Получи документы

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника

Марина Шепель
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника

Шепель М. В., Смирнова О. М.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из главных направлений развития дошкольника является социально-коммуникативное развитие, которое включает в себя формирование навыков культуры поведения [1].

Публикация «Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника» размещена в разделах

Культура поведения — это единство внешней и внутренней культуры человека. Внешняя культура проявляется в его поступках и словах, внутренняя – в нравственности и духовном богатстве [2].

Если у младшего дошкольника недостаточно развиты навыки культурного поведения: умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то эти проблемы становятся серьёзными недостатками в старшем дошкольном и школьном возрасте и иногда приходится корректировать в дальнейшем неправильно сформированные навыки и привычки поведения [3].

В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет совместные действия педагогов и родителей.

В связи с этим было проведено исследование, в котором предполагалось выяснить отношение к проблеме воспитания культуры поведения у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об основных навыках культурного поведения, которыми, в первую очередь, должен овладеть дошкольник, являются ли родители примером культурного поведения для своего ребёнка, а также, что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер.

В исследовании участвовали мамы младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 52 человека.

Исследование проводилось в форме анкеты. Родителям предлагалось ответить на шесть вопросов, в двух из которых предполагалось вписать собственные суждения.

Анкета содержала следующие вопросы:

1) Считают ли родители важным воспитывать у ребёнка культуру поведения? а) да; б) нет.

2) Бывает ли родителям стыдно за поведение своего ребёнка? а) иногда; б) часто; в) никогда.

3) Считают ли родители, что ребёнка нужно учить всегда давать сдачу? а) иногда; б) никогда.

4) Часто ли сами родители попадают в конфликтные ситуации? а) иногда; б) никогда.

5) Написать наиболее приоритетные навыки культурного поведения, которые родители хотели бы воспитать у своего ребёнка.

6) Отметить, что является главным в воспитании хороших манер и культурного поведения.

В ходе анкетирования были получены следующие ответы:

На первый вопрос анкеты все родители ответили, что считают важным воспитывать культуру поведения у ребёнка.

На второй вопрос – 44 мамы (84,6%) отметили, что иногда им бывает стыдно за поведение своего ребёнка; 6 мам (11,6%) ответили, что часто стыдятся, и двум мамам (3,8%) - никогда не было стыдно за поведение ребёнка.

На третий вопрос - 40 родителей (80%) отметили, что иногда ребёнок должен давать сдачу, и лишь 12 человек (20%) – считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу.

Четвёртый вопрос позволил выявить, что 42 мамы (80,8%) стараются не попадать в конфликтные ситуации, тогда как 10 из 52 опрошенных (19,2%) – иногда оказываются в таких ситуациях.

На вопрос о привычках культурного поведения, которые мамы хотели бы в первую очередь видеть у своего ребёнка, были получены такие ответы: знание этикета – 26 человек, уважение к старшим – 21, вежливость – 18, опрятность – 13, культура поведения за столом – 13, послушание – 10, терпение – 8, не капризничать – 8, не перебивать – 5, не кричать – 5, дружелюбность – 5, не драться – 5.

В количестве одного варианта ответа на вопрос предлагались следующие: отзывчивость, умение спокойно ждать, не бросать мусор, умение причёсываться, умываться, чистить зубы, вытирать рот, убирать игрушки, толерантность, желание учиться.

На последний вопрос, что является главным в воспитании навыков культурного поведения, 47 мам отметили пример взрослых, причём, только 23 мамы конкретно выделили родителей или семью; 20 человек назвали пример взрослых, окружающих ребёнка, 5 – объяснения, 3 – уважение и 3 – желание.

Результаты исследования показали, что 100% опрошенных считают воспитание важным элементом в культуре поведения дошкольников. Однако, 10 мам (19,2%, отметившие, что иногда попадают в конфликтные ситуации, выбирают главным в воспитании навыков культурного поведения – пример для подражания, а в качестве привычки культурного поведения – уважение. 40,4% опрошенных (21 мама) к навыкам культурного поведения в первую очередь относят культурно - гигиенические навыки и ставят их на первое место.

