Ольга Фролова
Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как
прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские
годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего
мира, - от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
«Формирование духовно – нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям русского народа через реализацию проекта «Русский платок».
Публикация «Формирование духовно-нравственных качеств личности дошкольника посредством приобщения к культурным ценностям и традициям» размещена в разделах
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Ведь испокон веков на русской земле были мастера, способные творить своими руками красивые вещи. К народным промыслам относятся фарфоровые изделия, декоративная роспись, глиняные игрушки, лаковые миниатюры и, конечно же, павлопасадские платки. В исконно русских произведениях промыслового искусства отражается душа народа.
Богата Россия народными промыслами (Гжель, Городец, Хохлома, Жостово, Палехская шкатулка, Павлопосадские шали и др.). Каждый народ под влиянием жизненных и природных условий создает свои традиции. Каждый день дети сталкиваются с многообразием предметов декоративного искусства, которые созданы из разных материалов, которые имеют определённые рисунки, орнаменты, свои формы и колориты. Все это стало вызывать у ребят такие вопросы, как: «Как появился данный народный промысел, в чем его особенность?», «Где живут народные умельцы, которые создают такую красоту?», «Как изготавливаются эти вещи небывалой красоты?» и др.
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует
воспитанию патриотических чувств. Приобщает к миру прекрасного! Поэтому их
необходимо включать в педагогический процесс работы со старшими дошкольниками.
Дети нашего времени не видят ценности вещей, которые их окружают. Очень часто
ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в
магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с
видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему. И поэтому, тема нашего проекта «Русский платок» выбрана не случайно, это не просто возврат к российской старине, тем более это не дань моде. Это попытка реализовать в сегодняшних условиях те, традиционные ценности, те фундаментальные качества русского народа, благодаря которым он стал великим народом.
Таким образом, мы сформулировали основную цель данного проекта: способствовать формированию у детей познавательного интереса к русской народной культуре через разнообразие платочных изделий, воспитать будущее поколение, обладающее духовно – нравственными ценностями, уважающими культурно – историческое наследие России.
В основу проекта была положена идея: познакомить более глубоко и детально о русском платке. В совершенствовании работы с детьми по формированию духовно – нравственных чувств в процессе реализации проекта, мы посчитали, что можно решить следующие задачи:
1. способствовать формированию у детей представления о платочной мануфактуре, как о народном художественном промысле России; о технологии изготовления платков, о разнообразии платочных изделий; об уникальности данного промысла;
2. Способствовать развитию умений видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
3. Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОО по вопросам нравственно-эстетического развития личности ребенка;
4. Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров.
Для более полной реализации поставленных задач, был составлен план для работ по духовно – нравственному воспитанию, в него были включены различные виды деятельности : познавательно – исследовательская, художественно – продуктивная, музыкальная, игровая и т. д. Она осуществлялась интегративной форме в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
С детьми были проведены беседы: «Какие бывают платки», «Павлопасадский платок», «Платок, как часть русского народного костюма», Уроки Айболита» - для чего нужен носовой платок?»
В познавательно – исследовательской деятельности, мы знакомили детей с платком, как элементом одежды, а потом уже с русским народным промыслом, Павловопосадским платком, с историй его возникновения, с узорами, рассказ педагога сопровождался демонстрацией картинок и платков. Дети рассматривали тематические альбомы, иллюстрации, фотографии, видео – презентации, для расширения кругозора и обобщения знаний о разнообразии платочных изделий.
В формировании элементарных математических представлений дети изучали геометрические фигуры: в виде платка (квадрат, в виде косынки (треугольник, а так же ребенку предлагалось познакомиться со способом изображения узора с помощью геометрических фигур в игре «Укрась платочек геометрическими фигурами» (круг, квадрат, треугольник и т. д., где ребенок освоил умение видеть геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи чередования форм;
В игре «Угадай, что под платком?» дети усвоили сенсорные эталоны: под платочек прятали тот или иной предмет, и с помощью тактильных ощущений ребенок определял и называл его.
Для обучения детей восприятию различных цветов, мы предлагаем ребенку подобрать платок по временам года, тем самым закрепляя представления по сезонным изменениям.
Дети составляли описательный рассказ по плану. При составлении описательных рассказов, дети стремились раскрыть историю возникновения русского платка, какие элемент узоров используются в росписи, как можно использовать платок в повседневной жизни.
В рамках работы «Художественно-эстетического развития» дети рисовали на тему: «Павлопосадский платок», раскрашивание цветочные узоры, создавали коллективную аппликацию «Узоры на платке», формируя у детей эстетический вкус и умение видеть красоту платочных изделий.
Знакомя детей с художественной литературой, разучивая стихи, частушки, мы стремились раскрыть идейно – художественный смысл произведения. Беседуя о прочитанном, прививали детям любовь и уважение, сострадание ко всему живому, воспитывали желание делать выбор в пользу добра.
В музыкальной деятельности, мы использовали хороводные игры, включающие в себя целый комплекс игровых упражнений, где дети под музыку и пение выполняли свободные движения с платочками: музыкальная игра «Наш платочек голубой». Были разучены танцы «Спляшем Ваня» и «Павлопасадский платок».
Платок можно использовать в театрализованной деятельности: сверху косынки прикладывается маска (оранжевая косынка - лисичка, белая – зайчик, желтая – колобок, коричневая – медведь, серая – волк и т. д., у детей этого возраста, сформированы умения имитировать характерные движения сказочных животных.
В работе с детьми дошкольного возраста широко применяются игровые упражнения, занимающие как бы промежуточное место между гимнастическими упражнениями и подвижными играми. Подбор соответствующего оборудования – платочек разной формы и цвета, является необходимым условием для правильной организации проведения подвижных игр, таких как «Найди пару», «Достань платочек», народных игр «Гори, гори ясно», «Бабка – Ежка костяная ножка», «Жмурки», проведение эстафеты «Кто быстрее до платочка».
С целью предупреждения и снятия усталости и для повышения продуктивности умственной деятельности в непосредственной образовательной деятельности применяем в работе физкультминутки с платком, при этом учитывать уровень физической подготовленности детей.
В самостоятельной деятельности детей, для развития социально-коммуникативных качеств ребенка, были изготовлены настольно-дидактические игры «Выложи узор», «Сочетание цветов». В сюжетно - ролевая игре «Модельеры», дети проявили себя с творческой стороны, придумывая и осуществляя свой замысел. В игре дети проявляли наибольшую самостоятельность: придумывали сюжет игры, самостоятельно подбирали предметы – атрибуты для игры, придумывали игровых персонажей, распределяли роли и выполняли игровые действия.
Особое внимание предполагается уделять деятельности по укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях поможет объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей может способствовать единению педагогов, родителей и детей, что может благотворно сказаться на формировании положительного отношения друг к другу.
В ходе подготовки к проекту совместно с родителями были подобрана информация и иллюстрированные материалы, платки для выставки. Дети совместно с родителями посетили местный краеведческий музей. Бла организованна совместная ярмарка с чаепитием.
Мы делились опытом с педагогами на окружном семинаре по теме «Формирование гражданско-патриотических чувств и представлений у старших дошкольников методом проектной деятельности».
Результатом проекта был проведен фольклорный праздник «Русский платок».
Мир, в который ребята окунулись, можно даже сказать «прожили» во время подготовки и показа фольклорного праздника открыл им такие нравственные ценности как трудолюбие, милосердие, любовь к природе и к родной земле, уважение к историческому прошлому, чувство гордости за мастеров и умельцев по изготовлению платка. Эта коллективная творческая деятельность помогла сплочению ребят. В процессе совместной деятельности возникает творческое обучение, товарищеское уважение, требовательность друг к другу, взаимопонимание, взаимовыручка, развивается самостоятельность и инициативность.
Работа над проектом принесла удовлетворение детям. Они много нового узнали о появлении платка на Руси, о его создании, о том какие существовали традиции ношения платка, и какую огромную значимость имел он в костюме русской женщины.
В результате реализации проекта отмечается:
- повышение уровня знаний и расширения кругозора в области
исторического прошлого нашего Отечества;
- проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- заинтересованность в культурном наследии русского народа;
- повышение коммуникативных навыков и умений;
- расширение активного словарного запаса;
укрепление способов эффективного взаимодействия с окружающими.
Главным результатом нашей работы, на который очень хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей : милосердия, сострадания, правдивости, в стремлении его к добру и непринятию зла, и мы, глядя на своих детей, уверены, что так и будет.