Юлия Чазова
Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является формирование нравственных ценностей личности. [1]
Считаем, что данную задачу можно решить с помощью системы правильно организованной трудовой деятельности в дошкольном учреждении, которая будет способствовать развитию нравственно-волевых качеств, ответственности, аккуратности, взаимопомощи, умению договариваться и работать коллективно.
Публикация «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания» размещена в разделах
Важным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая деятельность. Эта деятельность, направлена на создание общественно полезных продуктов (ценностей, удовлетворяющих материальные и духовные потребности человека. Под формированием правильного отношения к труду следует понимать не только введение детей в трудовую деятельность, но и обучение их уважению и осознанию цели труда. Важным моментом при планировании трудовой деятельности является формирование трудовой активности ребенка как собственного критерия оценки личности.
Неоднократно подчеркивал высокую значимость дошкольного возраста в становление нравственных черт характера А. С. Макаренко. Именно в данном возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. [2]
Важность трудовой деятельности в правильном развитии человека отмечал К. Д. Ушинский. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» педагог говорит о том, что главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. [3]
Содержание труда реализуется в разных формах организации. Разработаны и введены в практическую область такие формы трудовой деятельности детей дошкольного возраста как : поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд. Через ряд последовательных трудовых действий решаются задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического. Одним из важнейших чувств, формирующихся у дошкольника в ходе трудовой деятельности, является чувство ответственности. Например, труд в природе подразумевает проявление заботы о живых существах. Поэтому, давая поручение, следует четко и грамотно формулировать задание («Поливай осторожно, не проливай воду на листья, цветок может сгнить», «Не забудь покормить рыбок, они не могут терпеть голод»). Кроме того можно давать детям поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Помоги Оле – она упала и испачкалась»). Дежурство – труд одного или нескольких детей. Данная форма способствует развитию и формирования личностных особенностей ребенка, а также ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе.
Формы организации труда детей как общий, совместный и коллективный труд так же способствуют решению задач нравственного воспитания. Общий труд предполагает деятельность детей в рамках одной цели, при которой каждый дошкольник выполняет какую-то конкретную обязанность. Совместный труд рассматривает деятельность детей в группе, где каждый ориентируется на темп других участников деятельности, качество работы. При такой форме организации повышается чувство ответственности за общее дело, формируются и развивают гуманные чувства и положительные взаимоотношения. Решение нравственных и трудовых задач является неотъемлемой частью и коллективной формы организации труда. Дети учатся распределять обязанности в ходе трудовой деятельности, в случае необходимости помогают друг другу, решают общую задачу. Коллективный труд воспитывает чувство защищённость, взаимопонимание, создаёт положительный эмоциональный настрой.
Следует отметить неоднозначность представления детей о труде и его значении. Некоторые дошкольники понимают, что дежурят для того, чтобы в группе был порядок. Большинство же детей видят главную цель труда в помощи воспитателю. Подобное отношение к работе снижает уровень мотивации, поведении детей, отражается на конечных результатах деятельности. Значительную роль в формировании положительного отношения дошкольника к труду играет общественное признание.
В труде между детьми складываются как деловые, так и личностные отношения, регулируемые уже усвоенными нравственными нормами и правилами. В совместной деятельности, разделённой на отдельные операции, дети дают оценку действий каждого. При выполнении посильной работы наблюдаем формирование у дошкольников доброжелательности, отзывчивость и ответственность. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связано с нравственным воспитанием : в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. Формируются такие нравственно-волевые качества, как усидчивость, добросовестность, взаимопомощь. У детей наблюдается творческий характер выполнения предложенной работы, желание совершенствовать свои умения и навыки. При решении ряда специфических трудовых задач педагог должен акцентировать внимание дошкольника на общественно полезной деятельности, в которой рождается удовлетворение от проделанной работы, осознание включенности в общее дело. Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми – так воспринимает эту деятельность сам ребенок. Начинают зарождаться деловые взаимоотношения, отличительной особенностью которых является умение распределять и планировать работу, оказывать друг другу помощь и относиться с чувством ответственности к порученному делу. Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения.
Таким образом, формированию нравственной компетентности на первой ступени общего образования способствует оптимально подобранный педагогом метод трудового воспитания, направленный не только на развитие трудовых умений и навыков, но и на развитие нравственных качеств личности. Определение таких методов, а также организованных форм воспитания и является одной из важнейших задач современной педагогики.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
2. Макаренко А. С. Человек должен быть счастливым. Избранные статьи о воспитании / А. С. Макаренко, В. Э. Черник – М: Карапуз, 2009. – 280 с.
3. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении / Соч. – Т. 2. – С. 333–361