20% (12 родителей), которые считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу, стараются не попадать в конфликтную ситуацию и считают, что главным в воспитании навыков культурного поведения является личный пример родителей, а также отмечают желаемые привычки культурного поведения своего ребёнка как уважение к старшим и вежливость.

Три опрошенные (5,8%) выделили такую привычку, которую они хотели бы видеть у своего ребёнка, как толерантность, тем не менее, одна считает, что ребёнок иногда должен давать сдачу, и в то же время, ей часто бывает стыдно за поведение своего ребёнка. Главным же в воспитании навыков культурного поведения у ребёнка, она считает культуру взрослых, которые окружают ребёнка.

Пять мам (9,6%) считают, что культуру поведения можно воспитывать путём объяснений, что явно подлежит сомнению, а на первое место ставят такую привычку культурного поведения, как терпение.

В результате проведённого исследования удалось выявить положительное отношение родителей, в данном случае мам, к воспитанию культурного поведения у ребёнка младшего дошкольного возраста.

Большинство родителей считают, что воспитание вежливости, уважения к старшим и выработка культурно-гигиенических навыков является приоритетной. Хочется отметить, что ни одна мама не считает, что её ребёнок всегда должен давать сдачу.

Также было выявлено, что половина родителей в воспитании культуры поведения ребёнка берёт ответственность на себя, треть - разделяет с ближайшим окружением, но никто не сваливает полную ответственность на дошкольное учреждение.

В связи с полученными результатами, была намечена дальнейшая работа с родителями в виде консультаций, а также индивидуальных бесед.

Для формирования представлений о правилах и нормах поведения у детей и лучшего усвоения были использованы различные методы: беседы по сюжетным картинкам, показ кукольного театра, инсценировок с помощью игрушек и кукол бибабо во время умывания, завтрака, обеда и других ситуаций повседневной жизни в группе.

Совместно с детьми обыгрывались проблемные ситуации: «Назови хорошие поступки», «Какие хорошие слова ты знаешь…», а также читали художественную литературу: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Воронкова. «Маша-растеряша», С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»).

В результате проведенной работы воспитателей совместно с родителями были отмечены следующие результаты: дети в большей степени овладели навыками самообслуживания; в общении между собой и в совместных играх стали более дружелюбными, проявлять заботу о других детях, мальчики не обижать девочек, а защищать, чаще стали употреблять вежливые слова.

Список используемой литературы:

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Серия "Стандарты второго поколения"). Редактор И. А. Сафронова Издательство "Просвещение",2016.

2. Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. – 1986

3. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание - 1991

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей.

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения в окружающем мире Великая ценность каждого человека – здоровье. Поэтому в своей педагогической деятельности приоритетным направлением считаю обеспечение безопасности.

Формирование навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №83 «Светлячок» общеразвивающего вида ПРОЕКТ "Формирование.

Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста Формирование навыков безопасного поведения в быту у детей дошкольного возраста. «Везде, где есть жизнь, есть и опасность» Эмерсон Безопасность.

Формирование навыков культуры поведения дошкольников в общественных местах Презентация по Формированию навыков культуры поведения у старших дошкольников раскрывает особенности работы воспитателя по данному направлению.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка – дошкольника невозможно.

Круглый стол: «Воспитание культуры поведения дошкольника» Цель: Привлечение вниманияродителейк вопросу воспитания культуры поведения у дошкольников. Задачи: 1).

Сообщение на методическое объединение «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения» ГБОУ с. Малый Толкай Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков.

Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста Статья. Формирования культуры поведения и культурно-гигиенические навыков детей дошкольного возраста. Воспитатель создаёт в группе атмосферу.

Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника» «Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:30
+135Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шепель (УИ 598244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД