Марина Шепель
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника
Шепель М. В., Смирнова О. М.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из главных направлений развития дошкольника является социально-коммуникативное развитие, которое включает в себя формирование навыков культуры поведения [1].
Публикация «Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Культура поведения — это единство внешней и внутренней культуры человека. Внешняя культура проявляется в его поступках и словах, внутренняя – в нравственности и духовном богатстве [2].
Если у младшего дошкольника недостаточно развиты навыки культурного поведения: умение благодарить, выражать просьбу, соблюдать элементарные правила поведения, то эти проблемы становятся серьёзными недостатками в старшем дошкольном и школьном возрасте и иногда приходится корректировать в дальнейшем неправильно сформированные навыки и привычки поведения [3].
В формировании навыков культурного поведения у детей важную роль играет совместные действия педагогов и родителей.
В связи с этим было проведено исследование, в котором предполагалось выяснить отношение к проблеме воспитания культуры поведения у младших дошкольников. Предполагалось получить информацию об основных навыках культурного поведения, которыми, в первую очередь, должен овладеть дошкольник, являются ли родители примером культурного поведения для своего ребёнка, а также, что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер.
В исследовании участвовали мамы младших дошкольников, посещающих детский сад, в количестве 52 человека.
Исследование проводилось в форме анкеты. Родителям предлагалось ответить на шесть вопросов, в двух из которых предполагалось вписать собственные суждения.
Анкета содержала следующие вопросы:
1) Считают ли родители важным воспитывать у ребёнка культуру поведения? а) да; б) нет.
2) Бывает ли родителям стыдно за поведение своего ребёнка? а) иногда; б) часто; в) никогда.
3) Считают ли родители, что ребёнка нужно учить всегда давать сдачу? а) иногда; б) никогда.
4) Часто ли сами родители попадают в конфликтные ситуации? а) иногда; б) никогда.
5) Написать наиболее приоритетные навыки культурного поведения, которые родители хотели бы воспитать у своего ребёнка.
6) Отметить, что является главным в воспитании хороших манер и культурного поведения.
В ходе анкетирования были получены следующие ответы:
На первый вопрос анкеты все родители ответили, что считают важным воспитывать культуру поведения у ребёнка.
На второй вопрос – 44 мамы (84,6%) отметили, что иногда им бывает стыдно за поведение своего ребёнка; 6 мам (11,6%) ответили, что часто стыдятся, и двум мамам (3,8%) - никогда не было стыдно за поведение ребёнка.
На третий вопрос - 40 родителей (80%) отметили, что иногда ребёнок должен давать сдачу, и лишь 12 человек (20%) – считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу.
Четвёртый вопрос позволил выявить, что 42 мамы (80,8%) стараются не попадать в конфликтные ситуации, тогда как 10 из 52 опрошенных (19,2%) – иногда оказываются в таких ситуациях.
На вопрос о привычках культурного поведения, которые мамы хотели бы в первую очередь видеть у своего ребёнка, были получены такие ответы: знание этикета – 26 человек, уважение к старшим – 21, вежливость – 18, опрятность – 13, культура поведения за столом – 13, послушание – 10, терпение – 8, не капризничать – 8, не перебивать – 5, не кричать – 5, дружелюбность – 5, не драться – 5.
В количестве одного варианта ответа на вопрос предлагались следующие: отзывчивость, умение спокойно ждать, не бросать мусор, умение причёсываться, умываться, чистить зубы, вытирать рот, убирать игрушки, толерантность, желание учиться.
На последний вопрос, что является главным в воспитании навыков культурного поведения, 47 мам отметили пример взрослых, причём, только 23 мамы конкретно выделили родителей или семью; 20 человек назвали пример взрослых, окружающих ребёнка, 5 – объяснения, 3 – уважение и 3 – желание.
Результаты исследования показали, что 100% опрошенных считают воспитание важным элементом в культуре поведения дошкольников. Однако, 10 мам (19,2%, отметившие, что иногда попадают в конфликтные ситуации, выбирают главным в воспитании навыков культурного поведения – пример для подражания, а в качестве привычки культурного поведения – уважение. 40,4% опрошенных (21 мама) к навыкам культурного поведения в первую очередь относят культурно - гигиенические навыки и ставят их на первое место.
20% (12 родителей), которые считают, что ребёнок никогда не должен давать сдачу, стараются не попадать в конфликтную ситуацию и считают, что главным в воспитании навыков культурного поведения является личный пример родителей, а также отмечают желаемые привычки культурного поведения своего ребёнка как уважение к старшим и вежливость.
Три опрошенные (5,8%) выделили такую привычку, которую они хотели бы видеть у своего ребёнка, как толерантность, тем не менее, одна считает, что ребёнок иногда должен давать сдачу, и в то же время, ей часто бывает стыдно за поведение своего ребёнка. Главным же в воспитании навыков культурного поведения у ребёнка, она считает культуру взрослых, которые окружают ребёнка.
Пять мам (9,6%) считают, что культуру поведения можно воспитывать путём объяснений, что явно подлежит сомнению, а на первое место ставят такую привычку культурного поведения, как терпение.
В результате проведённого исследования удалось выявить положительное отношение родителей, в данном случае мам, к воспитанию культурного поведения у ребёнка младшего дошкольного возраста.
Большинство родителей считают, что воспитание вежливости, уважения к старшим и выработка культурно-гигиенических навыков является приоритетной. Хочется отметить, что ни одна мама не считает, что её ребёнок всегда должен давать сдачу.
Также было выявлено, что половина родителей в воспитании культуры поведения ребёнка берёт ответственность на себя, треть - разделяет с ближайшим окружением, но никто не сваливает полную ответственность на дошкольное учреждение.
В связи с полученными результатами, была намечена дальнейшая работа с родителями в виде консультаций, а также индивидуальных бесед.
Для формирования представлений о правилах и нормах поведения у детей и лучшего усвоения были использованы различные методы: беседы по сюжетным картинкам, показ кукольного театра, инсценировок с помощью игрушек и кукол бибабо во время умывания, завтрака, обеда и других ситуаций повседневной жизни в группе.
Совместно с детьми обыгрывались проблемные ситуации: «Назови хорошие поступки», «Какие хорошие слова ты знаешь…», а также читали художественную литературу: В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Л. Воронкова. «Маша-растеряша», С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»).
В результате проведенной работы воспитателей совместно с родителями были отмечены следующие результаты: дети в большей степени овладели навыками самообслуживания; в общении между собой и в совместных играх стали более дружелюбными, проявлять заботу о других детях, мальчики не обижать девочек, а защищать, чаще стали употреблять вежливые слова.
Список используемой литературы:
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Серия "Стандарты второго поколения"). Редактор И. А. Сафронова Издательство "Просвещение",2016.
2. Петерина С. В., Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М. – 1986
3. Бархатова В. В. Воспитание культуры поведения// Дошкольное воспитание - 1991