Жукова Екатерина
Развитие рефлексивных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Человек не может жить полноценной жизнью, если не обладает способностью к размышлениям, самонаблюдению и анализу своих действий и внутренних процессов. Без умения проводить самоанализ, оценивать как сам процесс, так и его результаты, он потеряет возможность к обучению. Эти навыки и умения объединяет понятие рефлексии.
Рефлексия — это важный инструмент, помогающий углубить понимание собственных мыслей и переживаний. Она позволяет человеку осмысливать свои поступки, выявлять ошибки и находить пути к совершенствованию. Благодаря рефлексии, индивид получает возможность расти и развиваться, находя в себе ресурсы для изменений. Умение анализировать себя способствует выстраиванию более глубоких отношений с окружающим миром и самим собой. Без этой практики человек рискует стать лишь пассивным участником своей жизни, не осознавая своего внутреннего мира и не извлекая уроки из своего опыта.
Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.
У маленьких детей отсутствует потребность в самоосознании, они не способны анализировать свои действия и выявлять причины допущенных ошибок, а также связь между своими усилиями и конечными результатами. Ребенок не осознает и не может объяснить, что происходит с ним в ходе его деятельности. Важно обучать детей этим навыкам, и стоит начинать развивать рефлексивные способности уже в раннем возрасте дошкольного периода.
Зачем нужно развивать умение рефлексировать?
Благодаря этому дети учатся:
• осмысливать достигнутые результаты;
• формулировать цели и связывать с ними итоги своей работы;
• находить внутреннюю мотивацию для независимого труда;
• сосредотачивать внимание не только на процессе, но и на изменениях, которые вызывают активность и следуют за ней;
• развивать навыки саморегуляции, самоконтроля и самооценки.
1. Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел/не успел, смог/не смог).
2. Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт-дискомфорт).
3. Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял/не понял, легко далось/возникли трудности).
4. Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему/изменения к худшему, полезность-бесполезность для мира).
Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?
• Ребенок должен свободно выражать свои мысли, не испытывая при этом никакого дискомфорта.
• Он делится своими идеями по собственной воле, и в этот момент родителям не следует его оценивать.
• Вся процедура размышления проходит в игривом формате.
• Для ребенка важно осознавать, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны родителей.
Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?
Для развития навыков, способствующих рефлексивной деятельности, важно задавать подходящие вопросы. Рефлексия может осуществляться как по завершении какого-либо процесса или игры, так и на протяжении ее выполнения, между отдельными этапами. Кроме того, имеется возможность проводить рефлексию как в начале, так и в конце выполнения задачи, после чего следует провести анализ полученных результатов и выявить различия.
Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:
• Что происходило во время занятия?
• Что именно делал ты?
• Что при этом ты испытывал, чувствовал?
• Что понравилось, не понравилось?
• Через какие трудности тебе пришлось пройти?
• Что нового ты для себя узнал?
Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):
• Оранжевый — радость, восторг
• Красный — нервозность, возбуждение, агрессия
• Синий — грусть, усталость
• Зеленый — энергичность
• Насыщенный зеленый — беззащитность
• Желтый — спокойствие
• Фиолетовый — беспокойство, тревожность
• Серый — замкнутость, расстроенность
• Черный — уныние, отрицание
• Коричневый — беспокойство, неуверенность
Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра "Моя погода" Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:
• солнышко — прекрасное настроение;
• солнышко за тучкой — хорошее настроение;
• тучка — плохое настроение;
• дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
• грозовая тучка — злое, ужасное настроение.
После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.
Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.