5 этап — развитие общих речевых навыков.
Диагностический этап: беседа с родителями, в ходе
которой важно узнать об особенностях коммуникативного поведения ребёнка
Как ребёнок выражает просьбу, несогласие, сообщает ли о дискомфорте.
Какие звуки произносит и что они обозначают.
- Как реагирует на незнакомых людей.
- Как выполняет инструкции.
Как реагирует на своё имя.
Таким образом мы определяем уровень актуального развития ребёнка.
УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА Наблюдение за свободной деятельностью ребёнка.
Присоединение к интересам ребёнка и его речевым реакциям.
Сенсомоторная игра.
Организация целенаправленной деятельности ребёнка
Таким образом мы определяем уровень актуального развития ребёнка
Работа по формированию коммуникативных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра — процесс долгий, сложный и в каждом конкретном случае уникальный. Поэтому система обучения и воспитания детей с РАС предполагает постоянный поиск более оптимальных методов и приёмов. Ведь будущее ребенка с РАС во многом зависит от правильно подобранного и осуществляемого специалистами целенаправленного, комплексного подхода, выбора индивидуального маршрута сопровождения.
ФОРМИРОВАНИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Обучение пониманию обращённой речи
Обучение пониманию жестов и выразительных движений с помощью альтернативных коммуникативных систем.
РАЗВИТИЕ ЭКСПРЕСИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ.
Формирование и развитие ответной реакции с ориентацией на
понимание слов, подкреплённых действием.
РАЗВИТИЕ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ
Расширение рамок общения с окружающими.
Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову.
Формирование речевого дыхания, силы голоса, артикуляционных движений.
Развитие слухового внимания.
В КАЧЕСТВЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С РАС МОЖНО НАЗВАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ:
появление реакции на собственное имя (обращение внимания на взрослого, поворот головы в сторону зовущего);
увеличение времени визуального контакта и активного сотрудничества с логопедом;
появление возможности и потребности отвечать на ряд вопросов о себе, своей семье (называть свое имя, обозначать родственные отношения);
возникновение и совершенствование социальных навыков (здороваться, прощаться);
называние изученных предметов вне ситуации обучения, спонтанное
использование изученных понятий;
самостоятельное обращение к взрослому с просьбой, которая состоит из 1–2 слов, выполнение простых инструкций (садись, дай, возьми и т. п.).
Работа по формированию коммуникативных компетенций у учащихся с расстройствами аутистического спектра — процесс долгий, сложный и в каждом конкретном случае уникальный. Поэтому система обучения и воспитания детей с РАС предполагает постоянный поиск более оптимальных методов и приёмов. Ведь будущее ребенка с РАС во многом зависит от правильно подобранного и осуществляемого специалистами целенаправленного, комплексного подхода, выбора индивидуального маршрута сопровождения.