Татьяна Егорова
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздников
▼ Скачать + Заказать документы
«… Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что ключевую роль в становлении российской государственности сыграло Православие. Православие является нравственным стержнем нашего народа… При решении управленческих вопросов, при формулировании управленческих задач, мы, конечно, прежде всего, должны руководствоваться здравым смыслом. Но этот здравый смысл должен быть основан на моральных принципах. Нет и не может быть, на мой взгляд, в сегодняшнем мире морали и нравственности в отрыве от религиозных ценностей… По моему глубокому убеждению, моральные ценности, без которых не может жить ни все человечество, ни конкретный человек, не могут быть никакими другими, кроме религиозных».
Публикация «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством православных праздников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Президент РФ В. В. Путин
Духовно-нравственное воспитание детей — приоритетное направление в системе воспитания. Оно благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений ребё нка с миром: на его эстетическое и этическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал.
Актуальность работы по духовно-нравственному воспитанию обусловлена тем, что в русской культуре определяющую роль играет православное мировоззрение, православная вера, православный уклад жизни и, конечно, православные праздники. Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию.
Наш опыт показал, что лучше всего детьми воспринимаются праздничные мероприятия. Детский праздник – важная часть жизни ребенка. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.
В детском восприятии праздника известна удивительная особенность. В памяти остаётся незабываемое осеннее многоцветие – к Покрову, сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет, даже запах, своё особенное звучание, своя музыка…
За почти 2 года работы кружка «Добрый мир», педагогами разработаны и проведены такие праздники, как:
- Покров;
- Никола Зимний;
- Рождество Христово;
- Благовещение;
- Пасха;
- Троица;
- Яблочный Спас.
Православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к своим близким женщинам: мамам, бабушкам, тётям, сёстрам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.
Готовиться к проведению православных праздников надо особенно тщательно. Бывают случаи, когда педагоги смешивают понятия и при проведении православных праздников вводят языческие обряды – жгут чучело на Масленицу, делают «Куклы-обереги».
Очевидно, что сегодня достаточно актуальна проблема поиска методов такого построения праздников, который бы отличался от привычных форм пересказа и концерта, взывал бы каждого к активному восприятию.
При подготовке и проведении праздников мы используем формы работы, которые адекватны живому детскому восприятию :
• игры – русские народные подвижные и пальчиковые, сюжетные, тематические по заранее созданному сценарному плану, позволяющие каждому стать «свидетелями» основных событий праздника;
• чтение библейских историй;
• творческие задания, которые приобщают к самобытным особенностям русского праздника;
• элементы музыкальной культуры в песнях, стихах, плясках.
• тематические беседы и слайд – фильмы, в основе которых преимущественно лежит не монолог – рассказ воспитателя, а метод направленного диалога.
Заканчивается праздник добрыми пожеланиями и детскими подарками для родителей и гостей.
Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев библейских сюжетов, и, даже ведущих, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Мы ощутили, что под влиянием праздничной атмосферы православного праздника, дети стали более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них.
Православные праздники в детском саду открыли также и нам, педагогам, загадочный, благодатный и волшебный мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души в эти праздники.
Взрослые для себя, некоторые тоже впервые, открывали историю Рождества, события Пасхи, жизнь Святителя Николая и понятие Троицы. За то время, пока готовили праздник для детей, изучали литературу, создавали атрибуты, сотрудничали с родителями. Мы, взрослые, готовясь учить детей, учились сами. И даже стали немного другими: старались никого не обидеть, были более искренними и доброжелательными.
Проводя работу по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций в дошкольном учреждении, мы стараемся, чтобы дети не были перегружены информацией, не используем абстрактных понятий, применяем возможности театральной деятельности и детских игр, а главное стараемся наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.
Хорошо помня известную фразу из сказки: «Я – не волшебник! Я только учусь!», наши педагоги учатся, познавая азы православной культуры, углубляя знания по педагогике, психологии, методике воспитания, основам православия. А Каширское Благочиние всегда готово прийти на помощь, дать добрый совет и направить в нужное русло.
Список литературы:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации 29.12.2012г.
2. Шевченко Л. Л. «ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие». - М. : Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2014г. 208с.
3. https://www.maam.ru/.
4. https://nsportal.ru/.