Папки-передвижки

Развитие рефлексивных способностей у дошкольников

Жукова Екатерина
Развитие рефлексивных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Человек не может жить полноценной жизнью, если не обладает способностью к размышлениям, самонаблюдению и анализу своих действий и внутренних процессов. Без умения проводить самоанализ, оценивать как сам процесс, так и его результаты, он потеряет возможность к обучению. Эти навыки и умения объединяет понятие рефлексии.

Рефлексия — это важный инструмент, помогающий углубить понимание собственных мыслей и переживаний. Она позволяет человеку осмысливать свои поступки, выявлять ошибки и находить пути к совершенствованию. Благодаря рефлексии, индивид получает возможность расти и развиваться, находя в себе ресурсы для изменений. Умение анализировать себя способствует выстраиванию более глубоких отношений с окружающим миром и самим собой. Без этой практики человек рискует стать лишь пассивным участником своей жизни, не осознавая своего внутреннего мира и не извлекая уроки из своего опыта.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей отсутствует потребность в самоосознании, они не способны анализировать свои действия и выявлять причины допущенных ошибок, а также связь между своими усилиями и конечными результатами. Ребенок не осознает и не может объяснить, что происходит с ним в ходе его деятельности. Важно обучать детей этим навыкам, и стоит начинать развивать рефлексивные способности уже в раннем возрасте дошкольного периода.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

• осмысливать достигнутые результаты;

• формулировать цели и связывать с ними итоги своей работы;

• находить внутреннюю мотивацию для независимого труда;

• сосредотачивать внимание не только на процессе, но и на изменениях, которые вызывают активность и следуют за ней;

• развивать навыки саморегуляции, самоконтроля и самооценки.

1. Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел/не успел, смог/не смог).

2. Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт-дискомфорт).

3. Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял/не понял, легко далось/возникли трудности).

4. Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему/изменения к худшему, полезность-бесполезность для мира).

Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?

• Ребенок должен свободно выражать свои мысли, не испытывая при этом никакого дискомфорта.

• Он делится своими идеями по собственной воле, и в этот момент родителям не следует его оценивать.

• Вся процедура размышления проходит в игривом формате.

• Для ребенка важно осознавать, что он всегда может рассчитывать на поддержку со стороны родителей.

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?

Для развития навыков, способствующих рефлексивной деятельности, важно задавать подходящие вопросы. Рефлексия может осуществляться как по завершении какого-либо процесса или игры, так и на протяжении ее выполнения, между отдельными этапами. Кроме того, имеется возможность проводить рефлексию как в начале, так и в конце выполнения задачи, после чего следует провести анализ полученных результатов и выявить различия.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

• Что происходило во время занятия?

• Что именно делал ты?

• Что при этом ты испытывал, чувствовал?

• Что понравилось, не понравилось?

• Через какие трудности тебе пришлось пройти?

• Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):

• Оранжевый — радость, восторг

• Красный — нервозность, возбуждение, агрессия

• Синий — грусть, усталость

• Зеленый — энергичность

• Насыщенный зеленый — беззащитность

• Желтый — спокойствие

• Фиолетовый — беспокойство, тревожность

• Серый — замкнутость, расстроенность

• Черный — уныние, отрицание

• Коричневый — беспокойство, неуверенность

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра "Моя погода" Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

• солнышко — прекрасное настроение;

• солнышко за тучкой — хорошее настроение;

• тучка — плохое настроение;

• дождливая тучка — грустное, печальное настроение;

• грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие рефлексивных способностей у дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2025 в 23:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие рефлексивных способностей у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Жукова Екатерина (УИ 2531900) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
06 февраля 2025 четверг
Поздравляем солдат с Днем Защитника Отечества!
07 февраля 2025 пятница
Акция "Огнетушитель в каждый дом!"
Проведите противопожарную акцию

Олимпиада для детей по пожарной безопасности
Приглашаем поучаствовать в Олимпиаде!

Конкурс творческих работ по пожарной безопасности
Добавляйте поделки и рисунки на конкурс!
Официальная дата праздника - 7 февраля, но основные мероприятия обычно проводят в следующие за этим днем выходные.
Конкурс поделок на тему спорта



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД